Открытое занятие к районному методическому объединению Во II младшей группе исследовательское экспериментальное занятие «Вода, вода…»


Тема: Открытое занятие к районному методическому объединению
Во II младшей группе исследовательское экспериментальное занятие «Вода, вода»

Цель урока: дать детям представление о свойствах воды.
Задачи урока:
продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
активизировать словарь детей по теме “Зима”.
развивать диалогическую речь и коммуникативные навыки;
формировать у детей первые связные представления о зиме; учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы; учить различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса, белка; формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост; медведь зимой спит в берлоге; белочка любит шишки и орешки); стимулировать добрые чувства по отношению к ним;
развивать понимание речи и активизировать словарь (названия одежды, игрушек-животных, величины елок);
дать детям определение, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды, закрепить свойства воды, учить делать выводы;
способствовать развитию речевого дыхания: приучать детей постепенно, медленно выдыхать через рот (сдуем снежинку); упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста, развивать моторику рук;
стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи;
способствовать проявлению активности на занятии; воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений; способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Предварительная работа:
Знакомство с признаками зимы во время наблюдений на прогулке;
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы (деревья в инее, снегопад, снег “шапкой” на кустах и т.д.;
Рисование снежинок нетрадиционным способом – печатание ватными палочками;
Разучивание словесных игр с движением
Необходимое оборудование:  мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация PowerPoint  «Зима», «зимний лес» - елочки разной высоты в снегу; сюрпризный момент (конфеты-снежинки).


Конспект образовательной деятельности
Занятие начинается со звучания музыки.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
                                      Н.Красильников

- Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам и нашим гостям. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего занятия душевное тепло ваших друзей.
Воспитатель обращает внимание детей на экран (картинка-анимация “Падает снег” (слайд №2) и читает стихотворение:
На полянку, на лужок тихо падает снежок, Улеглись снежинки – белые пушинки.
Воспитатель: Ребята, в какое время года это бывает?
Дети. Зимой.
Восп. А как вы узнали, что сейчас зима?
Дети. Идет снег, холодно, надели теплые вещи и т.д.

Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем
 
Игра «Зимняя прогулка»
 
Очень холодно зимой                           
Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по      
 плечам

Но мы пойдем гулять с тобой             
«Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам

Я надену шубку                                     
 
Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку
 
Двумя руками поглаживает голову

Я надену шарфик
И еще платок
Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью

А потом красивые,
Теплые, пушистые,
Крошки-рукавички
 На ручки натяну
Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы

И хотя я маленькая
У меня есть валенки
Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую

- Давайте отправимся в лес на поезде (едут). Паровоз привез нас в лес. Присаживайтесь на пенечки (стульчики).

ІІ.
Рассказ воспитателя о зиме.
(слайд №3) – Однажды зайчата выглянули из своей норки и очень удивились. Посмотрите, как  красиво в зимнем лесу.
(слайд №4) Как изменился лес! Вокруг белым-бело, повсюду снег! Это значит, наступила зима.
(слайд №5) Зимой лес как будто засыпает. Деревья спят зимним сном, многие птицы улетели на юг, заснули и насекомые.
(слайд №6) - На земле, на деревьях лежит (снег). Снег какой? (белый, холодный)
(слайд №7) - Часто зимой идет снег. Белые красивые снежинки падают на землю и покрывают все вокруг красивым белым покрывалом.
(слайд №8) Смотри, какими красивыми бывают снежинки, если посмотреть на них близко-близко!
Воспитатель.  Смотрите, пошел снег, снег мягкий, пушистый, как вата.. Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). Сейчас мы представим, что эти кусочки ваты – снежинки. И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их.
Упражнение “Снежинки”
(развитие правильного речевого дыхания)
Воспитатель предлагает детям собрать пушинки в общий комок и встать в круг на игру. Дети выполняют движения согласно текста.
Выпал беленький снежок – Собрались мы все в кружок. Мы потопаем, мы потопаем. Будем весело играть, Будем руки согревать. Мы похлопаем, мы похлопаем. Чтоб нам было веселей,  Будем прыгать мы скорей. Мы попрыгаем, мы попрыгаем.
Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, долго, чтобы она полетела.

Смотрите пошел снег. Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их.
(слайд №9)- Зимой на крыше домов можно увидеть ледяные сосульки – это замерзшая вода, которая не успела стечь на землю.
(слайд №10) -Зимой замерзает не только дождик. Если на улице мороз – любая вода замерзает и превращается в лед.
(слайд №11) Хочется коту рыбки, а не достать! Ведь озеро сковало толстым слоем льда!

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столам, встанем за столы. Посмотрите внимательно на воду. Какая вода? (жидкая, прозрачная, текучая). А зимой идет дождь? Нет, идет снег. Капельки дождя зимой замерзают и выпадают на землю в виде снежинок. Давайте посмотрим на снег? Можно потрогать. Какой снег? ( белый, мокрый, мягкий, пушистый, холодный). Ребята, а что происходит с водой, когда она замерзает? Во что она превращается? Конечно, вода превращается в лёд. Посмотрите на него. (Демонстрация). Мы с вами вчера заморозили льдинки. А сейчас мы проведем эксперимент.
Предлагаю проверить, плавает ли лед. Дети кладут кусочки льда в миски с водой и наблюдают. Какая часть льда плавает? (верхняя) А что станет со льдом, если его оставить в группе? Растает. Давайте, лед положим тарелочки и посмотрим, что же будет со снегом и льдом если их оставить в группе, в тепле, и отправимся дальше в путешествие.

