Урок литературы в 11-ом классе на тему: ТрагедияСергей Есенин.ТрагедияВладимир Маяковский

Урок литературы в 11-ом классе на тему :
«Трагедия «С.Есенин». Трагедия «В.Маяковский»
Ход урока:
Слово учителя.
- Сегодня заключительный урок изучения творчества С.Есенина и В.Маяковского и того явления, которое в мировой культуре получило название «Серебряный век»На смену поискам новых форм, дерзаниям, свободному творчеству приходит ремесло, призванное закрепить победу пришедших к власти большевиков, диктатуры пролетариата.
Многие литературоведы считают, что своеобразную «точку» в этом периоде поставил выстрел Маяковского, прозвучавший в апреле 1930 г. Да, ещё были живы А.Ахматова и М. Цветаева, Б.Пастернак и другие, но возможность свободы творчества была утрачена.
(Появляется 1-ый слайд с темой урока и эпиграфом)
- Тема нашего урока. Я предлагаю поговорить о том, что же послужило причиной трагедии этих великих поэтов. Почему спустя почти век вопрос-убийство или самоубийство - не перестаёт волновать? И, наконец, а так ли это важно?
(На экране слайды с фотографиями С.Есенина, его друзей ,литературных кафе ,афиш его выступлений)
О смерти Есенина ходят легенды одна другой фантастичнее. Как всё было на самом деле до сих пор спорят.
- Для того чтобы вам легче было представить себе атмосферу того времени, я предлагаю «посетить» одно из таких кафе и послушать воспоминания друзей и современников С.Есенина о причинах его гибели.
(Звучит песня на стихи С.Есенина «Я московский озорной гуляка». Под эту музыку учащиеся пересаживаются за столики «кафе». Учащиеся заранее продумали причёски и костюмы, чтобы воссоздать облик посетителей литературного кафе 20-30-ых годов)
Ученица читает стихотворение С.Есенина «Спит ковыль ,равнина дорогая»
Ученица: Почти все мемуаристы, как сговорившись, отмечают, что Есенин в 1925 году производил впечатление тяжело больного человека, потерявшего, что называется, «нить жизни» Особенно часто биографы цитируют Маяковского: « Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и большое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь. От него и двух его тёмных( для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина.»
1-ый ученик. –Из воспоминаний А.Мариенгофа. «Прошло около недели. Я суматошился в погоне за рублём. Засуматошенный вернулся домой.
Никритина открыла дверь:
- У нас Серёжа
И встревожено добавила:
- Принёс вино Пьёт
Когда в последнее время говорили: «Есенин пьёт,» слова звучали как стук костыля. Я вошёл в комнату. Ещё жёлтая муть из бутылок не перелилась в его глаза.
- Подожди, Сергун сначала полопаем Мартышка нас щами угостит с чёрной кашей Ешь
Есенин сдвинул брови.
- А я мало теперь ем почти ничего не ем
И залпом выпил стаканчик.
- Весной умру Брось, брось, пугаться –то говорю умру, значит умру
Опять захитрили губы:
- У меня горловая чахотка значит,каюк!
Я стал говорить об Италии, о том, что вместе закатимся весной к тёплой Адриатике, поглотаем не эту дрянь (и убрал под стол бутылку) а чудесное, палящее, расплавленное золото д, аннуциевского солнца.
-Нет, умру.
«Умру» произносил твёрдо, решено, с завидным спокойствием.
Хотелось реветь, ругаться последними словамиЖидкая соль разъедала глаза.Потом Есенин читал стихи об отлетевшей юности и о гробовой дрожи, которую обещал он принять как новую ласку.
(Ученица читает стихотворение «Цветы мне говорят прощай»)
Ученица: - Однако именно в этот год Сергей Есенин написал лучшую из своих лирических книг, подготовил к печати трёхтомное собрание сочинений (после его смерти Госиздат прибавит ещё один, четвёртый том), а на полученные в качестве аванса деньги достроил родителям дом; отец возражал , зачем нам, старикам, такие хоромы, но сын настоял на своем. Весьма решительно распорядился он и судьбой сестры Екатерины – выдал замуж за хорошего и надёжного человека – Василия Наседкина. Больше того, ежели, как полагают некоторые биографы, Есенин уезжал в Ленинград –умирать, зачем в таком случае провёл почти двое суток в «коридорах Госиздата», тщетно пытаясь получить выписанные ему большие деньги?
Нет, нет, он, видимо, действительно изо всех сил цеплялся за иллюзию: а вдруг случится чудо и он сможет дать новое направление своей жизни!
