РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по истории: «Готовимся к ЕГЭ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №33»
________________________________________________________________________________
663333, Красноярский край, г. Норильск, район Талнах, улица Энтузиастов, 5
факс: (3919) 44-18-81; e-mail: moy331@mail. ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМС МБОУ «СОШ №___» Директор МБОУ «СОШ №__»
_____________________/Ф.И.О./ ___________________/Ф.И.О./
« » 2014 г. « » 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по истории:
«Готовимся к ЕГЭ»

Учитель: Савичева Вера Викторовна
Класс: 11
Всего часов в неделю: 1 ч.
Количество часов: 34 ч.
г. Норильск
2014
СОДЕРЖАНИЕ:
TOC \o "1-3" \h \z \u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)4СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ8ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ13КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение 1)17
Пояснительная записка
В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованной является история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по данному предмету.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10 класс), «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» (11 класс).
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач.
Способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Продолжительность курса:
Общее количество учебных часов по программе – 68 часов (курс рассчитан на 2 года: 34 часа – в 10 классе (2013-2014 учебный год), 34 часа – в 11 классе (2014-2015 учебный год)).
Методы работы с учащимися:
Исследовательский.
Эвристический.
Объяснительно-иллюстративный
Основные виды учебной работы:
Индивидуальный.
Фронтальный.
Групповой.
Коллективный.
Формы организации учебных занятий:
Проблемные лекции.
Анализ источников.
Презентации.
Уроки-дискуссии.
Семинары.
Круглые столы.
Уроки группами.
Практикумы.
Формы контроля:
Фронтальная беседа.
Решение практических заданий из сборников ЕГЭ.
Выполнение тестов в форме ЕГЭ.
Самостоятельные работы по датам и терминам.
Тексты с историческими ошибками.
Кроссворды.
Викторины.
Логические цепочки.
Требования к уровню достижений учащихся:
В результате учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
Знать (познавательная компетенция):
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины, понятия, исторические личности.
Уметь (информационно-коммуникативная компетенция):
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.
Рефлексивная компетенция:
использовать полученные знания для решения тестовых заданий, написания рефератов, сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, выбора тем для более глубокого изучения материала;
владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;
использовать знания в повседневной в жизни, при обучении в высших учебных заведениях.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится обобщающий тест в форме ЕГЭ. В конце курса за каждый учебный год учащиеся пишут пробные ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
Учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России.
Научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности.
Успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
Учебно-тематический план элективного курса
«Готовимся к ЕГЭ»
10-11 классы (68 часов)
№ п/п Наименование тем курса Кол-во часов Форма занятия Форма контроля
10 класс – 34 часа
Введение. (1 час)
1. Введение. 1 Вводная лекция Тема 1: «История России с древности до конца XIII в.» (12 часов)
2. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. 1 Проблемные лекции.
Анализ
источников.
Презентация.
Урок группами.
Решение практических заданий из сборников ЕГЭ.
Логическая цепочка.
Самостоятельные работы по датам и терминам.
Тест в форме ЕГЭ.
Текст с историческими ошибками.
3. Занятия, общественный строй, верования восточных славян 1 4 Возникновение государственности у восточных славян. 1 5-6. Русь при первых князьях. 2 7. Культура древней Руси. 1 8. Феодальная раздробленность: причины, особенность. 1 9. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. 1 10. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 1 11. Культура XII-XIII вв. 1 12-13. Итоговый тест по теме: «История России с древности до конца XIII в.» 2 Тема 2: «История России с начала XIV до конца XVI вв.» (11 часов)
14. Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. 1 Лекция с элементами беседы.
Круглый стол.
Уроки дискуссии.
Презентация.
Решение практических заданий из сборников ЕГЭ.
Логическая цепочка.
Кроссворд.
Тест в форме ЕГЭ.
