Мастер-класс по теме Реализация системно-деятельностного подхода в обучении физики

Системно-деятельностный подход в обучении физики.

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения СДП, т. к. курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения сравнивать и анализировать.
Развивающий потенциал физики как учебного предмета заключается в научном методе познания явлений с помощью органов чувств; в описание явлений различными способами; в выявлении закономерностей и в моделировании явлений.
Я стараюсь использовать развивающий потенциал физики следующим образом:
Во – первых, стараюсь создать на уроке ситуацию, в которой ученик становится субъектом обучения и самостоятельно осознано приобретает знания.
Во – вторых, способствую формированию научного метода познания явлений природы, как основы систематизации и интеграции знаний.
Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того, чтобы он возник, ничего нельзя давать ученикам в «готовом виде», все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.
При обучении физике можно выделить 2 пути реализации СДП:
1.Проведение целых законченных уроков, на которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать и отрабатывать.
2. Введение в традиционные уроки фрагментов творческой познавательной деятельности учащихся, т. е. включение учащихся в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
В своей педагогической деятельности я применяю второй способ.

Обратимся к разделу «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» - физика 8 класс.
Рассмотрим, какие типы заданий можно применить на разных этапах уроков этого раздела.
На организационном этапе можно использовать нестандартный вход в урок.
1.Например, используя сказку.
Пришли в одну семью сваты. А в семье три дочери. Предложили сваты проверить, какая из дочек более других в жены годится, и предложили девушкам белье постирать, а у кого руки после стирки быстрее высохнут, та и в жены годится. Постирали сестры белье и стали ждать, у кого же руки высохнут быстрее, только младшая ногами затопала, руками замахала: «Не хочу замуж, не хочу замуж», руки то у нее быстрее других и высохли.
Какой физический процесс «помог» младшей сестре выйти замуж? (испарение)
Далее можно организовать проблемную ситуацию с помощью опыта:
Подышите на прозрачное стеклышко.
– Что вы наблюдаете?
– Как и почему изменяется « картина» на стеклышке?
– Как называют происходящие явления?
Учитель, таким образом, организует с учащимися совместную постановку темы и цели урока. (тема: «Испарение и конденсация)
2.Учитель как бы забывает кипящий чайник на столе и при этом начинает урок своими стихами. (тема «Кипение»)

Филворд.
На этапе повторения или обобщения материала можно предложить разгадывание филвордов.
Использование филвордов способствует усвоению учащимися определений, физических величин и понятий, запоминанию имен ученых.
Его отгадывание тренирует память учащихся, развивает их логическое мышление, обостряет сообразительность, вырабатывает внимательность, настойчивость.
Посмотрим, насколько вы помните основные понятия, связанные с тепловыми явлениями. Ваша задача найти знакомые слова, маркером зачеркнуть.

Мозговой штурм.
Интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы учащиеся тренируются кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга.
Задача. Надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение.
Уточните:
- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Возможные ответы учащихся:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... и т.д.
Темы мозгового штурма
- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?

Игра «Крестики – нолики». После изучения раздела «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» предлагаю провести игру «Крестики – нолики».
Сценарий игры очень прост. Перед началом мероприятия на интерактивной доске вычерчивается план-сетка с девятью секторами (если нет возможности, то на обычной доске). Каждый сектор имеет своё название (спорт, кухня, техника и т. д.) и к каждому сектору прилагаются карточки с тремя вопросами. Названия секторов могут быть различными, т.е. из разных областей наук. Это позволяет проверять знания и умения учащихся на более глубоком уровне и находить связь между физикой и жизнью. Учащиеся отвечают на вопросы и, учитывая степень полноты и правильности ответа, сектора зачёркиваются либо крестиком, либо ноликом. Третий вопрос является резервным.
Эта игра позволяет осуществлять межпредметную связь в учебном процессе, что позволяет организовать системный подход в обучении, и что очень важно, подбором тематик секторов и вопросов показать учащимся жизненную важность изучения того или иного материала.

«Физическое лото». Форма закрепления и повторения учебного материала по физике. В этой игре с большим напряжением работает весь класс. Она является своеобразной самостоятельной работой, позволяющей учителю выявить пробелы в знаниях и степень усвоения учебного материала, поэтому лучше всего проводить после изучения большой темы.
Поиграем в “физическое лото” – 3 группы. Раздаются задачи на карточках с изображением картины родной природы - 12 частей, с одной стороны каждой карточки – текст задачи, с другой – фрагмент картины. Решив задачу, каждый прикрепляет ее картинкой вверх на соответствующее место листа с ответами, так что при правильном ответе решение всех задач складывается исходная картинка.

Учитель: Что получилось?
Учащиеся: Картина нашего родного края.
Учитель: Как вы считаете, почему именно эту картину о природе я выбрала?
“Грачи прилетели”А.К.Саврасов.
“Зима” И.И.Шишкин
“В голубых просторах” А.А.Рылов.
Учащиеся (I ряда): На картине “Грачи прилетели” около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.
Учащиеся (II ряда): На картине “Зима” деревья покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.
Учащиеся (III ряда): На картине “В голубых просторах” изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.
Учитель: Мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.