Отныне он и «цветок неповторимый», и, безо всяких скидок ,народный поэт, и никакие гонения не страшны его живым песням,ибо они,как и песни фольклорные, не нуждаются ни в печатном станке, ни в цензурном разрешении.
Теперь он уже не читал стихи, как прежде, он их пел – мастерски, с особыми интонациями и переходами, округляя особо выразительные места жестами.
(звучит песня на стихи С.Есенина «Клён ты мой опавший» в исполнении А.Бандеры)
1-ый ученик - Анатолий Мариенгоф «Мой век. Моя молодость»
- К кому?
- К Есенину.
Дежурный врач выписывает мне пропуск. Поднимаюсь по молчаливой, выстланной коврами лестнице. Большая комната. Стены окрашены мягкой, тёплой краской. С потолка светится синенький глазок электрической лампочки. Есенин сидит на кровати, обхватив колени.
- Серёжа, какое у тебя хорошее лицо волосы даже снова запушились
Очень давно я не видел у Есенина таких ясных глаз, спокойных рук, бровей и рта. Даже пооблетела серая тень с век
И вот : синенький глазок в потолке. Узкая кровать с серым одеяльцем. Тёплые стены. И почти спокойные руки, брови,рот.
Есенин говорит:
- Мне здесь очень хорошо только немного раздражает, что день и ночь горит синенькая лампочказнаешь, заворачиваюсь по уши в одеялолезу головой под подушку и ещё – не позволяют закрывать дверь всё боятся, что покончу самоубийством.
По коридору прошла очень красивая девушка. Голубые, большие глаза и необычайные волосы, золотые, как мёд.
- Здесь все хотят умереть эта Офелия вешалась на своих волосах.
Потом Есенин повёл в приёмный зал. Показывал цепи и кандалы, в которые некогда заковывали больных; рисунки, вышивки и крашеную скульптуру из воска и хлебного мякиша .
- Смотри, картина Врубеля он тоже был здесь
Есенин улыбнулся:
- Только ты не думай – это не сумасшедший домсумасшедший дом у нас по соседству.
Он подвёл к окну:
- Вон то здание!
Сквозь белую снежную листву декабрьского парка весело смотрели освещённые стёкла гостеприимного помещичьего дома.
(Звучит песня О.Митяева «Чёрный клён»)
2-ая ученица:
- К концу года решение «уйти» стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колёса дачного поезда, он пытался выброситься из окна пятиэтажного дома, пытался перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом.
.
Мы часто говорим: «человек с богом в душе», «человек без бога в душе.» В этом смысле у Есенина, разумеется бог был. Но, повторяю, не христианский православный, а земной, человеческий, наш. Имя его – поэзия. С ним, с этим, с единым и всемогущим прожил он всю свою мыслящую жизнь.

3-я ученица: - Да, он мог потерять и терял всё. И деньги из кармана, и стыд из души, и последнего друга, и любимую женщину, и шапку с головы, и голову в кабаке – только не стихи!
Стихи были биением его сердца, его дыханием.
Вспомните, сколько считанных минут он жил после того, как написал кровью свои последние строчки:
До свиданья, друг мой, до свиданья!(читает доконца)
Он написал это стихотворение неторопливо, своим обычным округлым почерком, заставляя жить отдельно, словно по-холостяцки, каждую букву.
Ему пришлось обмакнуть ржавое гостиничное перо в собственную кровь. В этом не было ни дурной позы, ни дешёвой мелодрамы. Просто-напросто горькая необходимость: в многочисленных карманах пиджака, как на грех, не оказалось карандаша, а в стеклянной чернильнице высохли чернила, как это бывает в наших перворазрядных отелях.
2-ая ученица: - Теперь: «Почему он сделал это?»
Есенинская трагедия чрезвычайно проста. Вернее, чрезвычайно прост финал её. Футуристы в таких случаях говорили: «Просто, как мычание» А врачи это называют: «клиникой!» Ведь в клинике тоже всё просто, как мычание. Да и сам Есенин в «Чёрном человеке» сказал об этом откровенно и ясно:
Осыпает мозги алкоголь.
Вот он и осыпал. Этот проклятый, этот наш российский алкоголь. Осыпал мозги, осыпал жизнь.
И опять возникают в памяти бунинские строчки:
Лёгкой жизни я просил у бога,
Лёгкой смерти надо бы просить.
Ах, Серёжа, Серёжа, почему же ты не попросил её, этой лёгкой смерти?
