Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С(к)ОУ VIII вида

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в С(К)ОУ VIII вида.

Автор: Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми.

Описание материала: данный материал предназначен для учителей русского языка С(к)ОУ VIII вида и других образовательных учреждений.

Развитие речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида решается в процессе преподавания всех учебных предметов. Т.к. общее нарушение интеллектуальной деятельности таких детей часто осложнено недоразвитием слуховых и речедвигательных анализаторов, что приводит к значительным затруднениям в овладении речью.
Особенностями речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются ограниченность и бедность словарного запаса, недостаточная выразительность, неправильное понимание и неточное использования слов, искажение логической зависимости явлений, нарушение последовательности в высказывании и др. Поэтому в специальной (коррекционной) школе VIII вида развитию речи уделяется пристальное внимание. Т.к., от того, насколько будет правильно сформирована речь обучающихся, зависит и успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, и степень общего развития, и овладение профессионально-трудовых навыков, и дальнейшая успешная социализация в обществе.
В своей практике для коррекции и развития речи учащихся специальной (коррекционной) VIII вида при подборе речевого материала уделяю особое внимание пословицам и поговоркам. Знакомство с пословицами и поговорками не только пополняет их активный словарь, но и активизирует мыслительные процессы, поддерживает познавательный интерес, помогает воспитывать высокие нравственные качества. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида, приобщаясь к образцам устной народной речи, учатся понимать красоту слова, осознают современность и непреходящую ценность пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки порицают недостатки, одобряют положительные поступки и качества человека. Уважение к труду и людям труда, любовь к своей Родине и родителям, чувство товарищества – всему этому учат пословицы.
При работе над пословицами следует учитывать степень сложности их содержания. Вначале на занятиях предлагаются пословицы и поговорки, имеющие только прямой смысл. Например: ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА. Важно, чтобы дети уловили, что в пословицах есть поучение, проверенный народом совет, которому нужно следовать в жизни.
Затем, в соответствии с принципом постепенного усложнения материала, можно вводить пословицы, которые имеют прямой и переносный смысл. Сначала разбирается прямой смысл, затем – переносный. Например: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ. Прямой смысл: чтобы правильно отрезать, к примеру, ткань и не испортить, нужно несколько раз всё проверить и четко измерить, а потом уже резать. Затем смысл пословицы расширяется другими близкими детям ситуациями. Очень важно для разъяснения переносного смысла пословиц использовать приём перенесения сюжета пословицы в знакомую для учащихся ситуацию. Например: ОТОЛЬЮТСЯ ВОЛКУ ОВЕЧКИНЫ СЛЁЗКИ. Для понимания этой пословицы вопрос: « А были ли у нас в классе случаи, когда кто-то сделал что-то плохое, сначала ходил безнаказанным, а потом понёс заслуженное наказание? Перенесение сюжета пословицы в ситуацию взаимоотношений в классе даёт толчок новому повороту мысли и достигается правильное понимание переносного смысла. То, что было непонятно, когда речь шла о животных, становится ясным, как только переходит в знакомую житейскую ситуацию.
Для лучшего представления сюжета пословицы можно давать учащимся задания представить себя участником ситуации, описанной в пословице. Например: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ - НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ. Пусть дети представят себе ситуацию, когда хотели поймать одного зайца, а увидев двух, начали метаться от одного к другому. Поймали бы они в результате хотя бы одного зайца? Такой прием наглядного представления сюжета пословицы помогает раскрыть её сущность.
В случае полного непонимания пословицы, учитель дает развернутое объяснение с соответствующими примерами. Можно проиллюстрировать сюжет пословицы подходящими картинками или предложить учащимся самим нарисовать картинку к пословице.
Раскрытие смысла пословиц в дальнейшем позволит определять близкие по смыслу пословицы или определять их общую тему.
Все приемы по раскрытию смысла пословиц и поговорок активизируют воображение учащихся, развивают умения рассуждать и сравнивать, расширяют представления о главных жизненных ценностях.

На уроках русского языка я подбираю пословицы в качестве речевого материала для закрепления грамматических тем, особенно при изучении темы «Предложение. Ведь по форме пословицы представляют собой логически законченные предложения.

Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» подбираются пословицы:
ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.
ТРУД И НАКОРМИТ, И НАУЧИТ.
НЕ СЛОВАМИ СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК, А ДЕЛАМИ.

Тема «Правописание имён существительных с шипящей на конце»:
ВЗЯВШИЙ МЕЧ, ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ.
ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ.
КНИГА – ЛУЧШИЙ ТОВАРИЩ.


Тема «Неопределенная форма глагола»:
БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ.
НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ,
УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.

Тема «Правописание НЕ с глаголами»:
ПРАВДА В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ, В ОГНЕ НЕ ГОРИТ.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЁТ,
СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.

Пословиц и поговорок в русском языке много и тематика их разнообразна. Каждый педагог может подобрать к любой изучаемой теме в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач к конкретному занятию.

Приемы работ с пословицами и поговорками.

«Собери пословицу».
Из данных слов собрать пословицу:
ТОВАРИЩА, А, ПОГИБАЙ, ВЫРУЧАЙ, САМ.
ДЕЛО, ГУЛЯЙ, СМЕЛО, СДЕЛАЛ.
ИСПОРТИШЬ, НЕ, КАШУ, МАСЛОМ.

«Исправь пословицу».
Исправление речевой ошибки:
СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, ТРУС ПОГИБАТЬ.
ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДИН У НЕГО И РОДИНА.
БЕЗ ЗАБОТЫ И РЕПА ВЫРАСТЕТ.

«Соедини начало и конец пословицы».
В левом столбике даны первые части пословиц и поговорок, в правом столбике вразброс даны вторые части:
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
ТОТ НЕ ОШИБАЕТСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

«Закончи пословицу».
Учитель произносит часть пословицы, а по второй задаёт вопрос. Учащиеся должны вспомнить пословицу и сказать её полностью:
ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, а как труд влияет на человека?
ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ ИЗ ЗЕМЛИ, а знания откуда?
ЧТОБ В ПОЧЁТЕ БЫТЬ, как надо к труду относиться?

«Подбери фразу к пословице».
Пословицы записываются столбиком, а рядом фразы. Нужно соотнести смысл фразы с пословицами и подобрать фразу к пословице, которая выражает ту же мысль.
Пословицы:
ДОЛОГ ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.
РАБОТА БЕЗ УМА НИКОМУ НЕ НУЖНА.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ.
Фразы:
Непродуманная работа бесполезна.
Чтобы вкусно покушать, нужно хорошо поработать.
От безделья и время тянется долго.

6. «Найди сходную пословицу».
Напротив пословицы, записанной в левом столбике, записывается несколько в правом. Нужно сопоставить пословицы и подобрать к первой пословице сходную по смыслу.

НА ЯЗЫКЕ МЁД, А НА СЕРДЦЕ ЛЁД.
а) МАЛ ЗОЛОТНИК ДА ДОРОГ.
б) НЕТ ДРУГА - ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.
в) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

«Сделай правильный выбор».
Даётся пословица без последнего слова, нужно выбрать из предложенных вариантов:

ДОРОГУ ОСИЛИТ а) спортсмен, б) путешественник, в) идущий.
НЕ ВСЁ ЗОЛОТО, ЧТО а) закопано, б) на ушах, в) блестит.
СМЕЛОСТЬ ГОРОДА а) знает, б) берёт, в) награждает.

«Назови общую тему пословиц».
Даются пословицы, детям нужно назвать тему, которой они объединены.
С КНИГОЙ ЖИТЬ – ВЕК НЕ ТУЖИТЬ.
КНИГА – КЛЮЧ К ЗНАНИЯМ.
КНИГИ ЧИТАТЬ – СКУКИ НЕ ЗНАТЬ. ( тема «Книга»)

Постоянная и систематическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида много даёт учащимся. Они учатся находить народные изречения в текстах, классифицировать их по темам, анализировать смысл, понимать их, использовать их в речи по ситуациям. Это обогащает их речь, повышает общий уровень, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, народу, создавшему такие мудрые изречения.

15