Конспект открытого урока по литературному чтению «Удивительные пони Юнны Мориц» (Стихотворения «Пони» и «Любимый пони») (3 класс)



Конспект открытого урока по литературному чтению.
Для 3 классов по программе «Школа 2100»
Тема: «Удивительные пони Юнны Мориц» (Стихотворения «Пони» и «Любимый пони»)
Цель: развитие умения соотносить автора, название и героев прочитанных произведений, самостоятельно давать характеристику героя, относить произведение к жанру по определенным признакам, видеть языковые средства, использованные автором; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
Материально-техническое обеспечение: Учебник «Литературное чтение» для 3-го класса, рабочая тетрадь, Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, мультимедийное обеспечение.
Проверка домашнего задания.
Ребята, с каким настроением вы пришли на урок. (Ответы учащихся)
- Хорошо, как называется раздел, который мы изучаем? (Животные в нашем доме).
- Итак, проверим, как вы помните героев, о которых мы говорили в этом разделе и проведем викторину. Я буду читать вам цитаты из произведений, а вы должны вспомнить о ком говорится, и кто автор этих строк.
1) «Мы все вздохнули свободно, когда, наконец, избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.» (Медведко) а кто автор? (Дмитрий Мамин-Сибиряк)
2) « пел очень выразительно, с душой. У него оказался глубокий бархатный голос. Его пение сразу захватило нас» (Чанг, Юрий Коринец «Там в дали, за рекой»)
3) «Он не любил повторяться и всякий раз пел новую песню. Иногда она бывала звонкой и радостной, иногда – печальной.» (Капитан Клюквин, Юрий Коваль)
– Почему клест получил такое имя?
4) « пытался иногда что-нибудь стащить. Он вообще был озорником. Иногда он тайком забирался на диван, что дядя категорически запрещал» (Ханг)
5) «Он был бродяга, пропадал по три дня, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость» (Антон, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)
6) «У него была милая рожица. Не любил он колоться и ежиться» (Валентин Берестов «Прощание с другом»)
7) « у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые» (Дымка, Виктор Драгунский «Дымка и Антон»)



2. Продолжим наше путешествие по просторам литературы и вспомним какие я вам задавала стихотворения несколько дней назад. Несколько ребят еще не успели рассказать и получить свою оценку.
Ученики рассказывают стихотворения, заданные на дом.
Юнна Мориц «Большой лошадиный секрет», «Раскудрявый пуделек», «Кот – мореход».
Ребята, что объединяет, все эти стихотворения (Автор Юнна Мориц)
Правильно.
на доску вывешивается портрет Ю. Мориц или слайд.






3.Чтение и работа с авторским текстом, знакомство с краткой биографией поэтессы
- Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов.
- Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных)
- Какие авторы писали о животных? (Есенин, Тютчев, Чуковский, Маршак, Мориц)
- Кто такой Булат Окуджава? (поэт)
- Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»).
- Мы с вами много произведений Ю.Мориц читали и учили наизусть, начиная с 1 класса. А вот о ней практически ничего не говорили.
- Родилась 2 июня 1937 года в Киеве.
У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках.
Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям.
Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а ей было 4 года началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем. А кому интересны произведения Юнны Мориц может посетить ее официальный сайт и познакомиться не только со стихами автора, но и с прозой.

Ребята, что бы вы спросили у Юнны Мориц, если бы брали у нее интервью? (Ответы учеников)






Работа со стихотворением «Пони»
- Прочитайте заглавие на с.99.
- Кто это? (маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке) (Фото на доске или слайде, один пони в попоне)
- Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона)
Молчаливое чтение «Пони».
- Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день?
- Какие слова использует поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает»)
- Кому завидует пони? Почему? (коням, они заняты серьезным делом)
- А что может делать пони? (катать детей, приносить радость от общения с ними)
- Что вызвало улыбку? (представили, как нас катает пони и нам стало весело)
- Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем
- Попробуйте почитать в парах, помогите друг другу.
- Все ли у вас получилось?
- Оцените чтение друг друга.

- Какие литературные приемы использует Юнна Мориц? (Эпитеты, сравнение)
Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения.
- Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа?


5. Работа со стихотворением «Любимый пони»
- Прочитайте заголовок другого стихотворения.
- Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога)
1 строфа
-Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк)
- Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку)
- А зачем? Ведь в городе так много транспорта!?
2, 4,6 строфы
- Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство)
- А любит ли пони автор? – чтение 4последних строк
- Как описал автор пони? Каким приемом воспользовался? (сравнение-метафора)
- Сколько раз повторяется эта строфа? Почему?
3 строфа
- Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов? (Туда где они живут, трудно добраться человеку)
- А где мы с вами их можем увидеть? (в нашем зоопарке, по телевизору)
5 строфа
- Какие слова использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен).
- Что это за литературный прием? (Эпитеты)
- А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное)
- Какой ещё прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст)
- О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство)
- Да, возможно, гуляя по Москве со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство. Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой).
- Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню?
(можно)



Творческое задание (работа в парах и группах)

- Какой пони вам ближе? Почему?
- Чем различаются и чем похожи эти стихи о пони Ю.Мориц? Дети работают в паре записывают на листочках. Кто-то один из пары отвечает (Похожи – темой, главным героем, отношением автора к нему, светлой грустью; отличаются – структурой, содержанием, стих и песня)
Эти стихи напоминают и взрослым, что «Все мы родом из детства».

Игра «Напиши стишок» или Буриме.
А теперь давайте мы с вами попробуем поработать авторами стихов.
Каждой группе я дам начало стихотворения, а вы продолжите его (ребята выполняют задание).
- Рассказывают получившиеся стихотворения.
- Наши стихотворения мы помести ли бы в наш раздел учебника о животных? (да, конечно)




Итоги урока. Оценивание.
На доске вывешивается нарисованный корабль, для упрощения задачи, можно использовать проектор)
Ребята, теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке,
Мы с вами помним, что наше путешествие по просторам литературы продолжается, а пока каждый из вас прикрепит своего морячка на корабле туда, куда он считает нужным.
Красная шапочка – спасательный круг.
Желтая шапочка – задняя часть корабля.
Голубая шапочка – нос корабля.