Игровые технологии как средство развития и коррекции детей с ОВЗ и детей-инвалидов


Игровые технологии как средство развития и коррекции детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Воронежская обл., Борисоглебск
Киселева Г.А. – воспитатель
КОУ ВО «Борисоглебская спецшкола – интернат»
Пимонова Е. В. – воспитатель
КОУ ВО «Борисоглебская спецшкола – интернат»
В настоящее время из общего количества детей, проживающих в Российской Федерации, около 4,5%, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В профессиональной деятельности каждому воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В начале сентября рекомендуется проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов воспитанников, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что поможет при составлении плана воспитательной работы. Для диагностики уровня воспитанности применяются различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, метод контроля.
В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на занятии. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.
В развитии личности ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида общепризнанно наиболее важна игровая деятельность.
Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений детей с ОВЗ и дети-инвалиды должны овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями. Вместе с тем игра является средством обогащения и уточнения представлений, создает условия для освоения способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях, способствует формированию произвольности поведения – ребенок с ОВЗ учится выполнять определенные действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли.
Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов. Поэтому практически на всех занятиях в процессе целесообразно включать игровой материал.
Таким образом, применение на внеклассных занятиях, самоподготовке игровых технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также способствует положительному состоянию ребят в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.