Конспект урока Решение текстовых задач с использованием заданий типа PISA


Тема урока: Решение текстовых задач
Форма урока : Урок одной задачи
Цель урока: Образовательная:
- сформировать умение решать текстовые задачи.
Развивающая:
- кругозора учащихся, через межпредметную связь
- способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать,делать выводы.
Воспитательная:
- побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
План урока
Создание коллаборативной среды
Постановка проблемы
Работа в группах
Представление решений
Рефлексия
Домашнее задание
Психолог Фридман Л.М. пишет:
“Задача представляет собой требование или
вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и
учитывая те условия, которые указаны в задаче”
Ход урока.
1.Создание коллаборативной среды
Деление на группы происходит по выбору картинки мотоцикла.
(видио)
С термином “задача” люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне.
Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. В математических задачах осуществляется переход от жизненных ситуаций к арифметическим действиям, следовательно, в общей системе обучения математики решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Согласитесь, что под это определение подходит много ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в различных областях знаний, а также в жизни.
Назовем наше занятие “Урок одной задачи”
2.Постановка проблемы
Перед нами задача, которая вполне может оказаться жизненной ситуацией.
Задача:
Марат увлекается мотоциклами ив дальнейшем мечтает стать профессиональным гонщиком. Собирая информацию о мотоциклах из журнала «ЗА РУЛЕМ», он получил следующие сведения:
Вид мотоцикла Масса мотоцикла Максимальная мощность Объем топливного бака Норма расхода топлива литр/ 100км
BWs (YW100) 94кг кВт (об/мин): 133,9 кВт (182 л. с.) при 12500 об/мин 18литров 1,85
Мотоцикл YZF-R6 169кг кВт (об/мин): 91.0 кВт при 14 500 об/мин 17литров 6
Мотоцикл FZ1-N 214кг кВт (об/мин): 110,3 кВт (150 л. с.) при 11000 об/мин 18,2 литра 5,6
Мотоцикл XJ6-N 205кг кВт (об/мин): 57,0 кВт (78 л.с.) при 10 000 об/мин 17,3 литра 3,8

На приобретённом мотоцикле он отправился из города Лисаковска в поселок Сарыколь расстояние между которыми 240км, двигаясь с постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он прошел половину пути с той же скоростью, а затем на повороте увеличил скорость на10 км/ч. В результате на обратный путь было затрачено на 24мин меньше.
3. Работа в группах
Группа 1( математическая компетенция)
С какой скоростью ехал Марат из города Лисаковск в поселок Сарыколь.
Составьте алгоритм решения задачи.
Приложение 1.
Пусть х (км/ч) – скорость Марата из Лисаковска в Сарыколь, тогда
120х+120х+10=240х-25Группа 2 (основа безопасности и жизнедеятельности)
Какая опасность подстерегает Марата на пути из Лисаковска в Сарыколь? (ответ представьте в виде постера)
Приложение 2.
1. Приблизительно 3\4 мото - аварий происходят по причине столкновения с другим автомобилем, чаще всего с пассажирским.
2. Приблизительно 1\4 мото - аварий происходит по причине наезда мотоцикла на какое-либо препятствие.
3. Менее 3% мото - аварий происходит по причине неисправности мотоцикла, и преимущественно по причине потери управляемости из-за спущенных покрышек.
4. Ошибка водителя - причина 2\3 мото - аварий без участия других транспортных средств. Типичные ошибки - соскальзывание и падение из-за резкого торможения или прохождение поворота по увеличенной кривой из-за излишней скорости или низкой боковой реакции колёс.
5. Дефекты дорожного полотна (неровности, ямы) - причины 2% аварий, животные - причины 1% аварий.
6. В случаях столкновения с другими транспортными средствами, причина столкновения в 2\3 случаев - игнорирование водителем другого транспортного средства права мотоциклиста на проезд.
7. Основная причина мотто - аварий это то, что другие водители не видят и не опознают мотоцикл. Водители других транспортных средств не видели мотоцикл до аварии или видели его слишком поздно.
8. Специальные злонамеренные действие водителей других транспортных средств являются очень редкой причиной мотто - аварий. Типичная конфигурация аварии - внезапный левый поворот автомобиля перед движущимся мотоциклом.
