Конспект группового коррекционно-развивающего занятия «Приключения колобка»


Конспект групповогокоррекционно-развивающего занятия.
Тема: « Приключение Колобка».
Цель: развивать психические процессы: произвольное внимание, фонематическое восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, зрительную и слуховую память.
Задачи:
Обучающие:
обучить способности к переключению, концентрации внимания;
обучить умению сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;
обучить приемам саморасслабления, снятия психологического напряжения.
Развивающие:
развивать умение удерживать и воспроизводить информацию и события;
развивать способности определять предмет по ряду признаков;
развивать фонематическое восприятие;
развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать их;
развивать навыки коллективной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к занятию через игровые формы его проведения;
воспитывать активность и самостоятельность в различных видах деятельности.
Оборудование: видеомагнитофон, мультфильм «Колобок», предметные картинки, кукла зайца, волка, медведя, лисы, мягкая игрушка колобок, ширма, плакат «Чудо-дерево», разрезная картинка.Время: 40 минут.
Число участников: 7 человек.
Возраст: учащиеся 1-ого класса.
Ход занятия
I.Организационный момент.Приветствие. Игра «Эхо».
Цель: создание положительного настроя на работу в группе.
Педагог-психолог. Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей, которые сегодня пришли к нам на занятие. Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя, а мы дружно за ним повторяем и прохлопываем его все вместе.
Доброе утро, Саша (повторяем и прохлопываем все вместе),
Доброе утро, Никита……(и так далее по кругу).
Доброе утро, солнце (поднять руки, затем опустить).
Доброе утро, небо (аналогичное движение руками).
Доброе утро всем нам (разводят руки в стороны, затем опускают).
Сегодня я приглашаю вас посетить наш небольшой кинозал. Мы посмотрим с вами мультфильм «Колобок» по мотивам русской народной сказки. Сядьте поудобнее и приготовьтесь смотреть. (Начинается показ мультфильма «Колобок». Через несколько секунд показ прерывается на том месте, где колобок убегает от бабушки и дедушки). Ребята кто из вас хочет побывать в сказке и узнать, что же дальше произошло с колобком и какие ждут его приключения? Для этого нам необходимо сказать заклинание и выполнить следующие действия (дети встают и произносят все вместе):
Мы в ладоши громко хлопнем – раз, два, три.
А теперь, конечно, топнем – раз, два, три.
Вот по кругу мы пройдемся – раз, два, три (движение по кругу)
В сказку мы перенесемся – раз, два, три посмотри.
(Дети садятся на стулья перед ширмой. В это время звучит мелодия пения птиц. Появляется игрушка колобок из-за ширмы и поет свою песенку:
Я колобок, колобок-
Масляный бок!
Я по коробу скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешен,
В печку сажен.
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
II. Основная часть.
1. Упражнение «Где спрятался зайка?»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Педагог-психолог. Ребята, вот и наш колобок. Давайте поприветствуем его. (Дети приветствуют колобка, трогают его, гладят и т.д.) Колобок предлагает нам отправиться с ним на прогулку по лесу.( В это время раздается плачь). Кто же это плачет?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто же это?
Дети. Заяц (появляется кукла зайца).
Заяц. Колобок, колобок! Я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, косой, ты лучше скажи, почему ты такой грустный, что с тобой случилось?
Заяц. Да, разбежались мои зайчата, никак не могу их найти. Если поможешь мне, тогда не буду, есть тебя.
Педагог-психолог. Давайте поможем колобку найти зайчат. Зайчата решили с нами поиграть в прятки. Они спрятались за предметом, название которого начинается со звука …….(психолог называет звук). Где спрятался зайчик? (Учащиеся выполняют звуковой анализ, называют предмет на картинке, снимают его с наборного полотна, проверяют, там ли находится зайчик).
Заяц: Спасибо вам за помощь, ребята.
2.Упражнение « Хлопни в ладоши».
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Педагог-психолог. Помогли мы зайчику. Молодцы! Покатился колобок дальше – только заяц его и видел. Катится по тропинке в лесу, а навстречу ему:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Дети. Волк. (Появляется кукла волка).
Волк. Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, серый волк, я выполню любое твое желание.
Волк. Все в лесу надо мной смеются, будто я не знаю название животных. Помоги мне узнать.
Педагог-психолог. Поможем волку? Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопните в ладоши. (Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, пальто, белка. Волк. Ой, спасибо, тебе колобок и вам ребята!
3.Упражнение «Чудо-дерево».
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Обучить способности концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации.
Педагог-психолог. И покатился колобок дальше – только волк его и видел. А на встречу ему - отгадайте сами.
Добрый он, большой, лохматый.
Его вы знаете, ребята.
Он в берлоге спит зимой
Под высокою сосной.
Он не слон и не мартышка.
Это косолапый……
Дети. Мишка. ( Появляется кукла медведя).
Медведь. Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок. Ну, где тебе, косолапому, съесть меня!
Медведь. Тогда помоги мне. Выросло у меня чудо-дерево. Плоды на нем разные, никак не могу разобраться, как собрать урожай. Помоги мне колобок.
Педагог-психолог. На волшебном дереве выросли картинки:
назовите их, одним словом;
посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.
Медведь. Ну, спасибо, уважили старого.
Физкультминутка. Нужно проверить, не потерялся ли кто-нибудь во время нашей прогулки по лесу. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Нам нужен один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр? Отлично, Алеша! Все остальные будут водить хоровод и петь песенку. А Алёша пусть внимательно слушает и делает то, о чем мы его просим. Слушайте песенку…
Алеша, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай, не робей.
Кто – зовет тебя – узнай поскорей.
Упражнение. «Разрезная картинка».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Педагог-психолог. И опять покатился колобок - медведь только вслед ему помахал лапой. Катится колобок. А навстречу ему - отгадайте кто это:
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней.
Дети. Лиса. (Появляется кукла лисы).
Лиса. Здравствуй, колобок! Слышала я, что песенки ты хорошо поешь. Спой мне песенку, и я не буду тебя есть.
Педагог-психолог. Ребята, кто из вас поможет колобку спеть песенку? ( Один из детей поет песенку колобка).
Лиса. Славная песенка!
Педагог-психолог. Лиса сегодня добрая. Давайте мы все вместе ей на память подарим портрет колобка. Пусть каждый из вас подойдет к столу и возьмет конверт, в котором находиться часть портрета. Вам всем вместе нужно из этих частей сложить портрет колобка. (Дети самостоятельно составляют картинку на столе).
Лиса: Красивый получился портрет. Спасибо.
Педагог-психолог. Лиса очень довольна вашим подарком. К сожалению, наша прогулка по лесу с колобком подошла к концу. Колобку пора возвращаться к бабушке и дедушке. Он прощается с нами. И нам пора возвращаться в свой класс, я попрошу вас закрыть глаза. Я сосчитаю до трех, и мы все вернемся. Раз, два, три.
III. Рефлексия.
Прощание. Игра «До свидание».
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Педагог-психолог. Вот мы с вами снова в нашем классе. Понравилось ли вам наше путешествие в сказку? Каких героев мы встретили? Что особенно вам запомнилось? А теперь я предлагаю всем встать в круг, взять друг друга за руки, прикрыть глаза и подумать о хорошем, мысленно пожелать всем добра…. А теперь потихонечку открывайте глаза. Не спешите расходиться, дождитесь того момента, когда все откроют глаза.
Спасибо всем, до свидания!