4-ая ученица:- На самом деле всё было куда трагичнее.. Маяковский не случайно обмолвился в стихотворении «Сергею Есенину» : «Лучше уж от водки умереть, чем от тоски.» По всей вероятности, до него тем или иным путём дошла фраза из письма Есенина к сестре: «Придерживаясь пролетарской « линии», писать абсолютно невозможно. Будет такая тоска, что волки сдохнут»
То, что революция не духовное преображение, а национальная трагедия, Есенин начал понимать давно, уже в 1920-ом , когда писал Жене Лифшиц: «Идёт совершенно не тот социализмТесно в нём живому» Известно, например, что на вечере памяти Блока, устроенном деятелями Пролеткульта, он выкрикнул из зала: « Это вы, пролетарские писатели убили Блока!»
(На экране появляются слайды с фотографиями Маяковского и строчками из стихотворения «Сергею Есенину». Ученица читает отрывок из стихотворения Майи Румянцевой «На площади Маяковского»)
Маяковский! Такая боль!
Такая боль Маяковский
С такою болью к тебе только.
Как будто на раны насыпали соль,
Как будто по сердцу
Сухою коркой.
Любовь тебя, такую громаду
Скрутила в гранит,
изломала в память.
Любовь- это уличная баррикада,
И в ней уязвимым падать.
Мне трудно,
мне б крикнуть вдоль улицы людной:
- Плачьте, люди, люди ,молчите
Любовь умирает,
большая и трудная.
Труднее любых великих открытий.
Здесь слёз не сдержу и обиды не спрячу.
Тебя ведь тоже при жизни намучило,
И ты любил, смешно и незряче,
И тоже, наверно, не самых лучших,
Когда? Кому? И зачем ты выменял
Смерть
На несказанных слов путину?
Ты помнишь её с озёрным именем,
С фамилией, похожей на бригантину?
Рукам уплывать тихо, как в штиле.
Всякому чувству приходит крах!
Петля начинается с рук любимых.
Кончается где-то на чердаках.
С тела любимой начнётся неистовая,
эта трёхмачтовая тоска!
Губы любимой- начало выстрела,
Конец - в тебе у виска.

1-ая ученица: - Маяковский оказывается тем поэтом, о жизни которого, сколько ни рассказывай, всегда будет мало. Именно о нём нужно говорить, оперируя лишь беспристрастными биографическими фактами, ибо к «окровавленным» душам неприложимы никакие, а тем более кощунственно – прямые оценки.
1-ый ученик: - В 1929 году ему как-то особенно не везло. Маяковский тяжело переживал неуспех своей пьесы ( «Баня») и провал отчётной выставки. И причина не только в уязвлённом авторском самолюбии. Конечно, его потребность во всём быть первым никуда не исчезла. Маяковский хотел не только признания. Он мучительно пытался найти новые жизненные опоры, вырваться из клубка опутавших его противоречий. Все мемуаристы вспоминают, что в последние месяцы своей жизни Маяковский выглядел необыкновенно мрачным, подавленным, порою растерянным и даже испуганным, что ещё совсем недавно трудно было себе представить. Ему всё тяжелее давались публичные выступления, он не находил в себе сил на полемику.
2-ая ученица:- Но конечно всё началось гораздо раньше. Уже в 1926 году поэт испытывал такое острое чувство одиночества, что не смог не упомянуть о нём, рассказывая, как он работал над стихотворением «Сергею Есенину», самоубийство которого страшно его потрясло. Маяковский всю жизнь пытался избыть в себе тягу к самоубийству, и стихотворение на смерть Есенина – одна из таких мучительных попыток.
3-я ученица: - А ведь были в его жизни и «радостнейшие даты». Одна из таких -конец июля 1915 года. В этот день он познакомился с Лилей и Осипом Бриками. « Любовь – это сердце всего,»- напишет он. Любовью определялось всё его существование, все его стихи. С любовью было связано счастье его жизни, с нею же – трагедия.
Многим хотелось бы, чтобы объектом любви Маяковского была не Лиля Брик. Чтобы на её месте оказалась женщина менее роковая. Приверженная традиционным ценностям. Не связанная с ГПУ. Не стремящаяся к мужскому поклонению. Не так легко меняющая мужей и любовников. И так далее и тому подобное.
« Может быть, без неё было бы больше счастья, но не больше радости,- написал о Лиле Брик Виктор Шкловский, хорошо знавший её и Осипа Максимовича.
