Технологии помогающие учиться. Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.


Понятие педагогической технологии Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (словарь Ожегова) Понятие педагогической технологии Технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения(И.Волков) Понятие педагогической технологии Технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению педагогического процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для педагога и воспитанника . (В.Монахов) Педагогическая технология Технологииобучения Технологии воспитания Технологии развития Игровые технологии Игровые технологии – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Педагогические игры - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела). Чаще всего классификация педагогических игр встречается по: применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и другие; по игровой методике: сюжетные, ролевые, организационно-деятельностные игры (ОДИ), деловые, имитационные, психодраматические и др. Целевые ориентации Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Целевые ориентации Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Целевые ориентации Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Целевые ориентации Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Упражнения, направленные на развитие мышления Мышление – это одна из высших форм деятельности человека, наиболее высокая ступень познания. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). «Загадки»Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких - либо известных предметах.«Составление предложений»Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. «Исключение лишнего» Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова, которые обозначают в чём - то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. «Поиск аналогов» Называется какой - либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам.«Способы применения предмета» Называется какой - либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подготовку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Упражнения, направленные на развитие воображенияВоображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.  Упражнения, направленные на развитие воображения«Незаконченные фигуры»«Изучение географической карты»«Волшебные кляксы»«Завершение рассказа»«Составление рассказа с использованием отдельных слов» Упражнения, направленные на развитие вниманияВнимание- это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продуктивности его учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания.  Упражнения, направленные на развитие внимания Методика «исправь ошибки» «Корректурное задание» Игра «Муха» «Перепутанные линии» «Найди отличия» «Путаница» Упражнения, направленные на развитие памятиПамять основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемичиские опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мненмические опоры, отражающие главные мысли какого- либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главные мысли. Упражнения, направленные на развитие памятиОбучающая методика «смысловые единицы»Игра «Заметь и запомни» Эта игра помогает развивать зрительную память, наблюдательность. Игра состоит в следующем: на столе выкладывают 7- 10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 сек., снова закрывают и предлагают ребёнку их перечислить.«Ассоциации» 1. Педагог называет слова (Родина, удар, ошибка, контроль, записка, проблема и т.д.), ученик отвечает на каждое слово своим, первым пришедшим в голову. 2. А теперь постарайся вспомнить слова, которые я называл.