Формирование учебной самостоятельности как залог успешного обучения в школе


Формирование учебной самостоятельности как залог успешного обучения в школе
Гламаздина Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7» г.Салават
250874mila@mail.ru
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.
На современном этапе оптимизации начального образования проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников приобрела особую актуальность. Концепция модернизации российского образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования аргументируют социально-педагогическую направленность, данной проблемы. Одним из ценностных ориентиров образования становится развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Достижение этого предполагает полноценное освоение младшими школьниками всех компонентов учебной деятельности.
Стратегическая задача модернизации российской образовательной системы – выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных ориентироваться в меняющихся социально-экономических условиях, быстро и правильно находить свое место в обществе.
С первых шагов обучения, вливаясь в целенаправленный образовательный процесс, ребенок начинает постигать способы познания, азы работы с информацией, учиться организовывать свою деятельность. На этой основе вырабатывается индивидуальный стиль учебной деятельности, позволяющий продвигаться в постижении основ наук, обрабатывать большие объемы информации и, самое главное, ориентироваться в быстро меняющемся мире. Для выработки индивидуального стиля ведущее значение имеет активность ребенка в процессе учения, его самостоятельность в учебной деятельности, являющаяся для учителя как целью, так и следствием в развитии учебных умений младшего школьника.
Учебная самостоятельность включает в себя следующие составляющие:
› способность к обнаружению учебной задачи;
› умение сделать выбор;
› способность обобщать;
› развитие речевых умений;
› самоконтроль и рефлексию;
› способность планировать.
Развитие самостоятельной работы учащихся – задача чрезвычайной важности, так как от ее решения во многом зависит успех овладения детьми учебным процессом.
Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых, психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во-вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. В-четвертых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания.
Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их, выполняя определенные действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.
Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес.
Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.Объединение усилий детей в решении задач имеет свои преимущества:
› возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
› растут познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
› меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
› снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
› ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
› меняется характер взаимоотношений между учениками;
› резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
› ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
› учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;
› "воспитательная" работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Младший школьный возраст считается сензитивным периодом формирования навыков учебной деятельности (когда организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды) в целом и общеучебных умений в частности. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Именно в этот период учеба приобретает характер ведущей деятельности ребенка. Отдельную немаловажную роль в развитии детской самостоятельности играют детские взаимоотношения, взаимоотношения ровесников. Ведь возможность согласовывать замыслы и координировать планы – развивать свою самостоятельность – ребенок обретает во взаимодействии со сверстниками. Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты. В этом случае мы говорим о необходимости каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе, то есть умении сотрудничать. Все это привело меня к необходимости поиска путей результативной работы в развивающей системе. Мною была разработана и составлена программа по внеурочной деятельности «Я учусь учиться», где предоставляется возможным формирование у детей стиля познавательной деятельности и развитие навыков сотрудничества.
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на умении сотрудничать.
Задачи:
1.Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию.
2. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии («Какой я?»)
3. Дать школьникам возможность познать свои сильные и слабые стороны.
Формирование стиля познавательной деятельности и навыков сотрудничества осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования форм работы, таких как дискуссии, ролевые игры, работа в парах, группах. Все это определяет развитие познавательной и личностной сферы школьников, навыка рефлексии на основе анализа и направлено на обогащение творческого воображения, развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.
При организации групповой работы на уроке в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. При работе в группах дети научатся взаимодействовать друг с другом, у них появится умение рефлексировать, а учитель поможет им сформировать адекватную самооценку, развить интерес и желание учиться. И вот тогда можно будет сохранить здоровье детей, сформировать у них навыки сотрудничества, научить делать аргументированный выбор. Работа в группе дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля.
Программа состоит из двух блоков:
◊ для учащихся 1-2 классов – направлен на знакомство учащихся с познавательными психическими процессами и их развитие, на самопознание и саморегуляцию;
◊ для учащихся 3-4 классов – направлен на развитие словесно-логического и теоретического мышления, сознательное использование основных мыслительных операций.
Примерная структура занятий:
1. Разминка (3-5 минут – несложные вопросы и задания, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции).
2. Тренировочные упражнения для развития памяти и внимания.
3. Изучение нового материала.
4. Упражнения на развитие навыков конструктивного общения.
5. Рефлексия. Итог занятия.
В результате занятий по данному курсу у ребенка формируются: способность к рефлексии; саморегуляция в поведении; умение анализировать и логически рассуждать; навыки эффективного учебного взаимодействия; повышается уровень познавательной мотивации к учению.
Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования.
Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.