9. Самое вероятное место мото - аварии - перекрёсток, где водители других транспортных средств нарушают право преимущественного проезда мотоцикла или игнорируют сигнал светофора.
10. Погода - не причина 98% мото - аварий.
11. Большинство аварий случаются во время коротких поездок (магазины, приятели, отдых) и чаще всего в самом начале маршрута.
12. Плохая видимость на дороге мотоцикла или другого транспортного средства по причине ослепления водителей или помехи видимости другим автомобиля - причина почти половины мото - аварий.
13. Видимость мотоцикла - критический фактор. Аварийность была бы значительно ниже при включенных днём фарах или при ношении мотоциклистом яркой жёлтой, оранжевой или ярко-красной куртки.
14. После мото - аварии в 62% случаев отмечалось вытекание топлива. Повышенный риск пожара.
15. Средняя предаварийная скорость - 45 км.ч. Средняя аварийная скорость - 30 км.ч. В одном случае из тысячи аварийная скорость 130 км.ч.
16. Ограничение периферийного зрения в шлеме не является причиной типичных аварий. Более чем 3/4 всех причин аварии находятся в секторе 45 градусов от взгляда "прямо".
17. Видимость мотоцикла особенно критична для фронтальных поверхностей мотоциклиста и мотоцикла.
18. Неисправности мотоцикла - редкая причина аварий. К таким неисправностям в основном относятся недостаточное или некачественное техобслуживание мотоцикла.
19. Мотоциклисты с недавним опытом ДТП чаще попадают в аварии.
20. Алкоголь присутствовал почти в половине смертельных случаев.
Группа 3 (личный опыт)
1.Как влияют на здоровье человека выхлопные газы? (ответ представьте в виде Синквейна)
Синквейн1-существительное
2-прилагательных или причастия
3-глагола
фраза
синоним к существительному
Приложение 3.
Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ, доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4—5 % от общей токсичности выхлопных газов. Токсичность различных углеводородов сильно отличается. Непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются, образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смог.
Качество дожигания на современных катализаторах таково, что доля СО после катализатора обычно менее 0,1 %.
Обнаруженные в газах полициклические ароматические углеводороды — сильные канцерогены. Среди них наиболее изучен бензпирен, кроме него обнаружены производные антрацена:
1,2—бензантрацен1,2,6,7—дибензантрацен5,10—диметил—1,2—бензантраценКроме того при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов — свинец (Тетраэтилсвинец), бром, хлор, их соединения. Считается, что аэрозоли галоидных соединений свинца могут подвергаться каталитическим и фотохимическим превращениям, участвуя в образовании смога.
Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма — иммунодефицит. Кроме того, газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний. Например, дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака лёгких. Также выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечно-сосудистой системы.
Группа 4
Используя данные таблицы, составьте столбчатые диаграммы по каждой характеристике мотоциклов.
Порекомендуйте Марату какую марку мотоцикла купить.
Приложение 4.
( предположить возраст Марата, обратить внимание на массу, мощность и расход топлива .)
Группа 5( Физика на мотоцикле )
Определите к какому классу относиться каждая марка мотоцикла.
Классификация по массе мотоциклов Масса Марка мотоцикла
Сверх легкий от 60 до 80 Легкий от 120 до 140 Средние от 150 до 170 Тяжелые от 180 и выше Какими знаниями должен воспользоваться Марат проезжая поворот?
Приложение 5.
Мотоцикл (масса которого не превышает 140кг) , когда проезжает поворот, он двигается по дуге окружности, в этом случае скорость мотоцикла всегда будет постоянной величиной и направленной по касательной к дуге окружности. Ускорение направлено к центру и оно не меняется. В этом случае мотоцикл наклоняется к центру окружности и плавно совершает поворот по дуге.
Однако, если масса мотоцикла гораздо больше 140кг плавно наклонить тяжёлый мотоцикл не получится, так как сместиться центр тяжести. В итоге решение приходит рефлекторно, когда пытаешься вилять на некоторой скорости - наклон можно ОЧЕНЬ быстро создать кратковременным отклонением руля в сторону противоположную повороту. Мотоцикл наклоняется и руль уже почти сам крутиться в сторону поворота. (поворот по инерции)
4.Рефлексия
На картинке мотоцикла нарисовать вид смайлика характеризующий эмоциональный настрой урока. Уходя прикрепите картинку мотоцикла на том участке дороги где вы себя ощущаете.
