Статья Метапредметная деятельность как способ формирования УУДа


«Метапредметная деятельность как способ формирования
универсальных учебных действий в рамках профильного обучения»
В соответствии с новыми образовательными стандартами предполагается постепенное выстраивание поверх традиционных предметов новой образовательной формы – метапредметы.
Метапредмет – это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит новый подход к интеграции учебного материала (на примере метапредмета «область естествознания»).
В форме метапредмета обычный учебный материал перестраивается в соответствии с логикой формирования определенного профильного выбора учащихся.
Чтобы этого достичь, учителю необходимо самому выйти за рамки своего предмета и на базовом уровне ориентироваться в других областях знаний.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
На примере сегодняшнего урока мы хотим показать, как можно формировать у учащихся УУД (универсальные учебные действия): сравнивать, устанавливать, характеризовать, использовать, составлять.
Урок проходит в 10 классе, в котором химия и история изучаются на базовом уровне (химия – 1час в неделю, история – 2 часа в неделю). Тема урока: «Отравление ядами как способ устранения соперников в исторических документах» (демонстрация презентации урока).
Дети делятся на три группы, все они получают документы и работают, отвечают на вопросы и получают домашнее задание.
Такого типа уроки должны быть скомбинированы с традиционными уроками в рамках предмета.
Это способствует:
Повышению мотивации учащихся к изучению предметов на базовом уровне
Эффективному самостоятельному движению учащихся по индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного обучения
Интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, увязыванию их с жизненным опытом старшеклассников на основе формирования умения учиться (учить Себя).
Вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!