Рабочая программа по информатике для 10 класса на 2016-2017 учебный год Общее количество часов — 34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
авторского тематического планирования учебного материала;
базисного учебного плана 2004 года.
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

















Цели, задачи изучения курса информатики в 10 классах.
Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.






Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
способность к самосовершенствованию;
коммуникативная, социально – трудовая компетенция;
информационно – технологическая компетенция;
ценностно – смысловая компетенция;
ценностно-рефлексивная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
коммуникативная компетенция;
учебно-познавательная компетенция;
общекультурная компетенция.

































































Содержание программного материала
1. Информация (5 ч)
Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные процессы в системах. (8 ч)
Введение в теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Информационные модели (9ч)
Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей
Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
Практические работы: Создание табличных моделей. Создание графических моделей. Исследование моделей.
Программно-технические системы реализации информационных процессов(11ч)
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации
Многопроцессорые системы и сети.
Практические работы: работа в Интернете
Обобщающее занятие (1ч)
Повторение изученного материала, представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 10 классе.
















Перечень средств ИКТ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Лазерный принтер цветной.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Модем ADSL
Локальная вычислительная сеть.

Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Система программирования TurboPascal.
























Тематическое планирование
10 класс


п/п
Название темы
Всего
часов
Теория
Практика
Зачетное занятие

1
Информация.
5
3
1
1

2
Информационные процессы в системах.
8
6
1
1

3
Информационные модели.
9
5
3
1

4
Программно – технические системы реализации информационных процессов.
11
9
1
1

5
Обобщающее занятие.
1




6
Всего
34
23
6
4












































Календарно – тематическое планирование
по информатике и ИКТ (10 класс)


п/п
Тема урока
Теория
Практ

Дата проведения





По
плану
Факт


Информация





1
Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Стр.5-9
1




2
Информация. Представление информации. Языки, кодирование. § 1-2
1




3
Измерение информации.
Объёмный подход. Измерение информации. Содержательный подход.
§ 3-4
1




4
Практическая работа №1 «Решение задач»

1



5
Зачетное занятие по теме:
«Информация»
1





Информационные процессы в системах





6
Что такое система §5
1




7
Информационные процессы в естественных и искусственных системах §6
1




8
Хранение и передача информации § 7-8
1




9
Обработка информации и алгоритмы §9
1




10
Автоматическая обработка информации §10
1




11
Практическая работа №1 «Решение задач»

1



12
Поиск данных. Защита информации § 11-12
1




13
Зачетное занятие по теме: «Информационные процессы в системах»
1





Информационные модели





14
Компьютерное информационное моделирование § 13
1




15
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы § 14

1




16
Практическая работа №2 «Создание табличной модели»

1



17
Пример структуры данных – модели предметной области § 15
1




18
Практическая работа №3 « Создание графической модели»

1



19
Алгоритм – как модель деятельности § 16
1




20
Практическая работа №4 «Исследование моделей»

1



21
Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. § 16
1




22
Зачетное занятие по теме: «Информационные модели»
1






Программно-технические системы реализации информационных процессов





23
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации: архитектура, процессор, память. § 17
1




24
Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров §17
1




25
Программное обеспечение компьютера §18
1




26
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел § 19
1




27
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста и звука §20
1




28
Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики §20
1




29
Развитие архитектуры вычислительных систем § 21
1




30
Организация локальных сетей §22
1




31
Организация глобальных сетей § 23
1






32
Практическая работа №5 «Работа в Интернете»


1



33
Зачетное занятие по теме: «Программно-технические системы реализации информационных процессов»
1




34
Обобщающее занятие
1


















































Методическое обеспечение учебного курса
Программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.








ђ Заголовок 115