5. Домашнее задание.
Напиши эссе о своем отношении к мотоциклам или составь задачу на движение.
Группа 1
Задача:
Марат увлекается мотоциклами и в дальнейшем мечтает стать профессиональным гонщиком. Собирая информацию о мотоциклах из журнала «ЗА РУЛЕМ», он получил следующие сведения:
Вид мотоцикла Масса мотоцикла Максимальная мощность Объем топливного бака Норма расхода топлива литр/ 100км
BWs (YW100) 94кг кВт (об/мин): 133,9 кВт (182 л. с.) при 12500 об/мин 18литров 1,85
Мотоцикл YZF-R6 169кг кВт (об/мин): 91.0 кВт при 14 500 об/мин 17литров 6
Мотоцикл FZ1-N 214кг кВт (об/мин): 110,3 кВт (150 л. с.) при 11000 об/мин 18,2 литра 5,6
Мотоцикл XJ6-N 205кг кВт (об/мин): 57,0 кВт (78 л.с.) при 10 000 об/мин 17,3 литра 3,8

На приобретённом мотоцикле он отправился из города Лисаковска в поселок Сарыколь расстояние между которыми 240км, двигаясь с постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он прошел половину пути с той же скоростью, а затем на повороте увеличил скорость на10 км/ч. В результате на обратный путь было затрачено на 24мин меньше.
С какой скоростью ехал Марат из города Лисаковск в поселок Сарыколь.
Составьте алгоритм решения задачи.
Группа 2
Задача:
Марат увлекается мотоциклами ив дальнейшем мечтает стать профессиональным гонщиком. Собирая информацию о мотоциклах из журнала «ЗА РУЛЕМ», он получил следующие сведения:
Вид мотоцикла Масса мотоцикла Максимальная мощность Объем топливного бака Норма расхода топлива литр/ 100км
BWs (YW100) 94кг кВт (об/мин): 133,9 кВт (182 л. с.) при 12500 об/мин 18литров 1,85
Мотоцикл YZF-R6 169кг кВт (об/мин): 91.0 кВт при 14 500 об/мин 17литров 6
Мотоцикл FZ1-N 214кг кВт (об/мин): 110,3 кВт (150 л. с.) при 11000 об/мин 18,2 литра 5,6
Мотоцикл XJ6-N 205кг кВт (об/мин): 57,0 кВт (78 л.с.) при 10 000 об/мин 17,3 литра 3,8

На приобретённом мотоцикле он отправился из города Лисаковска в поселок Сарыколь расстояние между которыми 240км, двигаясь с постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он прошел половину пути с той же скоростью, а затем на повороте увеличил скорость на10 км/ч. В результате на обратный путь было затрачено на 24мин меньше.
Какая опасность подстерегает Марата на пути из Лисаковска в Сарыколь? (ответ представьте в виде постера)
Группа 3
Задача:
Марат увлекается мотоциклами ив дальнейшем мечтает стать профессиональным гонщиком. Собирая информацию о мотоциклах из журнала «ЗА РУЛЕМ», он получил следующие сведения:
Вид мотоцикла Масса мотоцикла Максимальная мощность Объем топливного бака Норма расхода топлива литр/ 100км
BWs (YW100) 94кг кВт (об/мин): 133,9 кВт (182 л. с.) при 12500 об/мин 18литров 1,85
Мотоцикл YZF-R6 169кг кВт (об/мин): 91.0 кВт при 14 500 об/мин 17литров 6
Мотоцикл FZ1-N 214кг кВт (об/мин): 110,3 кВт (150 л. с.) при 11000 об/мин 18,2 литра 5,6
Мотоцикл XJ6-N 205кг кВт (об/мин): 57,0 кВт (78 л.с.) при 10 000 об/мин 17,3 литра 3,8

На приобретённом мотоцикле он отправился из города Лисаковска в поселок Сарыколь расстояние между которыми 240км, двигаясь с постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он прошел половину пути с той же скоростью, а затем на повороте увеличил скорость на10 км/ч. В результате на обратный путь было затрачено на 24мин меньше.