Применяю тексты, и задачи где умышлено, допущена ошибка:

Найди ошибку.
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой стала,
А в мире поубавилась тепла».
Какая физическая ошибка допущена в стихотворении?

Текст с ошибками. Учащиеся должны их найти и объяснить.
1.«Проснувшись утром, Петя вспомнил, что договорился с Колей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. С пятого этажа ему хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег уже весь стаял, и только на крышах домов ещё лежал мохнатыми шапками. Петя пошел в ванну и принял душ, не вытираясь, он глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Покушав, он выбежал на улицу. Коля был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищенно произнес он. Солнце- то, какое, а температура с утра – 2 градуса». «Нет, - 4»,- возразил Петя. Они заспорили, потом Коля сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя нет, в укромном месте, поэтому и показывает больше».

2.Рассказ «Дорога ошибок».  «В яркий солнечный день дети отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг, и пришлось сбавить шаг.  На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее.  Над костром повесели два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода закипела быстро. После захода солнца на небе показался серп луны. Было очень красиво».

В заданиях такого типа, как правило, уже сформулирована проблема, учащимся необходимо ее решить, используя для этого методы теоретического исследования. Такие задания повышают интерес к предмету и мотивацию к обучению в целом.

На уроках физики я стараюсь применять различные виды учебно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах процесса обучения физики: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. Она может быть организована учителем при индивидуальной работе, работе в группах.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система различных исследовательских заданий. Эти задания можно классифицировать по четырем видам:
-Познавательные и творческие задания
-Исследовательские задания
-Экспериментально – исследовательские задания
-Фронтальные лабораторные работы.
Познавательные задания – специально подобранные учебные задачи, «отражают» окружающую действительность. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес.
Например - познавательные задания
-Почему птицы в мороз хохлятся?
-Почему вспотевшую от бега лошадь накрывают попоной?

В качестве творческих и познавательных заданий применяю отрывки из художественной литературы:
Тема «Тепловые процессы» - 8 класс.
«С треском лопнул кувшин,
Ночью вода в нем застыла.
Я пробудился вдруг».
Какое физическое явление имеет здесь место?

К следующему типу относятся исследовательские задания - задания, содержащие проблему, решение которой требует как теоретического анализа, так и применение методов исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Основная часть самостоятельной экспериментальной работы учащихся проходит во время лабораторных работ.
Цель любого эксперимента – создание условий для развития исследовательского мышления и формирование навыков самостоятельной мыслительной деятельности.

Домашние лабораторные работы.
Темы: «Парниковый эффект в банке», «Вызови тучу», «Вызови дождь».
Домашние экспериментальные задания.
Тема: «Тепловые явления».
В стакан, где находиться холодная вода, осторожно долейте горячей. Измерьте температуру воды у дна стакана, в его середине и у поверхности. Где температура выше и почему? Как получить воду с одинаковой температурой по всей глубине стакана?
Тема: «Изменение агрегатных состояний вещества»
Пронаблюдайте выход пузырьков из газированной воды и докажите сходство этого процесса с кипением.
Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне.

Реклама. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического закона, прибора, или явления. Например, чтобы отразить закономерности тепловых явлений и их применение, учащиеся в виде рекламы создают рисунки или плакаты.
Например: «Физика и мода»  Рекламное агентство Дома моды «Элит» предлагает летом носить одежду только светлых тонов и из натуральных тканей, покупая зимнюю обувь, советуют обратить внимание на то, чтобы сапоги были на размер больше, на толстой подошве; приобретая шубу из натурального меха. Вы будете выглядеть не только модно и элегантно. И далее идет объяснение с точки зрения тепловых явлений.  Предлагаются следующие темы:  а)«Физика и мода»  б)«Физика у нас дома»  в)«Физика и медицина»  г)«Физика и природа»

Игра «Дуэль».
В свободную минуту можно провести физическую «Дуэль»: один из лучших учеников вызывает на дуэль другого ученика. Выпад – вопрос по теме, отражение удара – правильный ответ, неправильный ответ – укол (пропущенный удар). Игра ведётся до 3 очков, либо при равенстве сил засчитывается «ничья».

Игра в детектив.
Эту игру можно провести, если останется время до конца урока.
«Шерлок Холмс пришел в гости». Ребятам можно предложить вопросы:
1) Была зима. Шерлок Холмс вошёл в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», – подумал он. Почему он сделал такой вывод?
2)Придя в гости, Шерлок Холмс, подошёл к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный»,– заметил он. Что позволило ему так сказать?
3)Хозяйка дома, где был Холмс в гостях, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «На улице холодно». Как он это определил?
4)Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с её обитателями, через минуту сказал: «Уважаемая хозяйка, у вас на кухне кипит чайник». Как он это определил, если находился в комнате, из которой кухня не видна?
5)Прошу к столу, – сказала почтенная миссис, приглашая Шерлока Холмса.
– Блины вкусны, когда они горячие. Чтобы они оставались такими, я ставлю тарелку с блинами на плетёный проволочный поднос. Прошу отведать.
– Лучше их ставить на деревянную подставку, а не на металлическую, – посоветовал Холмс. Почему он дал подобный совет?

Использование таких заданий в соответствии с системно-деятельностным подходом – дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Заголовок 2 Заголовок 315