Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений).


lefttop«Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ
через познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
Учитель-логопед Куляк С.С.
Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных  видов деятельности. Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, например формирование элементарных математических представлений.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
Развитие инициативности и активности детей.
Таким образом, мы выяснили, что элементарные математические представления  помогают совершенствовать разные стороны речи детей: словарь, грамматический строй речи, связную речь.
Организуя деятельность детей с ОВЗ воспитатель:
Даёт образцы грамматически правильных и отчетливых ответов.
Тщательно продумывает и чётко формулирует вопросы к детям.
Внимательно следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей.
Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными именует каждое число при: пересчете предметов; изучении состава числа; ознакомлении со смежными числами; простейших счетных операциях и т.д.
На занятиях обращает внимание на чёткое, даже утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.
Воспитатели могут использовать следующие игры и упражнения:
№1. «Кого (чего) не стало? », «Что изменилось?», «Кто лишний?»
№2.«Повтори слова и найди картинки»
Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.
№3. «Счёт прямой и обратный»
№4.«Кто живёт в домике?»
№5. «Посчитай»
№6 «Закончи предложение»:
В реке плавает... (одна утка).
На листике сидят... (две улитки).
По двору ходят... (один утенок, два петуха) и т.д.
№7.«Путаница» (преобразование деформированной фразы.-Катя одно вымыть окно -
№8. «Кто самый внимательный? »
Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета, формы и т.д..№9. «Какой предмет лишний? »
Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)
№10. «Назови одним словом»
Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)№11. «Сложи узор»
Игра проводится с кубиками, палочками, фигурами.
№12 «Чья тень? »
На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)
№13.«Кто с кем?»
№ 14 «Чего не хватает? »
Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.
№15 «Какие предметы спрятались? »
Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.
№16 «Собери картинку»
№17. «До - между - за»
№18.«Скажи наоборот»
Понятия  "низкий - высокий", "узкий - широкий", "длинный- короткий", "вверх-вниз", "вправо-влево", "вперед-назад" применимы на разных этапах работы.
№19. «Загадки»
На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.
№20. «Рисование по клеточкам или зрительные диктанты»
№21. «Больше – меньше»
№22. «Стихи, чистоговорки и скороговорки с математическим содержанием»
№23.«Волшебный мешочек»
№24.«Игры с прищепками» стимулируют созревание клеток коры головного мозга.
№25. «Найди пару»
righttop
Использование игровых методов и приёмов формирования элементарных математических представлений даёт положительный результат в развитии всех психических процессов и речи, открывая нашим детям двери в удивительный мир!!!