Сама по себе личность этой женщины так значительна, что до конца своих дней она привлекала внимание самых ярких своих современников – от Сергея Параджанова до Ива Сен – Лорана. « В ней была «прелесть, привязывающаяся с первого раза,» как писал Лев Толстой о ком-то в одном из своих писем. Если она хотела пленить кого-нибудь, она достигала этого очень легко. А нравиться она хотела всем- молодым, старым, женщинам, детям. Это было у неё в крови. И нравилась»(Слайды)
4-ая ученица:- Эти годы с 1918 по 1923 – счастливое время в отношениях с Лилей Брик. Взаимная любовь давала Маяковскому огромную творческую энергию. Они обменялись кольцами. Подаренное Лилей кольцо Владимир Владимирович носил всю жизнь, несмотря на упрёки в мещанстве. В записке, полученной им однажды во время выступления, содержался очередной упрёк: «Тов. Маяковский! Кольцо вам не к лицу!» - «Конечно, не к лицу, - немедленно отреагировал он.- Поэтому я ношу его на руке, а не в ноздре»
На кольце, подаренном Лиле, Маяковский выгравировал её инициалы Л.Ю.Б. Когда читаешь их по кругу, буквы складываются в бесконечное «Люблю».
3-я ученица- Расставание длилось долго и мучительно – однако окончательного разрыва так и не произошло. Просто однажды, со свойственной ей решительностью, Лиля Юрьевна запиской объявила Маяковскому, что больше не испытывает к нему прежних чувств и уверена: он «очень мучиться» не будет, так как тоже любит её меньше. Едва ли ею двигало заблуждение, скорее Лиле Брик удобно было думать об охлаждении к ней Маяковского, чтобы со спокойной душой отдаться новым увлечениям. Впрочем, может быть, она предполагала, что отношения с Маяковским и в самом деле смогут перейти в «дружескую» стадию, как это было с Бриком.
4-ая ученица:- Чувство одиночества в 1926 году было настолько острым, что поэт не смог не упомянуть о нём, рассказывая, как он работал над стихотворением «Сергею Есенину», самоубийство которого страшно его потрясло. Маяковский всю жизнь пытался избыть в себе тягу к самоубийству, и стихотворение на смерть Есенина – одна из таких мучительных попыток.
5-ая ученица:- В 1928 году Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Яковлевой. Ей посвящены стихи «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо Кострову из Парижа о сущности любви». Влюбился мгновенно, с первого взгляда.
Она вспоминала: « Я прекрасно отдавала себе отчёт, что всё в его жизни переменилось. Я сразу это почувствовала. Всё было так нежно, так бережно. В первую встречу – было холодно- он сеял своё пальто в такси и укутал мои ноги – такая, например мелочь Человек был совершенно необычайного остроумия, обаяния и колоссального сексапила.
Он мне не «нравился», я его «полюбила.»
Но на его настойчивые просьбы бросить всё и уехать с ним в Москву ответила отказом, а он не смог больше приехать в Париж, так как ему не давали визы. Говорили, что этому способствовала Лиля Брик.
1-ый ученик: - Татьяна Яковлева вспоминала также, что во время пребывания в Париже в 1929 году, за год до смерти, он уже не мог скрыть разочарования в происходящем на родине. Вероятно, в какой-то момент Маяковский почувствовал: изменить в своей судьбе что-либо уже невозможно, его путь предопределён.
Маяковский думал о самоубийстве всю жизнь. Он всегда допускал для себя такую возможность, избавиться от страшного напряжения, от «жизни без кожи» (так сказал о нём Владимир Высоцкий), на которую он был обречён своею гениальностью.
Были и попытки самоубийства – по крайней мере, одна, в 1916 году, связанная с Лилей Брик; пистолет дал тогда осечку.
«Мысль о самоубийстве была хронической болезнью Маяковского, и , как каждая хроническая болезнь, она обострялась при неблагоприятных условиях»,-писала Лиля Брик.
Одно из главных, по её словам, « неблагоприятных условий» - когда Маяковскому приходилось в бесчисленных советских инстанциях доказывать что-нибудь, не требующее доказательств.
2-ой ученик – Так, в 1929 году Маяковский тяжело переживает неуспех своей пьесы «Баня» и провал отчётной выставки. И причина не только в уязвлённом авторском самолюбии. Конечно, его потребность во всём быть первым никуда не исчезла. Маяковский хотел не только признания. Он мучительно пытался найти новые жизненные опоры, вырваться из клубка опутавших его противоречий. Все мемуаристы вспоминают, что в последние месяцы своей жизни Маяковский выглядел необыкновенно мрачным, подавленным, порою растерянным и даже испуганным, что ещё совсем недавно трудно было себе представить. Ему всё тяжелее давались публичные выступления, он не находил в себе сил на полемику.
