Рабочая программа элективного курса Готовимся к ЕГЭ по русскому языку


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-АланияРабочая программа элективного курса
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
11класс
Составитель: учитель русского языка и
литературы
Кочиева З.А.
2014г.
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 11 класса к выполнению задания части 3 ( С ) Единого государственного экзамена по русскому языку – написанию письменной работы ( сочинения ) по данному тексту.  Рассчитан на 34 часа
Программа  включает в себя:
-теоретический материал;
-вопросы и задания практического характера
-вопросы и задания занимательного характера.
 Цели курса:
-развивать умение осмысленно читать текст;
-научить выделять проблематику текста;
-научить определять авторскую позицию и комментировать ее;
-способствовать умению давать собственную оценку тексту и аргументировать ее;
-углубить умение создавать текст (сочинение- рассуждение ).
Программа направлена на достижение следующих задач:
-обобщение, систематизация знаний о сочинении – рассуждении как типе письменной речи;
-знакомство с основными понятиями, необходимыми для написания сочинения;
-определение этапов работы  с текстом ( первоначальная работа с текстом, работа над вступлением, финалом сочинения – рассуждения и т. д. )
-активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием письменной речи;
-самостоятельное составление текста сочинения – рассуждения по предложенному тесту.
Рабочая программа состоит из теории и практики. Вначале дан материал для занятий по теории курса, так как без знания и понимания основных понятий, необходимых для написания сочинения, справиться с заданием части 3 невозможно. Дальнейший материал предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, в подборе текстов, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний.
   
Содержание программы
Раздел 1. Сочинение – рассуждение как тип письменной работы ( 3ч. )
Введение
Содержание задания части 3 (С). Критерии оценки части 3. Умение осмысленно читать текст.
Сочинение – рассуждение. Что такое рассуждение? Структура сочинения – рассуждения и его  основные признаки.
Раздел 2.Основные понятия, необходимые для написания сочинения (9ч.)
Основные литературоведческие термины. Тема текста. Проблема, проблематика текста. Идея  текста. Композиция. Жанр, Троп.
Стили речи.  Разновидности языка, характеризующиеся определенными выразительными средствами. Их особенности.
Типы речи. Описание, Повествование. Рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические средства и синтаксические средства.
Раздел 3. Этапы работы с текстом.(16)
 Первоначальная работа  с текстом.
 Текст – «объект для  исследования и мышления» (Бахтин М.)
Тема текста. Проблема (проблемы), поставленные автором. Комментарий к проблеме. Высказывание (высказывания), отражающие позицию автора. Смысл заглавия текста (если заглавие есть) или самостоятельное озаглавливание теста. Особенности жанра данной статьи. Роль стиля речи и типа речи в раскрытии основной мысли автора. Своеобразие композиции статьи. Роль синтаксических и лексических языковых средств в создании эмоционального пафоса текста, выражении авторской позиции. Актуальность текста.
Вступление к сочинению. Определение круга вопросов, рассматриваемых автором. Варианты вступительной части сочинения.
Смысловые и грамматические связи предложений. Связи по типу зацепления и повторы. Средства зацепления: личные местоимения, указательные местоимения, эллипсис, вводные слова, наречия времени, адресные ссылки, слова также, тоже.  Лексические, грамматические, синтаксические, семантические повторы.
Авторская позиция. Определение круга вопросов, затронутых автором. Возможности языка в ее определении. Умение вдумчиво читать текст. Тон повествования, способы создания эмоционального пафоса текста.  Оценочная лексика. Композиция теста как способ выражения авторской позиции. Риторические вопросы и восклицания, Авторский курсив.
Красота и выразительность речи. Роль художественных и синтаксических средств выразительности речи. Точность выражения мысли, разнообразие грамматических форм. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Заключительная часть  сочинения-рассуждения. Требования к заключительной части. Варианты финала.  
Классификация типов ошибок. Грамматические ошибки. Соблюдение грамматических норм. Речевые ошибки, лексические повторы. Фактические ошибки. Логические ошибки. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценка сочинения. Критерии оценивания. Умение определять достоинства и недостатки сочинения.
