Урок литературы в 1 А классе по программе развивающего обучения ( Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова) Тема урока: Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой. 2 часа


Урок литературы в 1 А классе по программе развивающего обучения
( Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова)
Тема урока: Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой. 2 часа
Место урока: в разделе 10 уроков, данный урок является 8.
Цель: формирование умения «читать по-взрослому»,
формирование умения понимать смысл самостоятельно прочитанного произведения, умение читать выразительно по определённой модели новое произведение , умение оценить по определённым критериям прочитанное другими детьми, развивать умение анализировать прочитанный текст. В последствии учить создавать самостоятельно новый текст, противоположный, услышанному.
Тип урока: моделирование и преобразование модели.
ХОД УРОКА
Мотивационный приём: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
- Ребята , прозвенел звонок, начинается урок.
Вы готовы работать со мной. Поднимите ручки, если готовы?
Создание ситуации успеха
- Помните ли вы, как называется раздел, который мы начали изучать?
(« От дождя до радуги»)
- А почему он так называется? Разве есть, какая то связь между этими двумя понятиями?
- Что такое дождь? ( капли воды)
- А что такое радуга? ( это разноцветная дуга на небе)
- А что значит «от дождя до радуги»?
(радуга бывает только после дождя, когда светит солнце)
Постановка учебной задачи:
- Откройте учебник на стр. 60. Прочитайте задание, что это значит, что мы сегодня будем делать на уроке? («читать по- взрослому»)
- Что значит – читать по-взрослому?
(найти ключевые слова, расставить паузы, т.е. поделить каждое высказывание на речевые звенья)
На доске появляется запись:
ключевые слова,
речевые звенья.
- Что в тексте уже выделено? ( ключевые слова)
- Что надо ещё выделить?
-Надо поделить текст на речевые звенья.
Найдите такой же текст в тетради ( с.28)
Прочитайте его для себя, в полголоса.
- О чём вы прочитали? Видел ли кто такую капельку? Почему она необычная? ( она разноцветная от солнышка)
- Готовы ли вы приступить к работе? Работать вы будете в паре.
Обсудите друг с другом, где надо поставить паузу. Если ваш сосед не справляется, помогите ему.
Затем работа с текстом в паре , расставить паузы .
Чтение дидактического текста цепочкой. Исправление недочётов, выделение удачных мест.
Оцените своё чтение и чтение других.
- Удалось ли прочитать рассказ выразительно, по -взрослому?
-Что вам помогло? ( схема – модель)
Ключевые слова
Речевые звенья
Моделирование и преобразование модели
- А хотите узнать, куда же исчезли капельки? Куда они пропали?
Прочитайте рассказ «Капли-серёжки» Б.А.Павлова( чтение вполголоса)
- Работа по вопросам, выявление смысла прочитанного.
-Понравился ли вам рассказ? О каких серёжках говорит автор?
(дождевые капли)
А почему автор называет капли серёжками? С чем автор сравнивает дождевые капли?
- Почему прозрачная капля стала радужной? ( дождь прошёл и выглянуло солнышко) Найдите, что автор говорит об этом в рассказе.
- А как вы считаете, это действительно так или автор ошибся?
- Понравилось ли вам это сравнение? Какое сравнение вы можете предложить? С чем ещё можно сравнить капельку дождя?
- Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (природа, как и человек тоже может менять настроение)
Действительно, дождь – это удивительное явление природы. Он тоже способен менять настроение человека.
За грустью следует радость и наоборот. Капля дождя из бесцветной превратилась в радужную, многоцветную. Какое чувство вызвало у вас это чудесное превращение? (восторг, радость, восхищение)
-Вам понравился этот рассказ? А что нужно сделать, чтобы он понравился и другим людям? ( прочитать выразительно, по-взрослому)
А как это сделать? Что нам поможет? (Схема)
(На доске появляются записи:Речевые звенья или деление на синтагмы Каким знаком мы будем выделять в выражении речевые звенья?
Обозначение знаком / или // паузы между ними
Ключевые слова Как мы будем выделять ключевые слова?
( подчёркиванием)
Достаточно ли этого, чтобы прочитать рассказ выразительно?
(надо выбрать темп, тон каким мы будем читать этот рассказ, определить настроение)
- А как это сделать голосом?( с помощью интонации голоса)
Интонация в конце каждого высказывания
Интонация внутри высказывания)Как мы покажем интонацию? ( Стрелочкой – вверх, вниз)
Решение учебной задачи.
Работа в группах.
-Подготовьте чтение « по-взрослому» той части текста, которая написана на листах. Попробуйте прочитать свой абзац так, чтобы было видно, что действительно произошло чудесное превращение.
Сравнение результатов у доски ( по две группы)
Оценка каждого прочтения. Получилось или нет?
Чтение рассказа целиком.
Итоговая рефлексия.
-Сумели ли мы прочитать текст по-взрослому?
-Что вам помогло это с этим справиться?
- Удалось ли понять прочитанное и рассказать об этом удивительном явлении другим ?Если останется время, прочитать рассказ хором.
Оцените своё чтение. Поднимите жёлтую фишку те, кому удалось прочитать рассказ выразительно, кому пока не удалось – поднимите красную фишку.
7.Постановка задачи на следующий урок:
На следующем уроке мы с вами будем слушать грустную сказку о дождике. Попробуем стать сами авторами и придумаем весёлую сказку про дождик.
Спасибо . На этом сегодня мы закончим наш урок.