Методическая разработка открытого занятия на тему Техническая эксплуатация инженерного оборудования зданий


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
Специальность 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений
МДК.04.01. Эксплуатация зданий
Тема:
«Техническая эксплуатация инженерного оборудования»

Разработал преподаватель:
Е.Ю.Селезнева - преподаватель специальных дисциплин
Энгельс 2016


ОДОБРЕНО
ЦМК 08.02.01. СиЭЗиС
Протокол от « 03 » 03.2016 г. № 6
Председатель ЦМК _______ Т.М. Давыдова «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УР
____________ Л.А.Григорьева
«____» марта 2016г.

Пояснительная записка.
Методическая разработка предусмотрена для проведения открытого урока по МДК.04.01. Эксплуатаций зданий со студентами 4 курса очной формы обучения специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Тема открытого урока: «Техническая эксплуатация инженерного оборудования»
Изучение указанной темы способствует развитию логического мышления студентов, навыков самостоятельной оценки происходящих процессов, навыков творчества, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности.
Для мотивации обучающихся к освоению учебного материала и целеполагания применяется метод эвристической беседы.
В целях развития навыков анализа и критического мышления, оценки альтернативных вариантов обучающимся предлагается выполнить кейс.
Продолжительность учебного занятия -90мин
План открытого занятия
по МДК.04.01. Эксплуатаций зданий
Дата: 01 .04.16 г
Курс 3
Группа: С-469
Специальность: 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Тема «Техническая эксплуатация инженерного оборудования»
Тип занятия: урок изучения нового материала
Цели занятия:
Дидактическая - Создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения студентами комплекса знаний и способов деятельности при изучении эксплуатации инженерного оборудования.
Деятельностная: Формирование у студентов деятельных способностей к структурированию и систематизации учебного материала, применения действий, связанных с изученными понятиями и алгоритмами.
Развивающая: - формирование умений определять физический износ конструкций и инженерного оборудования и оформлять исполнительную документацию в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Воспитательная: - формирование научного мировоззрения, воспитание эстетической культуры восприятия материального мира.
Задачи занятия:
1.Образовательные:
Обеспечение в процессе занятия усвоения следующих понятий:
-обучение навыкам пользования нормативной литературой
- организация проверки знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущих темах;
-умение определять физический износ конструкций и инженерного оборудования
- принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий. (ПК 4.1. – профессиональная компетенция) 
- выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий. (ПК 4.3. - профессиональная компетенция);
2. Развивающие:
- развитие навыков работы с архитектурно-строительными планами;
- развитие умения планировать самостоятельно;
- развитие логического мышления и анализа;
- развитие навыков творчества, самооценки происходящего процесса;
- формирование нового проблемного видения;
-развитие умения работать с различными источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией;
- развитие организованности и внимания.
-развитие навыков использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5. – общая компетенция);
- закрепление теоретических знаний;
3. Воспитательные:
- Воспитание у студентов эстетической культуры восприятия материального мира, реализация задач развития интеллекта, внимания, речи, памяти, самостоятельности познавательных интересов, формирование научного мировоззрения;
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса (ОК 1. – общая компетенция);
- создание положительной мотивации к изучению дисциплины.
- воспитание навыков коллективной работы.
4. Методическая:
- систематизация и закрепление полученных знаний по данной теме;
- развитие умений работы на занятии;
- воспитание интереса к профессии «техник».
Обеспечение занятия: - презентация: «Техническая эксплуатация инженерного оборудования»
Технические средства обеспечения: - мультимедийный проектор
компьютер, экран, учебники, стандарты ЕСКД.
Раздаточный материал:
- карточки задания, для выполнения творческого задания;
- конспект урока (краткое изложение каждой дидактической единицы);
- задание для самостоятельной работы;

