Презентация Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики ребенка


Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики ребенкасоставитель:Нефедова Л.И.2016 В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенкаПсихическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности.Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Познавательные процессы -  это психические процессы,в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности. Память Внимание Мышление ВОСПРИЯТИЕ - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.  Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учить детей различать предметы на ощупь. Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус. Учить соотносить предметы по величине. Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление. Формировать умение составлять из частей целое. Различать основные признаки разных времен года. Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом. Формирование сенсорных эталонов формы. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали. «Чей контур?» Развивающая игра«Кто где находится?» Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольников: Часто менять формы деятельности. Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное. Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления. Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью. Создавать средства - стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка. Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации. ВНИМАНИЕ –  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект Игры и упражнения способствующие развитию внимания: "Да и нет не говорите. Белого и черного не носите". Игры – головоломки, загадки "Найди отличия". "Найди два одинаковых предмета". "Будь внимателен" (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде). "Волшебное слово" (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: "Пожалуйста!"). "Где что было", (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось). "Назови, что ты видишь" (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате). Игра «Найди пару» Игра «Найди отличия» ПАМЯТЬДошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Рекомендации по развитию памяти (данные методы не требуют специальной подготовки.): Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания. Обучение культуре запоминания. Учить ребенка вспоминать последовательность событий. Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы. Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти. Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства. МЫШЛЕНИЕвысший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью. Составлять группу из отдельных предметов. Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам. Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению. Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов. Учить сравнивать предметы. Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами. Развивать быстроту мышления через дидактические игры. Рекомендации для работы с детьми по развитию мышления: Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: "Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий). «Доскажи словечко" (учить заканчивать слово по начальному слогу). "Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению). «Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет). "Антонимы" (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.). "Уникуб", "Лото". "Домино", пазлы, Конструкторы. Загадки. «Небылицы» Пополнение и активизация словаря Развитие связной речи Формирование правильного звукопроизношения Формирование правильного звукопроизношения Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  Роль дидактических игр в развитии речи дошкольника Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива. Рекомендации по развитию речи дошкольника. Проводить с детьми артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка». Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д. Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.) Обогащать пассивный и активный словарный запас: учить называть предметы ближайшего окружения; Знакомить со значением слов, обозначающих: основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); форму предметов (круглый, квадратный, овальный); параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий); различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный); обозначать словами свои и чужие действия. Игры и упражнения, способствующие развитию речи: «Скажи какой» (учить выделять и называть признаки предмета);«Чей голос?» (учить различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша); “Угадай игрушку” ( формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия); “Про кого я говорю” (развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта); “Кто больше увидит и назовет”(выделять и обозначать словом внешние признаки предмета); “Что напутал Буратино?” (учить находить ошибки в описании и исправлять их); “Исправь ошибку”(учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их). Развитие мелкой моторики Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Существует огромное количество игр, упражнений, различных видов продуктивной деятельности развивающих мелкую мускулатуру. Все их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами, рисование, лепка, аппликация, плетение, вязание и т.д. Рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников: Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания;Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора. Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. "Шнуровки" способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата). В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров. Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики : Игры – манипуляции: «Ладушки-ладушки… », «Сорока-белобока… » – указательным пальцем осуществляют круговые движения.«Пальчик-мальчик, где ты был?. », «Мы делили апельсин… », «Этот пальчик хочет спать… », «Этот пальчик – дедушка… », «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?. », «Пальчики пошли гулять… » - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Сюжетные пальчиковые упражнения:«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно) .«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.«Ёлка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»):«Колечко» – поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.«Кулак – ребро – ладонь» – последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) . Детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующее: Отдавать приоритет игровой деятельности, так сказать, дать детям наиграться. Шире включать игры во все виды деятельности дошкольника. Осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр. Содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности. Не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой, её обогащении со стороны педагога.Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский