«Развитие творческой индивидуальности ученика, как залог успешного обучения»

ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»












«Развитие творческой индивидуальности ученика, как залог успешного обучения»


Из опыта работы преподавателя по классу аккордеона
Давыденко Инны Леонидовны
















Лангепас – 2016г.
Индивидуальный подход к учащемуся особая область педагогического искусства. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и стремиться развивать все лучшее, что есть в его даровании, выявляя его творческий облик.
В течение многих лет педагог проходит с учеником различные произведения, одни более, другие менее подробно. В ходе этих занятий каждый учащийся приобретает необходимую музыкальную и исполнительскую культуру, он учится работать. Важнейшими компонентами работы исполнителя являются: стремление понять произведение, осознание своего к нему отношения, умение воплотить свой замысел в конкретном звучании, возможность справиться с узкотехническими трудностями и пр. Этому педагог должен научить ученика.
Чтобы работать продуктивно, исполнителю надо уметь слушать себя, уметь мыслить, анализируя свои достижения и ошибки, и этому тоже (и в первую очередь!) должен научить его педагог. Воспитывая все эти качества в ученике, педагогу не следует прощать ему недоделки и небрежности, добиваясь максимальной, разумной для данного этапа развития ученика законченности исполнения.
В сложнейшем, многогранном и многостороннем процессе обучения должно проявляться индивидуальное отношение к ученику. Направление работы в каждый данный момент развития, умение построить урок, подбор репертуара, даже форма указаний педагога все это вытекает из понимания специфики развития учащегося, его дарования. При этом неуклонность профессиональных требований педагога отнюдь не исключает возможности дать учащемуся известную свободу, особенно в вопросах толкования произведения, его трактовки. Если ученик, имеет свое личное отношение к изучаемой музыке , то педагог должен бережно его сохранять и развивать. Более всего такта требуется на последнем этапе работы, когда ученический замысел получает окончательное оформление. При этом сфера проявления индивидуального должна оставаться в пределах объективной меры художественного образа. В противном случае может получиться безвкусица, которая недопустима ни под каким видом, в том числе и под флагом развития индивидуальности. Поддерживая исполнительскую инициативу учащегося, педагог должен вместе с тем воспитывать логику художественного (музыкального и исполнительского) мышления своего ученика.
Методы выявления и изучения индивидуальных особенностей
Без творческой инициативы и самостоятельности немыслим музыкант-исполнитель. Над развитием этих качеств у ученика надо работать повседневно, в течении всего периода обучения в школе. Но для того, чтобы раскрыть творческий облик ученика и развить то лучшее, что есть в его даровании необходимо, прежде всего выявить индивидуальные особенности каждого ребенка. Чтобы этого добиться нужно знать основы современной психологии и те методы, с помощью которых можно изучить черты и особенности деятельности личности. Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами.
Первый метод – наблюдение, при котором внимание сосредотачивается не на субъективных переживаниях личности, а на анализе её конкретных действий, помогая постичь психику наблюдаемого. Выяснив психологический склад ученика, педагог сумеет найти наиболее целесообразные пути воздействия на него.
Другим методом, тесно связанным с наблюдением, является беседа. Продуманная беседа позволяет собрать необходимую информацию, выяснить насколько правильные или ошибочные были выводы, сделанные посредством наблюдения. Беседа помогает достижению более тесного контакта между педагогом и учеником. Действенность этого метода связана с необычайной силой слова.
Третий метод, весьма существенный в педагогической работе – эксперимент, предполагающий активное воздействие на явления, обнаруженные путем наблюдения и уточненные посредством беседы. Известно, что одно и тоже явление на различных людей оказывает разное воздействие и если педагог разбирается в психологических особенностях, типах нервной деятельности, ему гораздо легче строить учебно-воспитательный процесс и развивать способности детей, их творческую активность и самостоятельность.
Принципы музыкальной педагогики, способствующие воспитанию творческой инициативы учащихся
Для успешного обучения и воспитания помимо управления психической деятельностью ученика необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики, которые способствуют лучшему усвоению знаний, умственному развитию, воспитанию самостоятельности и творческой активности учащихся.
Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разнообразные приемы и методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.
Принцип систематического и последовательного обучения.
Нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводиться последовательно, согласно логике развития данного предмета. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым; изложение от простого к сложному.
Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних занятиях. Если в общеобразовательной школе они нужны для закрепления знаний, усвоенных на уроке, то в музыкальной учебной практике они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематических занятий и длительной тренировки. Это принцип означает также правильное планирование работы с учащимся и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика.
Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Хотя в музыкальном обучении доступность связана больше с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одаренности, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению. И нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения.
Принцип наглядности обучения служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
В музыкальной педагогике используется два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический или исполнительский (художественное исполнение). Более эффективен педагогический, который сопровождается анализом игровых приемов и указанием способов овладения ими.
Принцип прочного усвоения знаний – это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждого произведения и исполнительских навыков для хорошей подготовки к выступлению на концерте или экзамене. Для чего необходимо развитие общей и музыкальной памяти ученика, умение использовать накопленный опыт в новых условиях.
Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методик преподавания. Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках (тональностях), аппликатуре, штрихах, а также в фактуре и содержании исполняемого произведения.
Сознательная работа помогает выбрать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений, и постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации.

Условия воспитания творческой инициативы
Развитие заинтересованности
Главным условием развития творческой инициативы является пробуждение у ученика интереса к тому, чем он занимается. Если нет заинтересованности, то не будет и должного результата. Задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит результат своей работы.
На развитие заинтересованности ученика весьма благотворно влияет исполнение музыкальных произведений самим педагогом, как в классе, так и на концертах. Практически все дети хотят научится играть так, как их учитель.
Посещение концертов, а также участие в них – также одна из форм развития интереса к самостоятельному музицированию.
Развитие музыкальных способностей
Огромное влияние на воспитание творческой инициативы имеет является развитие слуха, ритма, музыкальной памяти, то есть способностей, составляющих музыкальную одаренность ученика. Чтобы это эти способности развивать нужно систематически давать материал, своего рода пищу для самостоятельной работы обучающегося, таким образом, закладывая базу для будущей творческой активности ученика.
На начальном этапе обучения педагог пробуждает инициативу ученика в процессе самого урока, предлагая, например, проанализировать несложное для восприятия произведение (веселое – грустное, быстрое – медленное, тихо – громко и т.д.),либо сравнить два разнохарактерных произведения. В процессе анализа обязательно интересоваться почему ученик думает так, а не иначе. Это заставляет его думать самостоятельно и давать вполне осмысленный ответ. Чем старше ученик, чем больше у него накоплено музыкальных впечатлений, тем более сложные ставятся перед ним задачи (самостоятельно разобрать произведение, сделать подробный анализ, выделить проблему и найти пути ее решения)
Формы работы
Совместный подбор репертуара
Чтобы развить творческую самостоятельность ученика можно применять такой прием, как выбор произведения по его желанию. Если предложенное учеником произведение является полноценным художественным произведением и соответствует уровню развития ученика на данном этапе обучения, то его вполне можно внести в рабочий план. Опять же необходимо поинтересоваться, почему ученик выбрал именно эту пьесу, чем она его привлекла. Большую роль в музыкальном развитии ученика играет и количество пройденных произведений. Каждый педагог, составляя учебный план для ученика , должен стараться, чтобы этот план был максимальным во всех отношениях. Вместе с тем, полезно бывает выучить с учеником (дав простор его самостоятельной деятельности) произведение, которое представляет для него уже пройденный этап. Естественно, что исполнение этого «легкого» для ученика произведения должно быть доведено до высокой степени мастерства.
Не следует сокращать «индивидуальный план» учащегося, слишком долго отделывая детали, с целью на одной пьесе «научить всему». Подобное «сидение» на одном и том же тормозит развитие ученика. Лучше, доведя произведение до определенного уровня хорошего исполнения, оставить его, но зато успеть пройти (тоже достаточно основательно) еще одно-два. Г. Г. Нейгауз говорил, что в таких случаях обычно количество переходит в качество.
Самостоятельное изучение произведений.
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников.
Задача педагога – найти ту середину, которая, с одной стороны, представляла бы возможность развития творческой инициативы ученика, а с другой – удерживала его пределах данного стиля.
Прослушивание самостоятельно приготовленной программы может производиться в обстановке классного концерта: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители-слушатели и их педагог. Польза такого рода работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащегося напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а оживленная дискуссия после выступления учит его переоценивать, переосмысливать многое в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и исполнению коллег.
Педагогическая практика
Как известно практика – есть лучшее средство для развития самостоятельности и творческой активности. Хотя в программе ДМШ педпрактика не предусмотрена, в целях творческого эксперимента можно использовать и эту форму работы с учениками старших классов, и с теми, кто занимается по программе предпрофильного обучения. Польза от этого весьма ощутима. Непосредственная цель педагогической практики – научить молодого музыканта заниматься с учениками. Но в этой узкорабочей цели есть еще одна очень важная сторона: роль педагога вынуждает «практиканта» последовательно ставить перед своим учеником музыкальные задачи, объяснять их, показывать способы преодоления различных затруднений. В итоге он сам начинает гораздо сознательнее относиться к процессу своих собственных повседневных занятий.

Еще один из вариантов практической деятельности учеников – обучение игре на инструменте своих родителей, друзей и т.п. В результате сам учащийся гораздо быстрее овладевает теми навыками, которые вызывали у него значительные затруднения
Исполнительская практика.
В первую очередь следует отметить необходимость регулярных выступлений учащихся в концертных выступлениях самых разнообразных форм. Это и академические вечера, и открытые концерты, и экзамены, а также лектории, выездные и шефские концерты. Все формы практической деятельности чрезвычайно и одинаково полезны в профессиональном отношении, поскольку наиболее непосредственным образом способствуют проявлению творческого начала у молодого музыканта. В результате растет его заинтересованность и ответственность за качество своей работы.
Классное прослушивание экзаменационной программы, концерты для родителей.
Очень полезно учащимся слушать друг друга в классе, так как это дает возможность легко заметить недостатки исполнения. Анализируя причины ошибок, допущенных товарищами, можно быстрее найти и исправить свои ошибки. Полезно проводить родительские собрания с концертом учащихся. Эти формы работы способствуют развитию творческой самостоятельности заинтересованности и ответственности и являются достаточно эффективными, так как:
Во-первых, далеко не все дети выступают на открытых школьных концертах ,а подобные выступления дают возможность всем без исключения реализовать свои творческие возможности.
Во-вторых, регулярные выступления перед аудиторией помогают сократить до минимума психологический «барьер» боязни сцены.
В-третьих, есть возможность совместно с товарищами проанализировать свое выступление, выявить проблемы и самостоятельно их проработать.
Полезно перед экзаменом устраивать классные прослушивания программы в присутствии родителей. Здесь помимо творческого присутствует еще и воспитательный момент.
1. Дети не хотят подвести своих родителей и выступить хуже всех и соответственно проявляют всю свою творческую активность и самостоятельность при подготовке программы.
2. Родители тоже заинтересованы в качественном выступлении своего ребенка, соответственно они контролируют качество подготовки к выступлению
3. У родителей и у учеников есть возможность сравнить выступления всех участников, и адекватно оценить результат.
Ансамблевое музицирование
Индивидуальные занятия по специальности наиболее активно воздействуют на творческую самостоятельность учащегося. Однако они не имеют в то же время целого ряда возможностей воздействия на ученика, доступных при коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учеников своими товарищами.
Кроме того, некоторые качества и навыки легче привить через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, умение владеть собой, добиваться общей цели.
Совместная игра отличается от сольной тем, что все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Помимо себя учащийся должен слышать еще и других. Четкий слуховой контроль и готовность самостоятельно принять решение во время выступления, вот те навыки которые дает ансамблевая игра.
Очень полезно после выступления проводить совместные обсуждения, где каждый участник может дать свою оценку исполнению, определить проблемы, предложить пути решения.
Еще одна из форм ансамблевого музицирования– это соединения двух различных предметов (ансамбль с чтением с листа) старший ученик аккомпанирует младшему, читая свою партию с листа. Подобные занятия заставляют учащихся активизировать звуковой контроль, слуховое внимание, помогают сформировать свое собственное отношение к исполняемому произведению.
Чтение с листа, подбор по слуху,
Данные формы музицирования – это прямой путь к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов. Игра по слуху и чтение с листа приучают исполнителя осознанно и активно, то есть на основе прочных музыкально-теоретических знаний и ярких музыкально-слуховых представлений воспринимать и воспроизводить музыку. Они опираются на музыкальные способности и, в свою очередь, активно развивают их .
Каждого учащегося отличают индивидуальные особенности: различны степень одаренности, восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма и т.д. При работе необходимо знать как сильные, так и слабые стороны учащегося. Составляя индивидуальные задания, педагог должен с одной стороны опираться на уже имеющиеся умения и навыки учащегося, а с другой – способствовать их дальнейшему формированию и развитию.
Успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков ученика: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем лучше он владеет инструментом, тем успешнее читает он и ноты с листа.
Важно уже на начальном этапе обучения формировать у ученика навык самостоятельного анализа нотной записи. Идти нужно от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.
В процессе зрительного анализа нотного текста учащийся называет звуки, длительности; фиксирует элементарные мелодические и ритмические комплексы, теоретически осознавая простейшие детали музыкальной речи. Затем он вносит в текст обозначения смены движения меха и аппликатуры, затем проигрывает мелодию с листа. Такая работа наилучшим образом позволяет ученику проявить свою самостоятельность и раскрыть творческие возможности.
Игра по слуху является важным показателем в развитии творческой активности и самостоятельности учащихся. При этом именно игра по слуху вызывает самые большие затруднения в работе с учащимися.
Практика показывает: если у учащегося имеются ясные слуховые представления мелодии, то он обязательно ее подберет на инструменте. Поэтому главной задачей является развитие и последовательное накопление слуховых представлений.
Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений - пение. Поэтому первые шаги в развитии внутреннего слуха нужно начинать именно с него. Отдельные звуки, интервалы, небольшие попевки проигрываются педагогом на инструменте, учащийся запоминает их и воспроизводит голосом (можно подыграть ему на инструменте). Лучше петь со словами, так быстрее запомнить, ведь дети мыслят образно. На первых же уроках необходимо приобщить учащихся к различению и сравнению темпов, штрихов и особенно ладов.
Обычно уже после первых нескольких уроков учащиеся могут правильно находить и исполнять отдельные звуки и небольшие попевки. И здесь важно, чтобы они проявили самостоятельность и приступили к подбору на инструменте.
Подготовка домашнего задания
Воспитание творческой самостоятельности в значительной степени определяется отношением учащегося к подготовке домашнего задания. Именно в этой ситуации, когда рядом нет педагога, который мог бы помочь и подсказать, ученик может проявить все свои лучшие качества, такие как ответственность, целеустремленность ,сила воли и грамотный творческий подход к выполняемому заданию. Успех самостоятельной работы в первую очередь основан на высокой требовательности к себе. Формальный подход к занятиям не даст никакого результата. С самого начального этапа обучения учащиеся должны точно уяснить для себя, что нельзя играть безостановочно, игнорируя встречающиеся неточности исполнения. Только давая себе ясный отчет в том, что было в исполнении хорошо, что плохо, можно работать дальше. А это требует от ученика навыка самостоятельного анализа
Подготовка к первому показу
Воспитание самостоятельности ученика в значительной степени определяется отношением педагога к первому показу нового произведения. Очень важно стремиться к тому, чтобы ученик пытался самостоятельно разбирать произведение, делая это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т. д. Но через определенное время уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы ученик все, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Постепенно усложняя задания, педагог должен добиться от учащихся, чтобы в новом произведении они самостоятельно умели не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, что главное, а что второстепенное, подумать о способах работы и т. п.
Музыкальность вначале проявляется в этих занятиях чисто интуитивно. Но по мере накопления музыкальных представлений и навыков технической работы сознательная исполнительская активность ученика заметна уже на самом первом этапе изучения произведения (даже в разборе).
Нельзя допускать , чтобы подвинутый ученик приносил на урок едва разобранную пьесу. В этом случае, когда плохо выучен текст, не понято произведение, не намечен хотя бы в самых общих чертах план исполнения, педагог своими указаниями фактически потакает безответственности ученика, освобождая его от необходимости подумать о произведении и о способах работы над ним. Выигрыш от такого урока минимальный, но ощутим в ближайшие же дни. Проигрыш очень значителен, но проявляется лишь в будущем. Ученик привыкает в искусстве «жить чужим умом». Его собственная инициатива притупляется.

Очень точно охарактеризовал роль педагога в процессе воспитания творческой самостоятельности ученика Австрийский пианист и педагог Артур Штайбель: «Роль педагога состоит в том, чтобы что бы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников». И поэтому наша главная задача не только дать детям определенный багаж знаний, умений и навыков, необходимый для их музыкального развития, но и научить использовать в практической жизни те знания и тот опыт самостоятельной работы, который они получили в школе.










Список используемой литературы

Маркевич Ф. Психологические факторы в музыкальном обучении. – М., 1981г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985г.
Сигал Л. Воспитание волевых качеств в классе специальности. – Л., 1980г.
Крюкова В. Музыкальная педагогика – Р-н-Д., 2002
Ямпельский А.О. О методе работы с учениками. - М 1978г.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15