Презентация доклада на тему: Новые требования к обучению предметов математики и физики на основе международных сравнительных исследований PISA и TIMSS


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Д О К Л А Д
НА ТЕМУ:
«НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ PISA И TIMSS»
ДОКЛАДЧИК:
НУГМАНОВА Н.В. – УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ СШ №16
г. АКТАУ – 2014 год
ПЛАН ДОКЛАДА
Что такое PISA И TIMSS?
Позиция казахстанского образования в системе мировых рейтингов Новые требования к обучению предметов математики и физики на основе международных сравнительных исследований PISA И TIMSS
Выводы
Что такое PISA И TIMSS?
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами.
Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
В исследовании PISA также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
В исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий.
В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике или математике, характерные для казахстанской, российской или другой страны-участниц, школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знание основных учебных предметов, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений. Приоритетной областью исследования PISA была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы.
В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. 30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.
Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) - Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов проводится 4-хлетними циклами (1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015). В исследовании участвуют более 63 стран мира. Координирует программу Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA). Основной целью исследования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) является  оценка учебных достижений по математике и естествознанию учащихся 4-х и 8-х классов и выявление главных внутришкольных и внешкольных детерминантов образования. 
 
Позиция казахстанского образования в системе мировых рейтингов В 2011 году во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» Казахстан по индексу развития образования находился в четверке лидеров среди 129 стран мира. Для развития образовательной системы республики важное значение приобретает участие в международных сравнительных исследованиях. В настоящее время Казахстан участвует в двух крупных исследованиях TIMSS и PISA.
«Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.
Выступая на заседании Парламентской фракции партии «Нур Отан» Премьер-Министр страны Карим Масимов отметил, что «в текущем году мы приступили к реализации утвержденных Главой государства программ развития образования и здравоохранения, которые закладывают основу социальной модернизации. Реализация Программы развития образования позволит выстроить систему образования, обеспечивающую создание конкурентоспособного качественного человеческого капитала».
В том году во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» Казахстан по индексу развития образования находился в четверке лидеров среди 129 мировых стран. В данном рейтинге республика значительно опережает страны СНГ (Беларусь-26, Таджикистан-31, Кыргызстан-42, Армения-43, Узбекистан-48, Молдова-59).
Вместе с тем, в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 18 место по охвату среднего образования.
Мировой табель об образовательных рангах складывается по результатам международных сравнительных исследований. Стоит отметить, что сейчас республика принимает участие в двух крупных исследованиях TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PISA (Programme for International Student Assessment).
Международное исследование PISA проводится каждые три года с 1997 года. ОЭСР проводит данное исследование в целях оценки грамотности в области чтения, математики и естествознания 15-летних учащихся.
В 2009 году Казахстан впервые участвовал в PISA. Также участниками исследования стали 65 стран мира, из них 33 - члены ОЭСР, из стран СНГ – Азербайджан, Грузия, Кыргызстан и Россия. В апреле 2011 года в семи регионах республики проведено апробационное исследование PISA-2012 (г. Астана, г. Алматы, Атырауская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Мангистауская области).
Международное исследование TIMSS проводится Международной Ассоциацией по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). TIMSS проводится c 1995 года каждые четыре года.
Казахстан впервые принял участие в TIMSS-2007, в котором также участвовали около 425 тысяч учащихся из 59 стран мира. По математике казахстанские школьники на 5 позиции, по естествознанию на 11 позиции. В общем зачете Казахстан находится на 7 месте.
В феврале 2009 года начался очередной цикл исследования TIMSS-2011. В апреле этого года во всех регионах республики было проведено основное исследование TIMSS-2011. В основном исследовании TIMSS-2011 участвовало 4384 учащихся 4-х классов из 154 организаций образования со всех регионов Казахстана.
В международной практике большой интерес представляют национальные образовательные системы, лидирующие в международных сравнительных исследованиях. В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы закреплено, что школьники Казахстана будут принимать участие в международных исследованиях качества образования PIRLS (сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира), TIMSS ADVANCED (оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) в классах с углубленным изучением этих предметов учащихся 11 классов), ICILS (оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов).
Новые требования к обучению предметов математики и физики на основе международных сравнительных исследований PISA И TIMSS
В жизни важно не только обладать определенными знаниями, но и уметь их применять. Особенно это актуально для точных наук, как математика и физика. У современных школьников не всегда получается увидеть за строгими формулами и теоремами, изучаемыми на школьных уроках, конкретные способы применения таких знаний в жизни. Нередко это является причиной потери интереса к учебе. Поэтому одной из главных целей математического образования должно быть обеспечение математической грамотности школьников – их готовности и способности решать жизненные задачи с помощью математики. Об этом свидетельствуют и международные мониторинговые исследования, в частности PISA и TIMSS.
Занятия математикой или физикой действуют не на одну какую-нибудь человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Математика формирует саму систему интеллектуальных, нравственных установок, а не просто преследует цель научить складывать дроби, вычислять производную, делать аккуратные чертежи.
По результатам исследований PISA и TIMSS по математике и физике в казахстанских школах выявлены определенные недостатки, в частности, низкий уровень сформированности коммуникативных и общеучебных знаний и умений, умений работать с источниками информации и притом, что уровень овладения специальными предметными ЗУНами остаётся достаточно высоким. Наши ученики не умеют "увязывать" с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Сталкиваясь с математической закономерностью в нестандартной ситуации, школьники часто просто "не узнают" знакомые понятия. Учителя математики знают, как ребёнку зачастую трудно переформулировать задачу, перевести её на "математический" язык, вычленить математическое содержание задачи, определить фигурирующие в ней математические объекты.
Компетентностный подход в преподавании математики — это совокупность общих принципов: определения целей математического образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения. Смысл математического образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности на основе использования социального опыта. Организация процесса математического образования заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Вот список ключевых компетенций.
Изучать:
• уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
Математические знания, умения и навыки эффективно используются в том случае, если человек обладает набором различных компетенций, не только предметных. Реализация компетентностного подхода позволит избежать ситуаций когда медалист не выдерживает конкурсный экзамен, хорошо успевающий ученик, ставший выпускником становится неуспешным в жизни, а порой полученные знания и умения, вообще не находят применение. Компетентностный подход в преподавании математики ведет к повышению уровня образованности учащихся и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.
ВЫВОДЫ
Участие Казахстана в данном международном сравнительном исследовании имеет большое стратегическое значение для развития образования, особенно в условиях введения в стране 12-летнего обучения, строящегося на общепризнанных принципах международного образования. Полученные данные в результате исследований позволят судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Вместе с тем Казахстан получит богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира. 
Список литературы
Послание Президента Республики Казахстан к народу Казахстана в 2013 году;
Выступление Премьер-Министра РК Карима Масимова на заседании Парламентской фракции партии «Нур Отан»;
3. Всемирный доклад ЮНЕСКО «Образование для всех»;
4. Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате. Материалы к методологическому семинару. М., Исследовательский центр качества подготовки специалиста МИСИС, 2005.
5. Башарина А.В. Влияние процессов глобализации на образовательное пространство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.naukapro.ru/konf2008/bash.htm.
6. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-78164.html.
7. Веселовская Н.С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста. Омск. 2004.