1.Как влияют на здоровье человека выхлопные газы? (ответ представьте в виде Синквейна)
Синквейн1-существительное
2-прилагательных или причастия
3-глагола
фраза
синоним к существительному
Группа 4
Задача:
Марат увлекается мотоциклами ив дальнейшем мечтает стать профессиональным гонщиком. Собирая информацию о мотоциклах из журнала «ЗА РУЛЕМ», он получил следующие сведения:
Вид мотоцикла Масса мотоцикла Максимальная мощность Объем топливного бака Норма расхода топлива литр/ 100км
BWs (YW100) 94кг кВт (об/мин): 133,9 кВт (182 л. с.) при 12500 об/мин 18литров 1,85
Мотоцикл YZF-R6 169кг кВт (об/мин): 91.0 кВт при 14 500 об/мин 17литров 6
Мотоцикл FZ1-N 214кг кВт (об/мин): 110,3 кВт (150 л. с.) при 11000 об/мин 18,2 литра 5,6
Мотоцикл XJ6-N 205кг кВт (об/мин): 57,0 кВт (78 л.с.) при 10 000 об/мин 17,3 литра 3,8

На приобретённом мотоцикле он отправился из города Лисаковска в поселок Сарыколь расстояние между которыми 240км, двигаясь с постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он прошел половину пути с той же скоростью, а затем на повороте увеличил скорость на10 км/ч. В результате на обратный путь было затрачено на 24мин меньше.
Используя данные таблицы, составьте столбчатые диаграммы по каждой характеристике мотоциклов.
Порекомендуйте Марату какую марку мотоцикла купить.
Группа 5
Задача:
Марат увлекается мотоциклами ив дальнейшем мечтает стать профессиональным гонщиком. Собирая информацию о мотоциклах из журнала «ЗА РУЛЕМ», он получил следующие сведения:
Вид мотоцикла Масса мотоцикла Максимальная мощность Объем топливного бака Норма расхода топлива литр/ 100км
BWs (YW100) 94кг кВт (об/мин): 133,9 кВт (182 л. с.) при 12500 об/мин 18литров 1,85
Мотоцикл YZF-R6 169кг кВт (об/мин): 91.0 кВт при 14 500 об/мин 17литров 6
Мотоцикл FZ1-N 214кг кВт (об/мин): 110,3 кВт (150 л. с.) при 11000 об/мин 18,2 литра 5,6
Мотоцикл XJ6-N 205кг кВт (об/мин): 57,0 кВт (78 л.с.) при 10 000 об/мин 17,3 литра 3,8

На приобретённом мотоцикле он отправился из города Лисаковска в поселок Сарыколь расстояние между которыми 240км, двигаясь с постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он прошел половину пути с той же скоростью, а затем на повороте увеличил скорость на10 км/ч. В результате на обратный путь было затрачено на 24мин меньше.
Определите , к какому классу относиться каждая марка мотоцикла.
Классификация по массе мотоциклов Масса Марка мотоцикла
Сверх легкий от 60 до 80 Легкий от 120 до 140 Средние от 150 до 170 Тяжелые от 180 и выше Какими знаниями должен воспользоваться Марат проезжая поворот?
Приложения.
Приложение 1.
Пусть х (км/ч) – скорость Марата из Лисаковска в Сарыколь, тогда смоставим уравнение:
120х+120х+10=240х-25Приложение 2.
1. Приблизительно 3\4 мото - аварий происходят по причине столкновения с другим автомобилем, чаще всего с пассажирским.
2. Приблизительно 1\4 мото - аварий происходит по причине наезда мотоцикла на какое-либо препятствие.
3. Менее 3% мото - аварий происходит по причине неисправности мотоцикла, и преимущественно по причине потери управляемости из-за спущенных покрышек.
4. Ошибка водителя - причина 2\3 мото - аварий без участия других транспортных средств. Типичные ошибки - соскальзывание и падение из-за резкого торможения или прохождение поворота по увеличенной кривой из-за излишней скорости или низкой боковой реакции колёс.