15. Политика московских князей в первой половине XV в. 1 16. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. 1 17-18. Россия при Иване IV. 2 19. Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. 1 20-21. Смута. 2 22. Культура России в XIV-XVI вв. 1 23-24. Итоговый тест по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 2 Тема 3: «История России XVII-XVIII вв.» (8 часов)
25. Первые Романовы. Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. 1 Лекция с элементами беседы.
Семинар.
Круглый стол.
Решение практических заданий из сборников ЕГЭ.
Викторина.
Кроссворд.
Тест в форме ЕГЭ.
26. Внешняя политика России в XVII веке. 1 27. Россия при Петре I. 1 28. Период дворцовых переворотов. 1 29. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. 1 30. Культура России в XVII - XVIII веках. 1 31-32. Итоговый тест по теме «История России XVII-XVIII вв.» 2 Итоговый контроль. (2 часа)
33-34. Пробный тест в форме ЕГЭ. 2 Тест в форме ЕГЭ.
11 класс – 34 часа
Введение. (1 час)
35. Введение. Вводная лекция. Тема 4: «Россия в XIX веке. (10 часов)
36. Внутренняя и внешняя политика Александра I. 1 Проблемная лекция.
Урок группами.
Семинар.
Презентация. Решение практических заданий из сборников ЕГЭ.
Самостоятельные работы по датам и терминам.
Тест в форме ЕГЭ.
37. Восстание декабристов. 1 38. Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. 1 39. Общественная мысль в 1830-1850 гг. 1 40. Русская культура в первой половине XIX века. 1 41. Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. 1 42. Общественное движение второй половины XIX вв. 1 43. Внутренняя и внешняя политика Александра III. 1 44. Культура второй половины XIX в. 1 45. Итоговый тест по теме «Россия в XIX в.» 1 Тема 5: «Россия в первой половине XX века». (11 часов)
46. Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война. 1 Лекция с элементами беседы.
Практикум.
Урок группами.
Решение практических заданий из сборников ЕГЭ.
Кроссворд.
Текст с историческими ошибками.
Тест в форме ЕГЭ.
47. Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. 1 48. Культура в начале XX века. 1 49. Россия в Первой мировой войне. 1 50. Великая российская революция. 1 51. Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. 1 52. Гражданская война. 1 53. Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. 1 54-55. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 2 56. Итоговый тест по теме «Россия в первой половине XX вв.» 1 Тема 6: «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» (10 часов)
57. СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». 1 Лекция с элементами беседы.
Семинар.
Презентация. Решение практических заданий из сборников ЕГЭ.
Самостоятельные работы по датам и терминам.
Тест в форме ЕГЭ.
58. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. 1 59-60 СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. 2 61. СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. 1 62. Распад СССР. 1 63. Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг. 1 64. Россия в 1992 – 2008 гг. 1 65-66. Итоговый тест по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» 2 Итоговый контроль. (2 часа)
67-68. Пробный тест в форме ЕГЭ. 2 Тест в форме ЕГЭ.
Содержание курса
10 класс – 34 часа
Введение. (1 час)
Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.
Тема 1: «История России с древности до конца XIII в.» (12 часов)
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.
Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.
Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Итоговый тест по теме «История России с древности до конца XIII в».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Тема 2: «История России с начала XIV до конца XVI вв.» (11 часов)
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.
Россия при Иване IV. Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.
Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Итоговый тест по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.»
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Тема 3: «История России XVII-XVIII вв». (8 часов)
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протапоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Итоговый тест по теме «История России XVII-XVIII вв.»
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 
Итоговый контроль. (2 часа)
Выполнение теста в форме ЕГЭ.
11 класс – 34 часа
Введение. (1 час)
Обобщение изученного материала.
Тема 4: «Россия в XIX веке». (10 часов)
Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.
Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I. Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор.
Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы.
Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись). Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.
Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.
Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин).
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков.
Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.
Итоговый тест по теме «Россия в XIX в». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Тема 5: «Россия в первой половине XX века». (11 часов)
Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий.
Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина.
Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.
Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.
Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.
Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.
Итоговый тест по теме «Россия в первой половине XX вв.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Тема 6: «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» (10 часов)
СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.
СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л. И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика.
СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР
Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.
Россия в 1992 – 2008 гг. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России. Россия в системе современных международных отношений.
Итоговый тест по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Итоговый контроль. (2 часа)
Выполнение теста в форме ЕГЭ.
Средства обучения:
I. Вопросы для дискуссий с учащимися.
II. Тесты на:
знание основных фактов и исторических процессов,
термины и понятия,
даты и события,
на совмещение фамилий с характеристиками,
на соответствие,
характеристику личности,
аргументы в пользу выбранной точки зрения.
Технологии обучения (элементы):
Личностно ориентированного обучения.
Сотрудничества.
3. Игрового обучения.
4. Коллективного и группового обучения.
5. Проблемного обучения.
6. Критического мышления.
7. Модульного обучения.
Контроль результативности изучения учащимися программы:
Виды и формы контроля:
1. Промежуточный контроль
Формы проведения: собеседование, работа с индивидуальными заданиями, тексты с историческими ошибками, решение кроссвордов, логические цепочки на знание правителей, карточки на знание дат и терминологии, тесты.
2. Итоговый контроль
Форма проведения: выполнение тестов в форме ЕГЭ.
Список литературы:
Аврех А. Я. Столыпин и его судьбы реформ в России. – М., 1991.
Баженова А.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н.Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура: XX век: Кино, театр, музыка. – М.:СПб., 2008.
Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. – М.: Просвещение, 1995.
Боханов А. Н. Николай II. – М., 1997.
Века А. В. История России с древнейших времён до наших дней. – Минск: Современный литератор, 2003.
Восточные славяне в VI – XIII вв. – М., 1982.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М.,: Просвещение, 1999.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. – М., 1995.
Горбачев М. Жизнь и реформы. Кн. 1-2. М., 1995.
Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. – М., 1997.
Дидактические материалы по истории России XIX века: 9-й Кл.: к учебнику А. А Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век. 9 класс / В. В. Шаповал. – М.: Экзамен, 2007.
Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век: Учебное пособие для общеобразовательных школ. -М.: Дрофа, 1995.
Загладин Н. В., Семененко И. С. Отечественная культура XX – начала XXI века. Искусство и художественная жизнь, наука, образование, спорт. М., 2005.
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1960.
Историческая география Золотой Орды в XIII – XIV вв. – М., 1985.
История в лицах: V – XX вв. – М., 1997.
Кадневский В. М. История России. XIX век. Тесты, 8-11 кл.: Учебно–методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
Кириллов В.В., Чернова М.Н. Истории России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. 1, 2, 3 тома. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.
Крещение Руси в трудах русских и советских историков. – М., 1988.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762-1914 гг. – М., 1995.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I. –М., 1984.
Нестандартные уроки в школе. История, 8-11 классы / Автор-составитель Н. С. Кочетов. – Волгоград, 2002.
НЭП: взгляд со стороны. – М., 1991.
Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России6 власть и массы. – М., 1997.
Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. – М., 2000.
Российские самодержцы (1801-1917). – М., 1991.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М., 1982.
Сабарьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века: Учебное пособие. – М., 1993.
Самсонов А. М. Вторая мировая война. – М., 2000.
Сборники тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ. 2010-2015гг.
Тематические тесты по истории России для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности. 10-11 классы Ростов-на-Дону, Легион, 2010.
Фёдоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.
Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. – М., 1991.
Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). – СПб., 1997.
Школьная энциклопедия: Новейшая история. XX век. – М., 2003.
Сайты:
http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны.  Разработки уроков, программы.
http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  Материалы к урокам истории и обществознания, видеоуроки по истории, web-проекты.
http://pari1977.narod.ru/index.htm -  сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны. Разработки уроков, тестовые задания.
http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт  учителя истории Бочарова А.Ю.  Материалы к урокам,  материалы для подготовки к ЕГЭ.
http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В. Цель сайта «Учитель – учителю» – поделиться своим опытом, оказать методическую поддержку учителям истории и обществознания, а также классным руководителям.
http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И. Методические и дидактические разработки автора.
http://kesarevnakos.ucoz.ru/ - сайт учителя истории Смирновой Марины Кесаревны. Материалы к урокам истории.
http://qulieva1980.ucoz.ru/index/0-2 - сайт учителей истории и обществознания.   
http://uchilka.ucoz.ru/ -  сайт Фроловой Натальи Васильевны. Методические и дидактические материалы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
http://esma1828.ucoz.ru/ - материалы к урокам, работы учеников, интерактивные тесты.
http://laind.ucoz.ru/index/0-2  - сайт - портфолио Шайдурова Владимира Владимировича. Материалы к урокам.
http://pust1966.ucoz.ru/load/2 - сайт учителя истории В.М. Анохиной. Материалы к урокам, дополнительные и справочные материалы, проекты по всеобщей истории, лекции, творческие работы учащихся.
 http://edu.of.ru/golubevatm/default.asp - сайт учителя истории, обществознания и МХК  Голубевой Т.М. Материалы к урокам, творческие работы.
http://bug-tarasov.ucoz.ru/ -  сайт учителя истории Тарасова А.В.  Разработки уроков.
http://annastorchilova.rusedu.net - сайт учителя истории и культуры СПб Сторчиловой Анны Анатольевны. Статьи, публикации, конспекты  уроков, планирование.
http://irina48.ucoz.ru/ -  сайт учителя истории Родионовой  И.В. Статьи презентации к урокам.
http://seranton.ucoz.ru/ - сайт учителя истории Антонова С.В.  Методические и дидактические материалы к урокам.
http://esma1828.ucoz.ru/ - материалы к урокам, работы учеников, интерактивные тесты.
Карты:
Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Древнейшие государства Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья.
Древнерусское государство – Киевская Русь в IX – начале XII в.
Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.
Образование Российского централизованного государства.
Русское государство в XVI в.
Российское государство в XVI веке.
Российское государство в XVII веке. Сибирь в XVII веке.
Россия с конца XVII до 60-х годов XVIII в.
Российская империя во второй половине XVIII в.
Российская империя с начала XIX в. по 1861 г. (Европейская часть).
Россия после реформы (развитие капитализма с 1861 – по 1900 г.).
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Россия в XIX – начале XX столетия.
Россия в 1907 – 1914 гг.
Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
Ленин во главе советского государства.
Великая Октябрьская Социалистическая революция и гражданская война.
Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 -1920 гг.
Союз Советских Социалистических республик.
Индустриальное развитие СССР в годы предвоенных пятилеток (1928 – 1940 гг.).
Развитие промышленности в СССР (1928-1982 гг.)
Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 гг.
Политическая карта мира.
Учебные пособия:
Древняя Русь – Русь удельная – Московская Русь (таблица).
Этапы объединения русских земель в единое государство (таблица).
Повинности средневековых крестьян (таблица).
Становление Российского государства (комплект таблиц).
Движение декабристов (комплект таблиц).
Развитие Российского государства в XV-XVI веках (комплект таблиц).
Развитие России в XVII – XVIII веках (комплект таблиц).
Политические течения XVIII – XIX веков (комплект таблиц).
Структура политической системы (таблица).
Конституционные права и свободы граждан (таблица).
Картины и иллюстрации по теме.
Учебные компьютерные диски:
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008 год
«Энциклопедия Брокгауза и Ефрона», 86 томов
Дидактический раздаточный материал:
История, папка – 10 класс.
История, папка – 11 класс.
История, 2 папки – подготовка к ЕГЭ.