3-ий ученик:- 13 мая 1929 года произошло знакомство с Вероникой Полонской. В то время многие слышали от Владимира Владимировича слова: спасти меня теперь может только настоящая,большая любовь. Он искал такой любви и,вероятно, надеялся найти её в Норе Полонской.
Вероника Полонская, дочь короля русского немого кино Витольда Полонского, в то время начинала свою артистическую карьеру во МХАТе. Ей только что исполнилось двадцать лет, она была замужем за известным актёром Михаилом Яншиным.
Владимир Владимирович требовал, чтобы она разошлась с мужем, вышла замуж за него, оставила театр. Однако,решиться на последний шаг, на резкую перемену судьбы Вероника Витольдовна не могла. Она любила Маяковского, но её смущали его требования, пугала сила его чувств, разбивающая рамки привычной, налаженной жизни. Были и небезосновательные опасения, что настроение Лили Юрьевны переменится, что она перестанет демонстрировать равнодушие к роману Владимира Владимировича и потребует прекратить отношения с Норой? Как он поведёт себя в этом случае?
4-ая ученица:- Отношения с Полонской не стали спасительной соломинкой, за которую хотел схватиться Маяковский. Жить в спокойном, реальном мире человеку, у которого «сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось невозможно. Нити, привязывающие Маяковского к жизни, рвались одна за другой.
Маяковский попробовал себя в роли официозного, государственного писателя, и понял, что для него эта роль страшнее смерти. Не нужно обладать большим провидческим даром, чтобы понять, к чему шло развитие страны,- уж никак не к флейтам-вулканам. Идти по этому пути дальше-значит воспеть убийц и оболгать убитых; значит, стихами оправдывать то, что не оправдывается совестью
Выстрел в сердце показался ему более премлемым выходом.
Много лет спустя больной, затравленный гнусными партийными постановлениями Михаил Зощенко воскликнул: «Боже, как прав был Маяковский! А я вот опоздал умереть»
Слово учителя:- Я предлагаю вам вернуться в класс и на основании всего услышанного ответить на вопросы, поставленные в начале урока: что же послужило причиной трагедии этих великих поэтов? Почему спустя почти век вопрос-убийство или самоубийство - не перестаёт волновать? И, наконец, а так ли это важно?
Звучат ответы учеников:( Это самоубийство. Причиной послужила та ситуация, которая складывалась в конце 20-ых, начале 30-ых годов. Мы можем говорить о личной трагедии этих великих поэтов, которые не смогли жить в этой обстановке и предпочли смерть существованию вне свободного творчества. Можно сказать, это было доведение до самоубийства.
Вопрос о том убийство или самоубийство волнует тех, кто хочет заработать на очередной «сенсации»,это жёлтая пресса и «родственники», тех, кто считает, что у великих людей и смерть великая ,красивая и героическая. Это не важно. Гораздо важнее то, что эти люди оставили своё гениальное наследство нам, потомкам и мы можем наслаждаться их замечательными стихами)
Слово учителя: - Предлагаю вам посмотреть фрагмент передачи «Постскриптум» и убедиться в правоте наших выводов.(Демонстрируется видео)
Настоящие поэты всегда острее других ощущали несправедливость окружающего мира, любили и ненавидели , восхищались и презирали, за это и расплачивались по более высокой цене.
Закончить наш разговор я предлагаю песней ещё одного нашего замечательного современника- Владимира Высоцкого (Звучит песня «Поэты и кликуши»)


Урок литературы в 11-ом классе на тему: «Трагедия «Сергей Есенин». Трагедия «Владимир Маяковский» был разработан как урок обобщающий, рассчитанный на два учебных часа. Я посчитала необходимым совместно с учащимися подготовить данные уроки, чтобы завершить изучение произведений Серебряного века, заинтересовать учеников этим периодом русской литературы, произведениями указанных авторов, неизвестными фактами их биографии, мемуарами их друзей и недоброжелателей.
В классе, где проводился урок, было 25 человек. Класс с очень хорошим потенциалом, высокой мотивацией к обучению, активно откликающийся на все идеи и предложения учителя по подготовке нестандартных мероприятий по русскому языку и литературе, способный к самостоятельной работе, умеющий вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения. Была проделана большая подготовительная работа с различными источниками: художественной и мемуарной литературой. Именно поэтому стала возможной такая форма проведения урока, как «встреча» в «литературном кафе» «современников Есенина и Маяковского», ведущих речь о трагедии этих великих поэтов, трагедии «убийства русской литературы».
























15