Аналитическая справка «Об организации предметно-развивающей среды в старшей группе » ГБОУ СОШ «Оц» с. Александровка структурного подразделения детский сад «Росинка».


Аналитическая справка «Об организации предметно-развивающей среды в старшей группе » ГБОУ СОШ «Оц» с. Александровка структурного подразделения детский сад «Росинка».
Проводила: Хусаинова Галия Газизовна
Дата проведения: 12.03.2014 г.
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
В ходе проверки подробно были изучены и проанализированы условия осуществления образовательного процесса: создание развивающего пространства в ДОУ, оформление и оборудование группы. Предметно -развивающая среда спроектирована в соответствии с программой реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников.
Анализируя созданные условия для предметно-развивающей среды можно сделать вывод, что для полноценного развития ребёнка в группе созданы необходимые условия, обеспечивающие высокий уровень охраны жизни и здоровья детей.
В группе созданы центры, зоны и уголки для разных видов деятельности детей, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребенка предметов.
В старшей возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую. Учитывая условия ДОУ, при создании предметно – развивающей среды педагоги ориентировались на следующие принципы:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьёй;
• приобщение детей к соцкультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования;
• учет этнокультурной ситуации развития детей;
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.
Качественно преобразовано групповое помещение - красивое, уютное, привлекательное, здесь каждый ребенок находит для себя интересное дело.
В оформлении группы соблюдается единый стиль, и используются светлые тона окраски стен, белые потолки, яркое освещение, что оптически расширяет пространство.
Развивающая среда привлекательна, интересна, выразительна. Среда стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Созданная в группе обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деловитости. При создании развивающей среды каждый педагог учреждения учитывает индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, знает группу в целом, ориентируясь на «зону ближайшего развития».В построении развивающего пространства учитывался принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Групповые помещения условно разделены на центры (зоны).
Хорошо освещенное место отведено центру художественного творчества, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.
Центр науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном центре размещен материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытом, стол для экспериментирования с водой и песком.
Центр ручного труда всегда активно работающая зона, способствующая формированию у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок. Материалы для ручного труда постоянно обновляются, собираются совместно с детьми на прогулках.
Центр «Познайка» - это удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные доски.
Музыкально-театральный центр представлен набором детских, музыкальных инструментов (некоторые шумовые инструменты сделаны как результат проекта родителей и детей, различными видами театра: би-ба-бо, пальчиковым, настольным, теневым. В группе имеется ширма для театрализации, мини – сцены. Группа оснащена интерактивной доской, аудиотехникой, фонотекой.
Центр краеведения и патриотизма содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, станицы.
Центр оснащен глобусом, картой, флагами России, предметами местного быта, поделками, игрушками.
В группе имеется физкультурно-оздоровительный центр. Данный центр способствует развитию двигательной активности, моторики детей, и задач их гармоничного развития. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Некоторый инвентарь изготовлен руками воспитателей и родителей: коврики для массажа стоп, рукавицы.
Для конструктивной деятельности в группах создан строительный центр. Он содержит строительный материал, который хранится на открытых полках. Для построек имеются образцы моделей, схем, фотографии, рисунки, модели транспорта.
Для игр по интересам и половым различиям педагогами созданы уголки для мальчиков и девочек.
На участке имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой двигательной активности детей; мини-стадион, оборудованный баскетбольными щитами, полоса препятствий, тропа здоровья.
Организация среды на территории детского сада, обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории детского сада созданы уголки поля, луга и огороды, разбиты цветники, высажен ягодник, организована экологическая тропа.
Для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения на участке имеется возможность моделирования транспортной среды с использованием дорожных знаков.
Каждый день пребывания ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.