Метод обучения – метод учебного сотрудничества.
Методы обучения:
- контроль знаний – комбинированный: устный опрос; письменный опрос по картам-тестам;
- эвристическая беседа;
- демонстрация и анализ компьютерной презентации;
-выполнение заданий, имеющих выраженную практическую направленность (метод кейс-стади);
- организация рационального общения и коллективной работы;
- работа с нормативной и справочной литературой;
- закрепление материала: заполнение документов
Новизна учебного занятия:
- применение деятельностных педагогических технологий
Межпредметные связи:
ОП 04. Основы геодезии
ОП 10 (В). Строительные материалы и изделия
ПМ 01. Участие в проектировании зданий и сооружений
ПМ 02. Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов
ПМ 04. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Внеаудиторная самостоятельная работа:
а) Учебник В.А.Комков Техническая эксплуатация зданий и эксплуатаций стр.156-196
б) Работа с конспектом лекций;
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап Педагогический прием Деятельность преподавателя Деятельность студента Время
1. Организационный момент Приветствие. Проверка отсутствующих на уроке Подготовка к занятию 2 мин.
2.
Актуализация
знаний
Эвристическая беседа. Выступление в роли модератораСоставление вопросов и ответы на вопросы 10мин
3.
Целеполагание. Мотивация Эвристическая беседа. Постановка целей занятия.
Межпредметные связи.
Мотивация темы
Участие в формулировании целей. 4 мин.
4.
Изучение нового материала Эвристическая беседа с просмотром презентации, Объяснение нового материала Ответы на вопросы
Составление плана-конспекта 36мин
5. Самостоятельное применение знаний
Решение ситуационной практик ориентированной задачи.
Групповая форма организации работы студентов Выступает в роли модератора.
Распределение ролей в группах Обсуждение кейсов, выдвижение гипотез 18 мин.
6.Закрепление знаний
Решение профессиональной задачи с использованием нормативно-справочной литературы Представление проблемной ситуации Поиск необходимых решений 10
7.Контроль и оценка
Взаимооценка результативности действия.
Оценивание способов достижения результата. Презентация выполненной работы. Взаимопроверка. Самопроверка и оценка 4 мин.
8.Рефлексия Краткое впечатление от занятия. Обобщение итогов занятия.
Участие в оценке результатов работы 3 мин
9.Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению
Запись задания 3 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент(2мин)
-Подготовка аудитории к занятию
-Приветствие, создание благоприятной атмосферы в аудитории
-Проверка отсутствующих студентов
2. Актуализация знаний(10мин)
-Осуществляется путем рулевой игры
3.Целеполагание. Мотивация(4мин)
-Характеристика места урока в системе занятий по дисциплине
-Сообщение целей и задач урока, этапов и видов работы
4.Изучение нового материала(36мин)
МДК.04.01. Эксплуатаций зданий
1.Методика обследования инженерных коммуникаций
2.Дефекты и их причины возникновения
3.Виды ремонтов
4.Заполнение нормативной документации
Каждый пункт лекции иллюстрируется на экране презентационным материалом
5. Самостоятельное применение знаний(18мин)
-Решение ситуационной ориентированной задачи
6.Закрепление знаний(10мин)
Решение профессиональной задачи с использованием нормативно- справочной литературы
7.Контроль и оценка(4мин)
Презентация выполненной работы
8.Рефлексия(3мин)
Обобщение итогов занятия
9.Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы(3мин)
1) Учебник В.А.Комков Техническая эксплуатация зданий и эксплуатаций стр.156-196
2) Работа с конспектом лекций;
КЕЙС №1
Ситуация
При техническом осмотре жилого дома по адресу ул. Т.Барамзиной, 48 были выявлены дефекты:
Система горячего водоснабжения разводящих магистралей находятся в неудовлетворительном состоянии:- трубопроводы имеют наросты ржавчины, установлены хомуты,
- в результате многолетней эксплуатации трубопроводов в доме, на внутренних стенках труб образовался большой слой накипи, ржавчины, что привело к уменьшению сечения трубы для прохождения горячей воды и нарушению нормальной работы систем дома,
- имеющиеся задвижки не обеспечивают полное закрытие систем дома,
- в местах врезки по стоякам отсутствуют сливные краны,
Канализационный (чугунный) лежак находится в плохом состоянии:
- трубопровод имеет сколы и трещины на раструбах, местами по лежаку устроены цементные бандажи,
- отсутствуют ревизионные отверстия для проведения профилактических мероприятий,
- в результате многолетней эксплуатации в трубопроводе образовался большой слой за коксовавшихся отложений, очистка которых технически невозможна.
Трещины в плитах перекрытия.

Труба системы водоснабжения сильно повреждена коррозией
Проблема
Ваша задача заполнить дефектную ведомость и определить % физического износа
№п/п Наименование конструкций Основные материалы Повреждения и дефекты (Согласно ВСН53-86р) Физ.износ% Вид ремонта
КЕЙС №2
При обследование высотного жилого дома на ул. Тельмана были обнаружены следующие дефекты:
продольные и поперечные трещины в отмостке, ширина которых достигает местами 1 см, а также трещины в швах между блоками цоколя.
По продольным фасадам имеются трещины, выбоины, отслоение защитного слоя бетона, местами протечки и промерзание в стыках
Трещины в плитах перекрытия.
Канализационный (чугунный) лежак находится в плохом состоянии:
- трубопровод имеет сколы и трещины на раструбах, местами по лежаку устроены цементные бандажи,
- отсутствуют ревизионные отверстия для проведения профилактических мероприятий,
- в результате многолетней эксплуатации в трубопроводе образовался большой слой за коксовавшихся отложений, очистка которых технически невозможна. Как следствие - часто происходят засоры канализации.
Видны протечки стояка канализации

Проблема
Ваша задача заполнить дефектную ведомость и определить % физического износа
№п/п Наименование конструкций Основные материалы Повреждения и дефекты (Согласно ВСН53-86р) Физ.износ% Вид ремонта
КЕЙС №3
При обследование монолитного жилого дома на ул. 148 Черниговской дивизии были обнаружены следующие дефекты:
Имеют место мелкие повреждения ограждений лоджий, многочисленные усадочные трещины, а также повреждения пола и гидроизоляции.
Система горячего водоснабжения разводящих магистралей находятся в неудовлетворительном состоянии:- трубопроводы имеют наросты ржавчины, установлены хомуты,
- в результате многолетней эксплуатации трубопроводов в доме, на внутренних стенках труб образовался большой слой накипи, ржавчины, что привело к уменьшению сечения трубы для прохождения горячей воды и нарушению нормальной работы систем дома,
- имеющиеся задвижки не обеспечивают полное закрытие систем дома,
- в местах врезки по стоякам отсутствуют сливные краны,
- отсекающие краны по стоякам не обеспечивают полное его закрытие.
При обследовании перегородок были обнаружены трещины шириной до 5 мм и выкрошивание раствора в местах сопряжения с оконными коробками.
В целом разрушений защитного слоя панелей и трещин по панелям не обнаружено.
В следствии некачественно выполненных работ стояки системы водоснабжения протекают. 

Проблема
Ваша задача заполнить дефектную ведомость и определить % физического износа
№п/п Наименование конструкций Основные материалы Повреждения и дефекты (Согласно ВСН53-86р) Физ.износ% Вид ремонта