(Слайд № 12) Воспитатель: Зимой очень холодно! Люди одевают очень теплую одежду – теплые куртки, шубы, шапки, теплые сапоги и обязательно – варежки или перчатки – чтобы не замерзали руки.
(Слайд № 13) Детям зимой очень весело! По снегу можно кататься на (санках)
(слайд №14)– на лыжах и коньках
(слайд №15)– Играют в снегу
(слайд №16)– Из снега можно лепить. Что можно слепить? (снеговика, снежки)
(слайд №17)- Вот как хорошо зимой в лесу.  
                      
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?
- Пошли мы к елочкам. А они-то разные: есть высокие, есть поменьше, а есть совсем маленькие (дети повторяют)
Упражнение «Выше – ниже»
 
Ель,               
Дети поднимаются на носки,
руками тянутся вверх.         

Елка,                                                                                    
Встают на всю ступню,
руки разводят в сторону

Елочка,                                              
Приседают, руки вытягивают
перед собой

Колкая иголочка.                             
Грозят пальчиком.

 
 
- Здесь в лесочке погуляем
И зверушек повидаем
 
- Какие звери живут в лесу? (заяц, лиса, волк, медведь)
- (слайд №18) Кто это? (заяц). Какие  у зайчика ушки?
Как зайчик к зиме готовился? ( шубку теплую одел, она стала белая) (слайд №19)
-  Увидел зайчик ребятишек и испугался
Ты не бойся, зайка, нас,
А пустись-ка лучше в пляс.
- И мы с тобой попляшем.
 
Игра  «Зайка беленький»
1.Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так и ушами шевелит.
2.Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп надо лапочки погреть.
3. Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Прыг, скок, прыг, скок - надо зайке поскакать.
4. Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал... (Дети прячутся).
 
- (слайд №20) Кого зайка испугался? Кто это? (лиса)
- (слайд №21) Лисичка рыжая. Зимой зверям в лесу не просто – нет свежей травки, орехов и ягод. Им намного трудней искать для себя еду.
А хвост какой у лисички? (длинный, пушистый ) Где лиса живет? (в норе)
Лисонька-лисичка,
Рыжая сестричка.
Хвост пушистый – краса.
Ай-да лисонька-лиса.
1. Мы - зайчики, мы - белые,  (Качают головой вправо-влево.)
Под елочкой сидим,
И ушками мы слушаем, (Поворачивают голову вправо-влево.)
И глазками глядим:
Не слышно ли лисички, (Встают и грозят указательным пальчиком одной руки.)
Не видно ли плутовки,
Чтоб спрятаться зайчатам (Грозят указательным пальчиком другой руки.)
В сугробе очень ловко.
2. Послушайте, зайчишки, (Приставляют ладошку к уху «прислушиваются»)
Лиса спешит сюда.
В сугроб скорей, братишки,    (Садятся на корточки)
Не то придет беда!                           
Идет лиса-красавица, (Выходит «лисичка» и гуляет вокруг «зайчиков»)
Хвостом метет снежок.
Искать зайчат ей нравится:
Найду я вас, Прыг, Скок!  (Говорит и грозит пальчиком.)
Не видать нигде зайчат,  (Разводит руки в стороны.)
Только хвостики торчат!( «Лисичка» хлопает в ладоши, «зайчики» убегают на места)

-(слайд №22) Кто это? (белка)
- Что любит белочка?(шишки, орешки) Белочка зимой с удовольствием поедает орешки и ягоды, которые она собрала летом и припрятала в укромном месте. (слайд №23) 
(слайд №24) Зимой теплую одежду одевают не только люди. Посмотрите, какой пушистый хвостик у этой белочки! А какая густая шерсть у этой лисички! Зимой шерсть всех животных становится очень густой и хорошо согревает их в самые сильные морозы!
- Расскажем белочке потешку «Сидит белка на тележке»
 
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Зайчику усатому.
 
Подойдя к елке, взрослый читает отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Как на горке – снег, снег»
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
 
Обращает внимание на сугроб. Сколько снега намело (приподнимается край ткани – виден спящий медведь). Да это же мишка спит. Где спит? Правильно, Домик у медведя называется берлога. Многие животные зимой тоже спят. Вот заснул мишка в своей берлоге. Зимой ему нечего кушать. Поэтому он спит все зимние месяцы.

А в берлоге спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
( слайд №26) А почему нельзя шуметь? А когда вы спите, можно шуметь? А вы не шумите, когда кто-то спит? Молодцы, нужно заботиться обо всех, кто хочет спать, - пусть спит, отдыхает, сил набирается. И медведь в берлоге спит всю зиму. Проснется сильным, отдохнувшим.
Итог занятия:
Воспитатель: Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает, она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, со снегом, снег и лед начали таять, и появилась (вода). Значит, лед это и есть вода только она замерзла!
 Итог занятия:
Ребята, а что происходит с водой, когда она замерзает? Во что она превращается? Конечно, вода превращается в лёд.

Обращаю внимание детей на лед. Что произошло?
Почему лед растаял? (в группе тепло)
 Во что превратился лед? (В воду)
 Из чего состоит лед? (Из воды)
( слайд №27) Вот сколько интересного происходит зимой.
- Нам пора возвращаться в детский сад (идут «по снегу», высоко поднимая колени).

Заголовок 315