Статья Эффективность использования тестовых заданий типа PISA на уроках математики


Павперова Ю.А.
учитель математики
ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата города Костаная»
Эффективность использования тестовых заданий
типа PISA на уроках математики.

Назначение человека — в разумной деятельности.
АристотельАңдатпа
PISA халықаралық зерттеуге арналған баспа. Бұнда математика сабақтарында PISA түрінде мәтіндік тапсырмаларды қолданудық тиімділігін ашады: дәстүрлі жасақ сияқты тапсырмаларды пайдалану басымдылықтарын суреттейді.
Аннотация
Статья посвящена международному исследованию PISA. В ней раскрывается эффективность использования тестовых заданий типа PISA на уроках математики; описывается преимущество использования таких задач наряду с традиционными.
Abstract
The article is devoted to the international research PISA. It reveals the efficiency of tests such as PISA in Maths class. It describes the benefits of using these tasks in addition to traditional.

Туйінді сөздер: құзыретті ықпалдастық, PISA халықаралық зерттеу, құзыретті - бағытталған тапсырмалар, PISA тапсырмаларының құрылымы.
Ключевые слова: компетентностный подход, международное исследование PISA, компетентностно – ориентированные задачи, специфика задач PISA.
Key words: Competence approach, international research PISА, сompetence – oriented objectives, the specificity of PISA tasks.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г. главными функциональными качествами личности обозначены:
инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
умение выбирать профессиональный путь,
готовность обучаться в течение всей жизни.
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью 1. К сожалению, абсолютное большинство школьников особенно на средней ступени обучения тренируются учителями для заучивания материала, выполнения действий по образцу, реализации одно-двух-трёх шаговых алгоритмов. Давно известно, что выполнение сколь угодно сложных алгоритмов не развивает творческих способностей учащихся, а в худшем исполнении, приводит к тому, что даже и повторить эти самые алгоритмы учащийся оказывается не в состоянии. Именно это является причиной четверти неудовлетворительных оценок по математике, получаемых ежегодно при проведении единого национального тестирования, это же является причиной более чем неудовлетворительных результатов тестирования PISA 2.
Один из способов реализации компетентностного подхода – составление и использование заданий в формате PISA в образовательном процессе. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы – задача ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA – они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача – ситуация, случай, требующие решения. Вопрос и условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.
Составляя задачи в формате PISA необходимо учитывать их следующие признаки:
─ условия, которые не требуются для ответа на вопрос;
─ много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе;
─ необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания);
─ необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;
─ форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые также не были сформулированы четко3, 4.
Отдельные задания – задачи в формате PISA используют в качестве познавательных задач на различных этапах урока с целью формирования исследовательских умений, самостоятельности мышления, познавательного интереса учащихся.
Набор заданий в формате PISA используют как диагностические и как обучающие, поскольку ученик приобретает новые знания и новые навыки.
Содержание заданий должно быть связано с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения в большинстве стран мира, в том числе и в Казахстане: числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика5.Задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом. 
При решении компетентностно - ориентированных задач типа PISA основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции 6.
Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
─ оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и достать из него необходимую информацию;
─ оценить уровень развития предметных знаний и умений;
─ оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.).
─ оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
─ формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции;
─ способствуют сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом;
─ определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами 7.
Привлечение межпредметной информации в процессе решения задач типа PISA способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, теории, законов, конкретизации и углубление раннее приобретенных знаний по математике, физике, химии, биологии, экологии.
Наличие интереса к математике у учащихся является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому очень важно увеличить уровень интереса учеников к математике, следить за его изменением, что и является неотъемлемой частью исследования PISA. Литература:
1. Гончарова Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 // http://www.ncstu.ru/
2. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А Дахин // Своевременные мысли. - 2004. - № 2. - С.43-47.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 208 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. ун-та. - М.: Барс, 1997. - 392 с.
6. Модульно-компетентностное профессиональное образование (методические рекомендации). - М.: Изд. Центр НОУ ИСМО, 2003. - 34 с.
7. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA-2000.