Открытый урок по познанию мира на тему Сердцем прикоснись к природе (1 класс)


Открытый урок по познанию мира в 1 классе
Тема: «Сердцем прикоснись к природе».
Цель:
1.Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, познакомить с профессией эколог, знать и соблюдать нормы поведения в природе. Углублять представления о взаимосвязях в природе. Учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы.
2.Развивать связную речь, навыки орфоэпического произношения, умения грамматически правильно выражать свои мысли, выразительно читать стихи, умение устанавливать причинно следственные связи.
3.Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде. Бережное отношение к природным ресурсам, к природе, чувство гордости за природу родного края.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением картин живой и неживой природы, сигнальные карточки, запрещающие знаки поведения в природе, ТСО.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Эмоциональный настрой детей на занятие.
-Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг…(природа).
2.Разминка «Угадай, кто это?»…
-Летает, клюёт, каркает… (ворона)
-Летает, клюёт, чирикает… (воробей)
-Плавает, летает, крякает… (утка)
-Плавает, прыгает, квакает… (лягушка)
-Ползает, летает, жужжит…(жук)
-Ползает, кусает, шипит… (змея)
-Летает, кусает, пищит…(комар)
3.Сообщение целей занятия:
-Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?..
-О животных, птицах, природе, окружающем мире.
-Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
Что такое «экология»?
Кто такие «экологи»?
Правила поведения в природе.
Что можем сделать мы для решения экологических проблем?
Учитель: На одной планете дружно жили дети
Не разоряли гнёзда птиц ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы.
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно с умом берегли наш общий дом
Под названием Земля, где живём и ты, и я.
-Было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали так, но к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек, ломают деревья. И мы всё чаще слышим слово «Экология».
-Кто из вас слышал это слово?
-Давайте попробуем разобраться, что обозначает это слово.
Экология – это наука, которая нас учит бережно относиться к окружающему миру, Земле. От слова «Экология» произошло слово «эколог».
Экологи – это люди, которые защищают природу, оберегают всё, что растёт, всех, кто живёт в природе. Они учат нас бережно относиться к миру природы, к воде, земле. Ведь Земля наш общий дом, а дом надо беречь и защищать.
4.Привлечь внимание к перебинтованному глобусу:
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса, роса на травах как слеза
И тихо просят родники – ты береги нас, береги.
Остановит олень свой бег – будь человеком человек!
В тебя мы верим – не солги, ты береги нас, береги!
5.Проблемная ситуация:
-Но что же может угрожать нашему дому? (Браконьеры ловят много рыбы, нельзя разводить костры в лесу – пожар может уничтожить всё живое, нельзя разбивать пустые бутылки – можно порезаться, нельзя ловить птиц и диких зверей, выдёргивать с корнем цветы, уничтожать бабочек! Надо чтобы был чистым воздух, нельзя разбрасывать мусор ,если не беречь природу – может исчезнуть всё живое.)
-Экологи называют нашу землю – Зелёный дом. Они утверждают, что земля живая! - Как вы думаете?
Да земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у земли есть. И эти глаза полны слёз.
6.Закрепление понятий – «Живая и неживая природа»:
-Ребята, помогите мне разместить на доске картинки с объектами живой и неживой природы вокруг Земли. (Дети выходят и размещают)
-Посмотрите, какой красивой стала наша земля, как её украшают леса, горы, реки, где живут звери и птицы, насекомые, рыбы…
-Назовите, что относиться к живой, неживой природе?..
7.Физминутка – дыхательная гимнастика:
-Представьте, мы с вами в лесу – давайте подышим свежим, чистым, лесным воздухом: вдох через нос, выдох через рот – отрывистый – 3 раза.
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Вдруг, мы видим у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём.
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
На полянку мы заходим, много там цветов находим.
Мы цветочки не рвём, для бабочек их сбережём.
Как много мы увидели: и речку, и цветы
Узнали много нового и я, и ты, и мы.
Игра «Молчанка»:
-Если вы согласны с моим высказыванием – хлопайте в ладоши, а если не согласны – топайте ногами!
-Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
-В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, зелени много – ещё вырастит.
-Наконец то в лесу можно пошуметь, покричать и, главное никому не мешать – ведь людей то нет!
-Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
-Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.
-Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них делает в природе своё дело. Не пугайте животных!
-Пришли на луг – нарвите побольше цветов для букета.
-Не ловите бабочек – они так нужны цветам!
(дети присаживаются на свои места)
8.Исследовательская деятельность:
-Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу:
Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костёр. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ёжика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.

-Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?
-Что бы вы посоветовали этим ребятам?
-Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?
-Как бы вы поступили на их месте?
(Повторяют хором, отрабатывая навыки орфоэпического произношения):
-Нор звериных, птичьего гнезда, разорять не будем никогда!
9.Экологическая сказка «Первый день в жизни бабочки»:
Учитель: - Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на ромашке и смотрит вокруг. А кругом – земля большая, чудесная, неизведанная.
Бабочка: - Что это?
Дети: - Земля.
Бабочка: - А что такое Земля?
(ответы детей)
Учитель: - Вот она какая – Земля!
Бабочка: - Что это? (дети говорят «воздух»).А что такое воздух? (ответы детей)
Учитель: - В воздухе приятно летать, но бабочке мешали солнечные блики. А снизу тянуло сыростью, и у бабочки повлажнели крылья.
Бабочка: - Что же это такое? (дети отвечают «вода»). А что такое вода? (ответы детей)
(Бабочка машет крыльями, летает)
Учитель: - Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела других бабочек. Они присели на тёплую мягкую площадку, огляделись и увидели ещё одну бабочку. Она была такой огромной и смотрела своими большими глазами.
Бабочка: - Кто же это? (дети отвечают «Человек»)
Учитель: - Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезали?
(ответы детей)
- Давайте рассмотрим экологические знаки – как нельзя себя вести в природе!
-А теперь давайте подумаем, как мы с вами можем помочь всей нашей планете оставаться такой же красивой и здоровой.
(ответы детей)
10.Игра «Экологический светофор»:
Учитель: - Ребята, я вам сейчас буду показывать предметы, а вы с помощью сигнальных карточек скажете, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Но есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.
1.Резиновые сапоги. (можно походить по берегу, пособирать ракушки) – жёлтый свет светофора.
2.Зажигалка. (когда устанешь, посидеть у костра) – красный свет.
3.Магнитофон. (захотелось громко послушать новые записи) – красный свет.
4.Небольшое пластмассовое ведро. (в прошлый раз посадили по краю оврага кустики ивы. А сегодня хотим их полить.) – зелёный свет.5.Пакет с крошками хлеба, крупой. (это для уток. Они на озере живут. Их можно подкормить) – зелёный свет.11.Выступление детей:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям.
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна…
Что будет делать без нас она?

Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтобы солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.
12.Релаксация: (под звуки природы) – Кладём локти на парту, голову на руки, закрываем глаза и расслабляемся
…Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок…Я вдыхаю его чистый и свежий воздух…Колышатся травы луга…Надо мной кружатся птицы…Мне хорошо и приятно…Я очень рад(а), что встретился(ась) с удивительным миром природы…Я буду ей другом и защитником…
13.Прикоснись к природе сердцем – раскраски природы. (раздать детям раскраски)
14.Подведение итогов:
-Что такое «Экология»?
-Кто такие экологи?
Д/И «Что бы я хотел посоветовать взрослым»
«Любви лучик направляю…» (дети дарят звёздочки-лучики)
-Подарить детям конфетки-лучики от солнышка…Поблагодарить за активную работу.