О реализации программы адаптации детей к школьной жизни в условиях реализации ФГОС НОО статья

О реализации программы адаптации детей к школьной жизни в условиях реализации ФГОС НОО
(Методические рекомендации СПНОО ГОУ МЦ СУО)

В каждом образовательном учреждении в рамках разработанной Основной Образовательной Программы должна быть прописана своя программа по организации адаптационного периода в первых классах.

Остановимся на общих моментах организации периода адаптации первоклассников к школьной жизни.

1. Как правильно организовать работу в адаптационный период в первом классе?
Образовательный процесс в первом классе строится с обязательным соблюдением требований СанПиН 2.4.2.2821 -10 по организации адаптационного периода.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

2. С чего следует начинать работу в адаптационный период в первом классе?
Начать адаптационный период в 1 классе рекомендовано с курса «Введение в школьную жизнь». Организовать работу с первоклассниками по данному курсу следует с 1 сентября и продолжать в течение первых десяти дней школьной жизни.
По завершении курса «Введение в школьную жизнь» учитель приступает к предметному обучению в соответствии с учебным планом первого класса с соблюдением всех норм и правил адаптационного периода.
3. Какие цели преследует курс «Введение в школьную жизнь»?
Целью данного курса является:
формирование благоприятной мотивационной сферы на обучение,
сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия ребенка путем плавного введения первоклассника в новую учебную систему отношений.
4. Кто становится участником процесса адаптации?
Участники: учащиеся, учитель, родители.
Рекомендуем вовлекать в образовательный процесс специалистов ОУ (психолога, логопеда, социального педагога) с целью выявления среди обучающихся детей «группы риска».
5. Как можно организовать работу с детьми в первые десять дней адаптационного периода?
Образовательный процесс первые десять дней пребывания детей в школе рекомендуем строить на основе надпредметных учебных занятий, использовать игры - тренинги «учебного общения», краткосрочные проекты, блоки – модули (продолжительностью 15 -35 минут), экскурсии и т.п.
Задача подобных занятий – формировать у детей навыки общения и сотрудничества с другими людьми, умение учиться.
На занятиях лучше всего использовать дидактические игры с выполнением развивающих заданий на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Для решения учебных задач можно привлекать предметный материал из курсов обучения грамоте, математики, окружающего мира и других предметов, изучаемых в первом классе. На занятиях в адаптационный период можно рассматривать следующие темы:
- Знакомство
Школа
Режим дня
Мой портфель
Учусь общению
Оценка
Правила и т.д.
Рекомендуем отразить в расписании уроков 1-х классов этап введения в школьную жизнь.
Все 10 учебных занятий в рамках курса «Введение в школьную жизнь» учитель вносит в календарно – тематическое планирование, темы занятий записывает в классном журнале.
6. Литература в помощь учителю:
«Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова (МЦКО -2010г.);
Журнал «Управление начальной школой» №7/июль/2011г. ( статья С.И. Сабельниковой «Блоки – модули – форма организации детей в период адаптации к школе»).
15