Метапредметная деятельность в изучении английского языка


Инновационный педагогический проектМетапредметная деятельность в изучении английского языка  А.В Орпаненг. Нижневартовск МБОУ гимназия 2Учитель английского языка Актуальность педагогического опыта Знание Деятельность Способ деятельности Новизна и практическая значимость Дидактический инструментарий :памятка для разработки метапредметного урока;технологическая карта;кейс-конспект;кейс- презентация;видео-кейс Объект работы: метапредметная деятельность гимназистов.Предмет работы: условия и технологии, которые обеспечивают достижение метапредметных результатов.Гипотеза: метадеятельность на уроках английского языка способствует формированию метапредметных (ключевых компетенций)Проблема работы: недостаточность дидактических условий для формирования метапредметных результатов учащихся. Цели и задачи Цель работы: формирование метапредметных компетенций посредством метадеятельности учащихся на уроках английского языка.Задачи: 1. изучить сущность метапредметного подхода и понятий метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений; 2. осуществить отбор метапредметных технологий для формирования метапредметных компетенций и системы универсальных учебных действий, опираясь на целостное представление ученика как человека, имеющего физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющую, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности;3. определить уровень сформированности метаумений гимназистов;4. создать дидактический инструментарий для реализации метадеятельности и для достижения метапредметных результатов в процессе обучения;5. применить на практике дидактический инструментарий "Мета "-(«за», «через», «над» после..), всеобщее, интегрирующее Фундаментальные образовательные объекты Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смысловое моделирование; школа М.Щетинина технология развития критического мышления и др. Метапредметные технологии:проектная деятельность ;интерактивная методика; личностно–ориентированные технологии обучения; интегративная технология Метадеятельность и УУД Уровень метапредметных результатов в 3 А классе 2013-2014 Метапредметные результыты Повышенный уровень Базовый уровень Ученик не достиг уровня базовой подготовки Умения принимать, сохранять цели и задачи 0 9 8 освоение способов решения проблем 0 10 7 умения планировать контролировать 0 4 13 умения понимать причины успеха/неуспеха 2 15 0 познавательная и личностная рефлексии 0 12 5 навыки смыслового чтения 0 10 7 умения слушать собеседника и вести диалог 0 15 2 умение договариваться 0 16 1 разрешать конфликты 0 15 2 развитие социальных умений 0 5 12 умение работать 0 17 0 формирование общего кругозора 0 14 3 формирование общеучебных умений и универсальных познавательных действий 0 12 5 перенос сформированных умений 0 9 8 Результаты проектно-исследовательской деятельности Год Фестиваль, слет Секция ФИ уч-а Результат 2010 VI городской Слет НОУ Культуро-логия Волкова Виолетта 1 место 2011 Межрегиональный фестиваль «Открытие мира» Культуро-логия Синько Татьяна 1 место 2012 Окружная научная конференции «Шаг в будущее» Филология ИЯ Жмакина Ольга 2 место 2012 VШ городской Слет НОУ Филология ИЯ Жмакина Ольга 3 место 2012 Межрегиональный фестиваль «Открытие мира» Филология ИЯ Жмакина Ольга 1 место 2013 Межрегиональный фестиваль «Открытие мира» Филология ИЯ Лопатин Иван 1 место Результаты сформированности умений вести диалог на английском языке у учащихся средней ступени  Результаты сформированности коммуникативной компетенции у учащихся средней ступени Метапредметный урок английского языка в 3 классе Образовательная область Английский язык(филология) Цели урока предметные *образовательная цель - актуализация изученных ЛЕ по теме «Тело» и грамматической структуры have got / has got и множественного числа существительных*воспитательная цель - развитие толерантного отношения в процессе работы в группах,*познавательная цель - представить ученикам перекрёстки науки «английский язык», «анатомия» и «литература» метапредметные развитие регулятивных действий в процессе коммуникативной деятельности (сочинение загадки на английском языке), работа со словарями и информационными источниками. Чтение цитаты Эрнеста Хемингуейя и решение кроссворда методологические(оргдеятельностные) составление английских аналогов загадок о животных ( части тела) ФОО слово, части телаАнатомия (как наука о теле человека и языковые феномены-загадки) УУД креативные эмоционально-образные качестваумение придумывать, сочинять когнитивные коммуникативные и регулятивные -интеллектуальные качества;-поиск соподчиняющих связей между фундаментальным объектом «часть тела» и «Анатомия»развитие регулятивных действий в процессе коммуникативной деятельности ( работа в группах) Обеспечение целеполагания учеников на уроке Ребятам на уроке, будет предложено познакомиться с термином «Анатомия» через Английский язык. Данный опыт им пригодится при изучении курса анатомии и погрузит их в мир английского языка. Будут предложены УУД (универсально учебные действия) – перечень целей и прилагательных, англо- русские словари Let’ s work in groups Видео 1 Видео №1 ФОО Anatomy Видео №2 Обеспечение целеполаганияSteps of your goals.Set your goals and make your plan Видео № 3 Образовательная ситуация урока Необходимое оборудование урока интерактивная доска, презентация, словари, карточки с названиями частей тела и стикер . ЭТАП СИТУАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА Образовательная напряжённость 1) Before you act- listen Before you reply - think Before you spend - earn Before you criticize- wait Before you pray- forgive Before you give up – TRY IT!Ernest Hemingway 2) Раздает карточки с названиями частей тела Answer for:Why do we read Ernest Hemingway’s poem? What is it about?Работа с карточками и грамматическими структурами в группах Уточнение образовательного объекта I have got a question: What does Human Anatomy mean? In simpler words, human anatomy is the study of structure of human body. The human body is the structure of a human organism and comprises a head, neck, torso, two arms and two legs. http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page Конкретизация задания Look at pages 82, 86 and 88 in your s/b and 35 w/b Give the name to the lesson. Make your own plan of the lesson! Do not forget about your goals!1. Grammar………..2. Vocabulary and writing………..3. Speaking about……….4. Listening ……….5. Homework checking……….6. Singing songs ……….7. You shouldn’t be………8. You should work ……. Конкретизация задания Видео № 4 Aктуализация изученных ЛЕ по теме «Тело» и грамматической структуры have got / has got Видео № 5 Aктуализация изученного грам.о материала. Plural Видео № 6 Решение ситуации -учитель предлагает повторить образование вопросительных, отрицательных и сокращенных форм have/has got (Silent way of teaching) учащиеся проверяют домашнее задание и выводят правило образования множественного числа при помощи кроссворда. Демонстрация образовательной продукции -учащиеся работают с карточками с названиями части тела в группах,-учащиеся представляют свои авторские загадки(д.з), каждая группа выбирает лучший продукт и презентуют его. Оставшиеся работы сдаются на проверку учителю. Систематизация полученной продукции Have you reached your goals? Работа со слайдом1. Grammar……….. 2. Vocabulary and writing……….. 3. Speaking about………. 4. Listening ………. 5. Homework checking………. 6. Singing songs ………. 7. You shouldn’t be……… 8. You should work ……. Работа с культурно-историческими аналогами Рефлексия Обсуждение результатов Смайлики для оценки урока учащимися Образовательный продукт урока Авторские загадки Критерии успешности проведения урока -активная коммуникативная деятельность на английском языке;-необычно составленные загадки Продукт. Surprise, product. Видео № 7 Have you reached your goals? Рефлексия Видео № 8 Эффективность педагогического опыта Результаты ЕГЭ Учебный Год Количество уч-ся % среднего балла 2009-2010 4 72 % 2010-2011 4 75 % 2012-2013 5 91 % Эффективность педагогического опыта Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку Результаты Международной Олимпиаде по основам наук Уральского Федерального округа Год Олим-пиады УРФО Степень диплома ФИ учащихся класс 2009-2010 III Галица Дарья 7 В 2010-2011 II III Галица ДарьяЛопатин Иван 8 В6 В 2011-2012 III III III Лопатин Иван Усманов Марсель Подвигин Александр 7 В7 В10 А 2012-2013 I I I III III III III Лопатин Иван Маликова Виктория Сиднин Андрей Гущина Владислава Мацепура Кристина классЖмакина Ольга Спесивцева Злата 8 В11 А6 В 8 В6 В11 А7 А 2013-2014 II II III III III II II III Сиднин Андрей Гущина ВладиславаМацепура КристинаСпесивцева Злата классАгафонова АлександраХарисов МарсельСнецкой Роман классУсманова Аделина 7 В9 В7 В8 А6 А9 В9 В5А Перспектива дальнейшего развития проекта Метатема Предметная тема Движение Игры. Спорт. Знание – незнание Знание названий стран, говорящих на английском языке Изменение и развитие Страна изучаемого языка (общие сведения). Модель и способ Основы грамматики Порядок и хаос Мир вокруг меня. Мой дом, моя квартира, моя комната. Мой город / мое село. Любимое время года. Погода. Природа. Школьные принадлежности. Пространство и время Изменение глаголов по временам. Погода. Время Постановка проблемы Диалог-расспрос, задавая вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем?  Рисунок и схема Секреты английской грамматики. Использование англо-русского словаря (в том числе транскрипцией) Позиция и роль Профессии. Магазины и покупки. Моя школа. Школа. Классная комната. Учебные предметы. Занятия в школе. Школьные праздники (школьный спектакль).  Общество и среда Я и моя семья. Профессии. Литература.   Простое и сложное Мир моих увлечений. Любимые игрушки, занятия, хобби. Слово и знак Звуки, буквы, буквосочетания, слова, словосочетания, предложения. Число Цифры. Даты. Распространение опыта III Региональная научно-практическая конференция 2010ГМО 2010, 2012Курсы повышения квалификации «Управление реализацией ФГОС НОО и ООО (теория и практика)» 2013Региональная стажерская площадка по опережающему введению ФГОС начального общего образования 2013. 2014Городской семинара-практикум «Образовательные технологии, применяемые в работе с детьми с высокой учебной мотивацией» 2014 Стабильность педагогической эффективности 2011-2012 2012-2013 2013- 2014 Учителя Уч-ся Учителя Уч-ся Учителя Уч-ся 1 17 2 32 6 130 Литература 1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10. 2. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182. 3. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144. 4. Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29. 5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. 6. Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». – Запорожье, 1984. – С. 47-51. 7. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. – 68 с. 8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.