Проектирование урока с ведущей учебной деятельностью учащихся как путь реализации идеи системно – деятельностного подхода в обучении


Статья: «Проектирование урока с ведущей самостоятельной учебной деятельностью учащихся как путь реализации идеи системно – деятельностного подхода в обучении»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
директор школы Прушенова Евдокия Иннокентьевна
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит идея системно-деятельностного подхода. Для реализации данной идеи учителю необходимо соблюдение следующих методических принципов: субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса), метапредметность (формируются универсальные учебные действия), деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности), импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Эти принципы не стали для учителей нашей школы новыми, так как они были освоены в процессе реализации системы развивающего обучения.
Введение системы развивающего обучения в СОШ № 13 г. Нерюнгри ведет свое начало с 1992г. по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и с 1996г. по системе Л.В. Занкова. Для внедрения этой системы были подготовлены кадры, учебный процесс обеспечен учебно - методичским комплексом. Таким образом, в школе сложилась эффективная система развивающего обучения. Сравнение результатов обученности учащихся показывает, что в классах развивающего обучения результаты более стабильны. Анализируя данные, мы пришли к выводу - в классах развивающего обучения планируется процесс развития детей и выстраивания их образовательного маршрута, в классах с традиционной системой обучения этот маршрут не выстраивается. Значит, учителям необходимо продумать, как используя свои знания технологий развивающего обучения, повысить качество обучения в традиционных классах. С этой целью на заседаниях школьных научно-практических лабораторий учителя, работающие по системам развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова вновь вернулись к описанию процессов «технологической карты» обучения и организовали для учителей школы и района ряд семинаров по общей теме: «Проект урока, чем он отличается от поурочного плана?». По системе развивающего обучения невозможно написать «конспект урока», вместо него должен быть ориентировочный, многовариативный план урока. Так как трудно предусмотреть только один вариант развития событий на уроке, учителю необходимо научиться прогнозировать несколько возможных вариантов развития этих событий., Учителя, владеющие технологией развивающего обучения, знакомили своих коллег с проведением таких уроков как: урок постановки учебной задачи, урок моделирования при решении учебной задачи, урок решения частных задач, рассматривали принципы постановки учебной задачи, (сформулированные В.В. Давыдовым в своей книге «Теория развивающего обучения», М., «Интор», 1996.) которых необходимо придерживаться при проектировании уроков. Вводимое понятие на уроке должно быть предельно общим с тем, чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы. Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления. Не вводить знание в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез. Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должны появляться не в начале, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это дает возможность не заучивать правила, а каждому ребенку формулировать его своими словами. Если эти принципы развивающего обучения учитываются при проектировании урока, организуется системно - деятельностный подход, то учащийся, сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно, может ставить перед собой задачу своего самообразования.
В литературе по развивающему обучению существует несколько вариантов проектирования урока. Учителями нашей школы освоен и применяется вариант, который позволяет ответить на вопрос: «Как может в старом родиться новое?»
Какова цель проектирования урока, т.е. зачем учителю это делать? Прежде всего, чтобы повысить профессиональный уровень. Чем отличается проектирование урока от планирования: урок планирует один человек, а проектировать можно только вместе. Проектирование - это совместная многопозиционная деятельность. Планирование предполагает урок, на котором надо научить конкретному знанию, используя известные методы, приемы, формы обучения. Проектирование предполагает обсуждение задачи, которая не имеет однозначного решения. Пространство планирования урока ограничено конспектом, проектирование задает вариативность. В центре реализации плана урока - деятельность учителя, а в реализации проекта - деятельность обучающегося. Проект урока должен быть прогностичным, т.е. предвидеть сценарий возможных событий на уроке. Проектирование начинается с постановки целей урока, определения образа желаемого результата. Первое требование к цели - она должна быть достижима, второе требование к цели - она должна быть конкретна, например: открыть способ сложения чисел, а не сформировать математическое мышление. Цель проекта можно представить в виде цепочки действий, т.е. цель - операциональна. Еще одно важное требование к цели проекта: цель должна быть измеряема. Создание измерителей - один из сложных этапов в проектировании урока. Измерители легче подобрать для конкретной цели, нежели для абстрактной, например какие измерители могут определить развитие логического мышления на конкретном уроке?
Итак, первый шаг в проектировании - это постановка и конкретизация цели, затем, учитывая содержание урока, цель необходимо операционально развернуть. При этом важно учитывать исходный уровень учащихся данного класса: какие задачи они умеют решать лучше, какие - хуже или совсем плохо. При проектировании очень важно проигрывание учебных ситуаций, учитывать не один вариант, а несколько, по которым могут пойти рассуждения детей. На случай непредвиденных сбоев, при реализации проекта, проектировщикам следует учесть запасной вариант. Для того, чтобы задать многовариативность проекта, нужно разработать дидактический материал. Завершается проектирование созданием измерителей, с помощью которых можно определить, как удалось реализовать цель.
Проект урока учителя фиксируют следующим образом:
Тема и цель урока (для учителя).
Ситуация успеха - задания, желательно предлагать для индивидуального выполнения или группового обсуждения.
Выход на проблему - формулирование вопроса, который ставит учащихся вситуацию разрыва, рассогласования.
Фиксирование проблемы.
Исследование проблемы (используются вопросы, дидактический материал).
Измерители - вопросы, которые позволят определить, как реализована цель.
Рефлексия.
После создания проектов на одну тему, каждая группа учителей представляет свой проект и выбирается лучший. Проектировщики - зрители на уроке, учитель, реализующий проект - актер, от мастерства которого зависит успех реализации проекта.
Учителями нашей школы проведен ряд обучающих и практических семинаров по темам:
- «Проектирование и самоэкспертиза урока»;
- «Современный урок: управленческая деятельность в образовательном процессе»;
- «Интеграция педагогических технологий. Методика проектирования уроков по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и традиционного обучения» в рамках республиканской научно-практической конференции «Учитель-творец гуманистической технологии XXI века»;
- «Технология системного анализа урока развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»;
- Мастер-класс по теме: «Интеграция педагогических технологий. Методика проектирования уроков по формированию универсальных учебных действий»;
- «Взгляд учителя на урок с позиции деятельностного подхода через проектирование учебной деятельности ученика и учителя;
- «Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Л. В. Занкова как путь развития идей Л.С. Выготского» в рамках республиканской научно-практической конференции «Субъективация образовательной деятельности обучающихся в условиях современного образования», посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского