Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Семакина И.Г. 1час в неделю

Содержание

Содержание. 2
Пояснительная записка. 3
Учебно-тематический план... 4-10
Основное содержание 11
Перечень знаний и умений 12-13
Литература... 14
ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 33 учебных часа, 1 час в неделю.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Семакина И.Г. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и учебным планом Образовательного Учреждения МОУ «Лицей «15» Заводского района города Саратова на 2015- 2016 учебный год;
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса информатики и дает возможность сформировать у учащихся прочные знания и практические навыки работы на компьютере.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.


Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс (база)


п/п
№ в теме
Тема
Основное содержание по темам рабочей программы
Основное содержание по темам рабочей программы
Домашнее задание
Дата







План
Факт

Информация (7часов)

1
1
Понятие информации , информационные процессы.
теоретическая информатика, информатизация, средства программные и технические, информационные технологии, НИТ
предмет изучения данной дисциплины Информатизация общества. Средства информатизации. Информационные процессы. Применение компьютеров и информационных технологий
§1. Вопрос 1-3
03.09


2
2
Представление информации, языки, кодирование.
кодирование, декодирование, шифрование, дешифрование
дать представление о возможности использования различных способов кодирования одной и той же информации; о различии между равномерным и неравномерным способом кодирования; о первых в истории способах кодиро-вания информации, приме-нявшихся для её передачи по техническим системам связи
§2. Задание 2
10.09


3
3
Измерение информации. Объемный подход
алфавит, мощность алфавита, алфавитный подход, определение бита, единицы измерения
Алфавитный подход к определению количества информации. Тест “Понятие информации и информационных процессов”
§3. Задание 3
17.09


4
4
Измерение информации. Содержательный подход.
Алфавитный подход к определению количества информации
иметь представление о
сущности содержательного подхода к измерению информации;
об определении бита с позиции содержания сообщения
§ 4, записи в тетради, задание 4, 5 на стр. 24 (письменно)
24.09


5
5
Решение задач по теме «Измерение информации»
решение задач на измерение информации с алфавитной точки зрения, выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
уметь решать задачи на измерение информации с алфавитной точки зрения, выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
§5, вопросы 9,10 (письменно)
01.10


6
6
Информация. Информационные процессы в системах.
структуры в информационных системах. Классификация информационных систем по сфере применения, по степени автоматизации, по характеру использования
Структура и состав системы. Связи материальные и информационные
§6. Вопросы 1-5
08.10


7
7
Контрольная работа № 1 по теме «Информация»
измерение информации при равновероятностных событиях, формула Шеннона
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении), выполнять пересчет количества информации в разные единицы

повт §1-4.
15.10


Информационные процессы в системах (8 часов)

8
1
Анализ к/р. Понятие системы
измерение информации при равновероятностных событиях, формула Шеннона системология; система; естественная и искусственная система; свойства систем; подсистема; системный анализ; систематизация экономических систем
решать задачи на измерение информации, используя содержательный подход, выполнять пересчет количества информации в разные единицы. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Примеры систем. Естественные и искусственные (средство достижения цели) системы. Свойства системы. Понятие «подсистема» "системный эффект" Системный подход в науке и практике
§5, задание 4

22.10


9
2
Хранение и передача информации
модель К. Шеннона; процедура кодирования; нецифровые носители; цифровые, исторические, современные; факторы качества носителей пропускная способность канала; шума; защита информации от потерь
Хранение информации; история развития носителей информации; современные цифровые и компьютерные типы носителей; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах
§7. Реферат
§8. Вопросы на стр. 46 – задания 7-8
29.10


10
3
Обработка информации и алгоритмы
основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации; "алгоритмическая машина"; определение и свойства алгоритма управления
Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
§9.вопросы на стр 50
12.11


11
4
Автоматическая обработка информации
устройство и система машин Поста
Изучение исполнителя "Машина Поста"
§10.задания на стр. 53-54
19.11


12
5
Поиск информации
В рамках модуля «Время, идеи, люди»
"набор данных", "ключ поиска", "критерии поиска", "структура данных"; алгоритм последовательного поиска, алгоритм поиска половинным делением, блочный поиск, поиск в иерархической структуре данных
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации
§11.вопросы на стр. 60
26.11


13
6
Защита данных
Защищаемая информация, цифровая информация, защита, утечка информации, несанкционированное, непреднамеренное воздействие, меры защиты информации, криптография, цифровые подписи, сертификаты
Защищаемая информация. Виды угроз для цифровой информации. Криптография и защита информации. Цифровые подписи и сертификаты.
§12.задания 8-10 стр.66
03.12


14
7
Контрольная работа № 2 по теме «Обработка информации»

Шифр Цезаря, Виженера, перестановки.
простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.
пов. §5-12
10.12


15
8
анализ к/р. Практическая работа «Шифрование данных»

Шифр Цезаря, Виженера, перестановки.
Знакомство с простейшими приемами шифрования и дешифрования текстовой информации.
задание в тетради
17.12


16
9
Резерв



24.12


Информационные модели (9 часов)

17
1
Компьютерное информационное моделирование
определение модели; формализация; информационная модель; этапы информационного моделирования
Систематизация, углубление знаний и опыт их практического применения. Способы формализации описания систем, структурные модели
§13.
вопросы на стр 70
14.01


18
2
Структуры данных


таблицы; элементы прямоугольной таблицы; типы таблиц
Структура данных; задание №15, 16 к §14
§14.
вопросы
1-5
21.01