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ИСТОРИИ, 10 классы, 2013-2014 учебный год


п/п Номер урока Тема урока Кол-во часов Дата по плану Корректировка Дата по факту Итоговый контроль
Введение. (1 час)
1. 1 Введение. 1 Тема 1. История России с древности до конца XIII века. (12 часов)
2. 1 Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. 1 3. 2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян 1 4. 3 Возникновение государственности у восточных славян. 1 5-6. 4-5 Русь при первых князьях. 2 7. 6 Культура Древней Руси. 1 8. 7 Феодальная раздробленность: причины, особенности. 1 9. 8 Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. 1 10. 9 Борьба Руси с иноземными захватчиками. 1 11. 10 Культура XII-XIII вв. 1 12-13. 11-12 Итоговый тест по теме: «История России с древности до конца XIII в.» 2 Тест. Анализ результатов.
Тема 2. История России с начала XIV до конца XVI вв. (11 часов)
14. 1 Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. 1 15. 2 Политика московских князей в первой половине XV в. 1
16. 3 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. 1
17-18. 4-5 Россия при Иване IV. 2 19. 6 Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. 1 20-21. 7-8 Смута. 2 22. 9 Культура России в XIV-XVI вв. 1 23-24. 10-11 Итоговый тест по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 2 Тест. Анализ результатов.
Тема 3. История России XVII – XVIII вв. (8 часов)
25. 1 Первые Романовы. Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. 1 26. 2 Внешняя политика России в XVII веке. 1
27. 3 Россия при Петре I. 1
28. 4 Период дворцовых переворотов. 1 29. 5 Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. 1 30. 6 Культура России в XVII - XVIII веках. 1 31-32. 7-8 Итоговый тест по теме «История России XVII-XVIII вв.» 2 Тест. Анализ результатов.
Итоговый контроль. (2 часа)
33-34. 1-2 Пробный тест в форме ЕГЭ. 2 Тест в форме ЕГЭ. Анализ результатов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ИСТОРИИ, 11 класс, 2014-2015 учебный год


п/п Номер урока Тема урока Кол-во часов Дата по плану Корректировка Дата по факту Итоговый контроль
11 класс (34 часа)
Введение. (1 час)
1. 1 Введение. 1 Тема 4. Россия в XIX веке». (10 часов)
2. 1 Внутренняя и внешняя политика Александра I. 1 3. 2 Восстание декабристов. 1 4. 3 Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. 1 5. 4 Общественная мысль в 1830-1850 гг. 1 6. 5 Русская культура в первой половине XIX века. 1 7. 6 Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. 1 8. 7 Общественное движение второй половины XIX вв. 1 9. 8 Внутренняя и внешняя политика Александра III. 1 10. 9 Культура второй половины XIX в. 1 11. 10 Итоговый тест по теме «Россия в XIX в.» 1 Тест.
Тема 5. Россия в первой половине XX века». (11 часов)
12. 1 Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война. 1 Анализ результатов теста.
13. 2 Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. 1
14. 3 Культура в начале XX века. 1
15. 4 Россия в Первой мировой войне. 1 16. 5 Великая российская революция. 1 17. 6 Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. 1 18. 7 Гражданская война. 1 19. 8 Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. 1 20. 9 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 2
21. 10 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 22. 11 Итоговый тест по теме «Россия в первой половине XX вв.» 1 Тест.
Тема 6. Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» (10 часов)
23. 1 СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». 1 Анализ результатов теста.
24. 2 СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. 1
25. 3 СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. 2
26. 4 СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. 27. 5 СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. 1 28. 6 Распад СССР. 1 29. 7 Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг. 1 30. 8 Россия в 1992 – 2008 гг. 1 31. 9 Итоговый тест по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» 2 Тест.
32. 10 Итоговый тест по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» Анализ результатов теста.
Итоговый контроль. (2 часа)
33. 1 Пробный тест в форме ЕГЭ. 2 Тест в форме ЕГЭ.
34. 2 Пробный тест в форме ЕГЭ. Анализ результатов теста.