Модуль по информатике и ИКТ в 5 классе Развитие логического мышления и воображения


Модуль по информатике и ИКТ в 5 классе
«Развитие логического мышления и воображения»
(Введение в логику)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из целей преподавания информатики в курсе средней школы состоит в привитии навыков логического мышления. Логическое мышление – это, прежде всего, умения рассуждать, доказывать, подбирать факты, аргументы и обосновывать предлагаемые решения. Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Одним из инструментов развития логического мышления является решение содержательных логических задач. Эти задачи способствуют развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Кроме того, логические задачи позволяют развивать не только логическое, но также математическое, и алгоритмическое мышление. Они требуют для своего решения некоторого математического аппарата (обычно не очень сложного) и в то же время умения мыслить последовательно (алгоритмически), четко фиксируя каждый шаг решения.
К сожалению ни в курсе математики, ни в курсе информатики решению логических задач не уделяется достаточного внимания. Восполнить этот пробел призван модуль «Развитие логического мышления и воображения».
Цель модуля:
развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи модуля:
Модуль направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Развития логического и креативного мышления.
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
Модуль «Развитие логического мышления и воображения» рассчитан на 10 часов для преподавания в 5 классе.
Тематический план
№ п/п Тема Количество часов
1 Множество. Подмножество. Пересечение множеств (Расселяем множества) 2
2 Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ») 2
3 Описание отношений между объектами с помощью графов (Строим графы) 1
4 Пути в графах (Путешествуем по графу) 1
5 Высказывания со словами «НЕ», «И» «ИЛИ» и выделение подграфов. (Разбираем граф на части) 2
6 Правило «ЕСЛИ-ТО» 1
7 Схема рассуждений (Делаем выводы) 1
всего 10
Содержание курса
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Учащиеся должны:
изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;  
определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  
строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;  
строить и описывать пути в графах;  
выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  
записывать выводы в виде правил «если …, то …»;  
составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;
Литература
Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2012.
Тихонова Л.В. Элементы математической логики. Факультативный курс. Газета “Математика” №42 (2002 г.), №4,5, 14,42(2003 г.)
Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2010
Календарно-тематическое планирование
№ Изучаемый раздел,
тема учебного материала Тип урока Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление) Вид контроля Дата проведения
1 Множество. Подмножество. Пересечение множеств.2ч УОНМ – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– анализ условия учебной задачи;
–  оценивание работы в соответствии с критериями;
– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
Знать: отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);  истинность высказываний со словом «не»;  истинность высказываний со словами «и», «или»; понятия множество, подмножество;  связь операций над множествами и логических операций;  пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям;  правила вывода «если …, то …».; цепочки правил вывода;  простейшие графы «и – или»;Уметь: изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;  определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;  строить и описывать пути в графах;  выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  записывать выводы в виде правил «если …, то …»;   составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;
ФО, СР 2 Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»)2ч УОНМ ФО, СР 3 Описание отношений между объектами с помощью графов (Строим графы) УОНМ ФО, СР 4 Пути в графах (Путешествуем по графу) УПЗУ ФО, СР 5 Высказывания со словами «НЕ», «И» «ИЛИ» и выделение подграфов. (Разбираем граф на части)2ч УОНМ ФО, СР 6 Правило «ЕСЛИ-ТО» УОНМ ФО, СР 7 Схема рассуждений (Делаем выводы) УОНМ ФО, СР