5. Дефекты дорожного полотна (неровности, ямы) - причины 2% аварий, животные - причины 1% аварий.
6. В случаях столкновения с другими транспортными средствами, причина столкновения в 2\3 случаев - игнорирование водителем другого транспортного средства права мотоциклиста на проезд.
7. Основная причина мотто - аварий это то, что другие водители не видят и не опознают мотоцикл. Водители других транспортных средств не видели мотоцикл до аварии или видели его слишком поздно.
8. Специальные злонамеренные действие водителей других транспортных средств являются очень редкой причиной мотто - аварий. Типичная конфигурация аварии - внезапный левый поворот автомобиля перед движущимся мотоциклом.
9. Самое вероятное место мото - аварии - перекрёсток, где водители других транспортных средств нарушают право преимущественного проезда мотоцикла или игнорируют сигнал светофора.
10. Погода - не причина 98% мото - аварий.
11. Большинство аварий случаются во время коротких поездок (магазины, приятели, отдых) и чаще всего в самом начале маршрута.
12. Плохая видимость на дороге мотоцикла или другого транспортного средства по причине ослепления водителей или помехи видимости другим автомобиля - причина почти половины мото - аварий.
13. Видимость мотоцикла - критический фактор. Аварийность была бы значительно ниже при включенных днём фарах или при ношении мотоциклистом яркой жёлтой, оранжевой или ярко-красной куртки.
14. После мото - аварии в 62% случаев отмечалось вытекание топлива. Повышенный риск пожара.
15. Средняя предаварийная скорость - 45 км.ч. Средняя аварийная скорость - 30 км.ч. В одном случае из тысячи аварийная скорость 130 км.ч.
16. Ограничение периферийного зрения в шлеме не является причиной типичных аварий. Более чем 3/4 всех причин аварии находятся в секторе 45 градусов от взгляда "прямо".
17. Видимость мотоцикла особенно критична для фронтальных поверхностей мотоциклиста и мотоцикла.
18. Неисправности мотоцикла - редкая причина аварий. К таким неисправностям в основном относятся недостаточное или некачественное техобслуживание мотоцикла.
19. Мотоциклисты с недавним опытом ДТП чаще попадают в аварии.
20. Алкоголь присутствовал почти в половине смертельных случаев.
Приложение 3.
Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ, доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4—5 % от общей токсичности выхлопных газов. Токсичность различных углеводородов сильно отличается. Непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются, образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смог.
Качество дожигания на современных катализаторах таково, что доля СО после катализатора обычно менее 0,1 %.
Обнаруженные в газах полициклические ароматические углеводороды — сильные канцерогены. Среди них наиболее изучен бензпирен, кроме него обнаружены производные антрацена:
1,2—бензантрацен1,2,6,7—дибензантрацен5,10—диметил—1,2—бензантраценКроме того при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов — свинец (Тетраэтилсвинец), бром, хлор, их соединения. Считается, что аэрозоли галоидных соединений свинца могут подвергаться каталитическим и фотохимическим превращениям, участвуя в образовании смога.
Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма — иммунодефицит. Кроме того, газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний. Например, дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака лёгких. Также выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечно-сосудистой системы.
Приложение 4.
( предположить возраст Марта, обратить внимание на массу, мощность и расход топлива .)
Приложение 5.
Мотоцикл (масса которого не превышает 140кг) , когда проезжает поворот, он двигается по дуге окружности, в этом случае скорость мотоцикла всегда будет постоянной величиной и направленной по касательной к дуге окружности. Ускорение направлено к центру и оно не меняется. В этом случае мотоцикл наклоняется к центру окружности и плавно совершает поворот по дуге.
Однако, если масса мотоцикла гораздо больше 140кг плавно наклонить тяжёлый мотоцикл не получится, так как сместиться центр тяжести. В итоге решение приходит рефлекторно, когда пытаешься вилять на некоторой скорости - наклон можно ОЧЕНЬ быстро создать кратковременным отклонением руля в сторону противоположную повороту. Мотоцикл наклоняется и руль уже почти сам крутиться в сторону поворота. (поворот по инерции)