Раздел 4. Варианты текстов, предлагаемых на ЕГЭ, и сочинения по ним.(4)
Разные по стилю и типу речи тексты. Умение анализировать их. Умение писать сочинение – рассуждение, совершенствовать его.
Календарно- тематическое планирование
№ п/пТема Всего часов Дата проведения Формы и методы обучения Форма контроля
1 2 3 4 5
Раздел 1. Сочинение-рассуждение как тип письменной работы(3ч.) 1 Введение 1 Беседа. Постановка целей и задач курса Устный ответ
2.3 Сочинение-рассуждение.
Его структура. 2 Создание проекта. Создание проекта «Что такое рассуждение?»
Раздел 2. Основные понятия, необходимые для написания сочинения (9ч.) 4,5 Основные литературоведческие
термины 2 Лекция. Составление
конспекта лекции. Практикум. Работа с текстом. Определение темы и проблемы текста. Сочинение-миниатюра. Взаимопроверка
6,7 Стили речи 2 Беседа. Составление таблицы. Практикум. Умение различать разные стили речи, видеть в тексте языковые средства, характерные для каждого из них. Анализ текста.  Тест.
8,9 Типы речи 2 Беседа. Составление тезисов. Практикум. Умение различать типы речи. находить в тексте языковые средства, характерные для каждого из них. Умение создавать на основе проанализированного текста собственное связное высказывание, писать сочинение-размышление Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
10,11,12, Изобразительно         - выразительные средства языка 3 Лекция. Составление конспекта лекции. Семинар. Практикум. Умение видеть  тексте изобразительно - выразительные средства, используемые автором. Анализ текста. Контрольный тест.
Раздел 3. Этапы работы с текстом (16ч.) 13,14 Первоначальная работа с текстом. 2 Беседа. Обучение приему, с чего начать работу над частью 3. Знакомство с основными правилами, которые помогут избежать ошибок в работе.  Защита сочинений, написанных по проблеме текста. Редактирование сочинений. Игра «Угадай текст». Сочинение по проблеме текста.
15,16 Вступление к сочинению 2 Семинар. Практикум. Составление разных вариантов вступлений Сочинение - миниатюра
17,18 Смысловые и грамматические связи предложений 2 Лекция. Составление тезисов. Защита сообщений по теме. Работа с текстом и редактирование сочинения-рассуждения по нему. Анализ текста. Карточки - задания.
19,20 Авторская позиция 2 Семинар. Работа с текстом, проверяющая понимание текста, адекватное авторскому замыслу, и умение определять авторскую позицию. Редактирование текста. Анализ текста. Сочинение-миниатюра.
21,22 Красота и выразительность речи 2 Беседа. Практикум. Конструирование текста. Сочинение-рассуждение. Взаимопроверка.
23,24 Заключение 2 Семинар. Работа с текстом и редактирование собственного заключения по нему. Конструирование финала сочинения с учетом его взаимосвязи со вступлением. Анализ текста. Сочинение-миниатюра.
25,26 Классификация типов ошибок 2 Лекция. Составление таблицы. Редактирование текстов участников ЕГЭ прошлых лет. «Ошибочный аукцион» «Ошибочный аукцион»
27,28 Оценка сочинения 2 Работа с текстом. Игра «Сам себе эксперт» Игра «Сам себе эксперт»
Раздел 4. Варианты текстов, предлагаемых на ЕГЭ, и сочинения по ним (4.) 29,30,31,32 Приобретаем уверенность в себе 4 Практикум. Конструирование текстов. Совершенствование написанного. Редактирование, рецензирование текстов Сочинение - рассуждение по текстам, предлагаемым на ЕГЭ
33,34 Резерв 2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2010.
2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
* 3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2014.
* 4. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2014
* 5. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2014
* 6. Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2013.
* 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
* 8. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
* 9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2013. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 20013.
* 10. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.
* 11. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2014
* 12. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014
* 13. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.
14. Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 9-11, 2008.
15. Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.
16. Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2008.
17. Н.А.Сенина, А,Г,Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов –на- Дону, 2013
–Литература, отмеченная звёздочкой (*), предназначена для учащихся.