Презентация к методическому объединению


Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколенияПодготовила учитель биологии и химии МОБУ Елисеевская оошБогдан Елена Ивановна Системно-деятельностный подход Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь.(китайская мудрость) Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Системно-деятельностный подход Образ — слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие — Я умею! У меня получится!Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то… Вопросы проекта очередного урока а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;в) какие методы и средства обучения выбрать;г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Как построить урок? Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения.Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Ткани бывают разные, Ситцевые, хлопчатобумажные,Шелковые и парчовые,Красные, синие и лиловые.Но есть ткани и не совсем обычные-Растительные, а не фабричные, Из них состоят все растения, Нашей природы творения. Задание для участников мастер-класса: Прочитав формулировку урока (темы), разбери её по частям (словам, терминам) и вспомни, что об этих частях (словах, терминах) известно. 1 группа «Луковица – видоизменённый побег растения”.2 группа “Живая вода моего организма”. Побег – стебель с листьями и почками.Луковица – побег, значит, у неё есть стебель, листья, почки.Видоизменённый – необычный.Хочу узнать, есть ли в луковице стебель, листья, почки, и почему она изменилась. Живая – участие или в обмене веществ и энергии.Вода – жидкость, у меня это кровь, межклеточная жидкость и лимфаОрганизм – целое, состоит из частей (клеток, тканей, органов, систем).Живая вода участвует в обмене веществ, связывает части и транспортирует вещества. «Лови вопрос» Что относится к внутренней среде организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость) Количество крови в организме взрослого человека? (5-5,8 литров) Что входит в состав крови? ( плазма и форменные элементы) Какие клетки крови вам известны? (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) Какие функции выполняет кровь? (транспортная, защитная, гуморальная, терморегуляторная, питательная) В чем проявляется защитная функция крови? «Лови вопрос» Каково значение транспортной функции? Свертываемость крови – это… Эритроцитам придает красный цвет… Как называется постоянство внутренней среды ?Гомеостаз Задания для работы с текстом Задание 1: Внимательно прочитайте 1–2-ой абзацы текста на с.127 учебника.Подготовьте устный ответ на вопрос, не повторяя предложения из текста учебника:1 группа. Каковы условия жизнедеятельности клеток организма животного? (Что необходимо для жизнедеятельности животного?)2 группа. Почему жизнь зародилась в воде, а не на суше?3 группа. Каковы компоненты внутренней среды собаки? Задания для работы с текстом Задание 2: Внимательно прочитайте 3–5-ый абзацы. Подготовьте устные ответы на вопросы:1 группа. Как образуется тканевая жидкость? Какова связь между тканевой жидкостью и клетками тела мыши?2 группа. Как обеспечивается связь между клетками тела и кровью человека? Как образуется лимфа?3 группа. Каков состав лимфы? Каковы её функции? Какова функция крови? Какие другие функции крови Вы знаете? Задание 3: Составьте схемы по предложенной вам теме. Группа № 1 Задание: Составить общую схему по теме «Кровь, кровеносная система», используя опорные слова: Кровь, плазма, клетки крови, замкнутая, незамкнутая, белые, красные, кровеносная система, сосуды, артерии, сердце, кровеносная система, предсердие, желудочки, вены, капилляры. Задание для группы №2. Составьте схему большого и малого кругов кровообращения, используя синий и красный цвет, для обозначения венозной и артериальной крови. Подпишите названия всех сосудов, используя опорные слова: Правый желудочек, лёгочная вена, левое предсердие, правое предсердие, вены, венулы, полые вены, венозные концы капилляров, артериолы, артериальные концы капилляров, аорта, артерии, левый желудочек Нижняя полая вена аорта Легочнаяартерия Легочная вена Верхняя полая вена Венозные концы капилляров Венулы Дополнить таблицу. Название ткани Особенности строения Функции Эта ткань располагается на поверхности органов растения, состоит из клеток, которые плотно прилегают друг к другу. Эта ткань предохраняет растение от различных повреждений, высыхания и проникновения микроорганизмов. Проводящая ткань. Эта ткань образована вытянутыми клетками, расположенными друг над другом, внутри полые. Могут быть мёртвыми и живыми. Образовательная ткань. За счёт этой ткани происходит рост растения в высоту и толщину, а также восстановление повреждённых участков растения. Клетки этой ткани могут содержать хлоропласты, содержать большое количество питательных веществ, где они откладываются про запас. Может выполнять и роль «кухни» и роль «продуктового склада» Механическая ткань Выполняет роль своеобразной арматуры, без которой растение не смогло бы выдержать собственной тяжести, действия ветра, дождя и пр. Дополнить таблицу. Название ткани Особенности строения Функции Покровная Эта ткань располагается на поверхности органов растения, состоит из клеток, которые плотно прилегают друг к другу. Эта ткань предохраняет растение от различных повреждений, высыхания и проникновения микроорганизмов. Проводящая ткань. Эта ткань образована вытянутыми клетками, расположенными друг над другом, внутри полые. Могут быть мёртвыми и живыми. Осуществляет транспорт воды и питательных веществ. Образовательная ткань. Состоит из мелких клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами. За счёт этой ткани происходит рост растения в высоту и толщину, а также восстановление повреждённых участков растения. Основная Клетки этой ткани могут содержать хлоропласты, содержать большое количество питательных веществ, где они откладываются про запас. Может выполнять и роль «кухни» и роль «продуктового склада» Механическая ткань Клетки имеют толстостенные оболочки, которые часто одревесневают. Выполняет роль своеобразной арматуры, без которой растение не смогло бы выдержать собственной тяжести, действия ветра, дождя и пр. Поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями: Карточка для рефлексии.1. Я знаю основные части крови.2. Я знаю, как называются сосуды, по которым течет кровь. 3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.4. Я понял причину своих ошибок (если они были).5. Я сегодня был активным на уроке.6. Я сегодня был внимательным на уроке.7. Я выполнял правила работы в группе.8. Я сам открыл новое знание.9. Я доволен своей работой на уроке.10. За работу на уроке я поставил бы себе оценку - СИНКВЕЙН Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. синквейн по теме мастер-класса 1.деятельностный подход2. современный, трудоемкий3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать4. изменяет мое отношение к ученикам5. самообразование. Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками.В.В. Давыдов Выбор за тобой «Это невозможно!» - сказала Причина.«Это безрассудство!» - заметил Опыт.«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.«Попробуй…» - шепнула Мечта. «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению». В.Г.Белинский