19
3
Практическая работа «Структура данных: графы»
структура данных, граф,
разновидности графа; тип связи в графе; элементы дерева, сети
строить граф, дерево, сеть используя PowerPoint
§14 задание 10-11
28.01


20
4
Практическая работа
«Структура данных: таблицы»
таблицы; элементы прямоугольной таблицы; типы таблиц
строить табличные модели используя Excel
§14, задание
16-17
04.02


21
5
Пример структуры данных – модели предметной области
Структура данных, модель предметной области
Построение структурной модели.
§15.вопрсы на стр 83
11.02


22
6
Алгоритм как модель деятельности

алгоритм – модель деятельности; объект моделирования –деятельность исполнителя; формы представления алгоритмов; трассировка
алгоритм, как информационная модель деятельности исполнителя; таблица трассировки - модель работы процессора
§16.зад 8-10, стр 89
18.02


23
7
Практическая работа
«Управление алгоритмическим исполнителем»

алгоритм - модель деятельности; объект моделирования – деятельность исполнителя; формы представления алгоритмов; трассировка
Стрелочка, строить алгоритмы управления учебным исполнителем
§16
25.02


24
8
Контрольная работа
«Структура данных. Алгоритмические исполнители»
элементы дерева, сети, таблицы. Исполнитель Черепашка Лого, Чертежник.
Строить граф, дерево. Программное управление учебным исполнителем алгоритмов.
повт.
§13-16
03.03


25
9
Анализ к/р. Решение упражнений на управление
Исполнитель Черепашка Лого, Чертежник.
Программное управление учебным исполнителем алгоритмов.

10.03


26-27
10-11
Резерв



17.03
24.03


Программно-технические системы реализации информационных процессов (10часов)

28
1
Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией
оперативная память; кэш-память; внешняя память; процессор; устройства ввода; устройства вывода; магистраль
архитектура ПК; оперативная память; кэш-память; внешняя память; процессор (его характеристики); устройства ввода информации; устройства вывода информации; системная магистраль передачи данных;
§17.
сообщение
07.04


29
2
Практическая работа
«Работа в среде операционной системы MS Windows.»
рабочий стол, окно, объект, контексное меню, панель задач, пуск, корзина, мой компьютер
Windows, файловая система, параметры быстродействия, работа с избранными окнами Панели управления, поиск папок и файлов, сбор файлов, вспомогательные приложения Windows
§17.
вопросы стр 104

14.04


30
3
Практическая работа
«Выбор конфигурации компьютера». Программное обеспечение компьютера
оперативная память; кэш-память; внешняя память; процесс-сор; устройства ввода; устройства вывода; магистраль. Программное обеспечение компьютера. интерфейс; буфер обмена; файл; каталог; компьютерный вирус; драйвер;
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Иметь представление о программном обеспечении, о файлах, каталогах, компьютерных вирусах, драйверах, утилитах, инсталляции ПО
§17.
сообщение
21.04


31
4
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, звука.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере
§19. вопросы
28.04


32
5
Практическая работа
«Представление чисел, текста, звука»
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых
§19. Задания стр.112
05.05


33
6
Практическая работа
«Представление чисел, текста, звука»
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых
§19. Задания стр.112
12.05


34
7
Контрольная работа «компьютер. Представление чисел, текста, графики, звука»
Двоичное представление информации в компьютере Кодовые таблицы. MIDI и цифровая запись. Дискретные модели
Представление числовой, текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы Подходы к представлению графической информации Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись
повт. §17-20.
19.05


35
8
анализ к/р. Решение задач.
 Двоичное представление информации в компьютере
Решение задач и выполнение задании на кодирование текстовой, числовой, звуковой информации.
вопросы на стр.118
26.05




Содержание учебных тем

Информация (7часов)

Понятие информации , информационные процессы.
Представление информации, языки, кодирование.
Измерение информации. Объемный подход
Измерение информации. Содержательный подход.
Решение задач по теме «Измерение информации»
Информация. Информационные процессы в системах.
Контрольная работа № 1 по теме «Информация»


Информационные процессы в системах (8 часов)


Хранение и передача информации
Обработка информации и алгоритмы
Автоматическая обработка информации
Поиск информации В рамках модуля «Время, идеи, люди»
Защита данных
Контрольная работа № 2 по теме «Обработка информации»
Практическая работа «Шифрование данных»


Информационные модели (9 часов)

Компьютерное информационное моделирование
Структуры данных
Практическая работа «Структура данных: графы»
Практическая работа «Структура данных: таблицы»
Пример структуры данных – модели предметной области
Решение упражнений на управление
Алгоритм как модель деятельности
Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем»
Контрольная работа «Структура данных. Алгоритмические исполнители»


Программно-технические системы реализации информационных процессов (10часов)

Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией
Практическая работа «Работа в среде операционной системы MS Windows.»
Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера».
Программное обеспечение компьютера
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, звука.
Практическая работа «Представление чисел, текста, звука»
Контрольная работа «компьютер. Представление чисел, текста, графики, звука»
Решение задач.

Резерв (2 часа) Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
программные средства защиты информации
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Учебно-методическим комплексом

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов«БИНОМ. Лаборатория знаний» 2012
3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.2010
4. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.2010





Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.









13PAGE \* MERGEFORMAT14315


13PAGE \* MERGEFORMAT141015




cђ Заголовок 1 Заголовок 215