Конспект группового логопедического занятия Дифференциация приставок и предлогов


Конспект группового логопедического занятия для учащихся с
аграмматической дисграфией, дизорфографияТема. Дифференциация предлогов и приставок.
Цель – учить дифференцировать предлоги и приставки.
Задачи.
Образовательная: закрепить знания детей о приставках и предлогах; научить различать практически приставки и предлоги; закрепить умение различать и выделять приставку и предлог; совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.
Коррекционно – развивающая: пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия; развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения; корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений; совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
Воспитательная: воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Оборудование: карточки, тетради.
Ход занятия.
Организационный момент. Психологический настрой детей.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии!
Сегодня нашим девизом будут слова:
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знания сами открываем,
Поэтому – активным будь!
- На доске записаны слова, определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами. Слова записаны на доске:
В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.- Назовите слова с приставками. Назовите слова с предлогами (выполняют устно, объясняют каждое слово).
- Какую задачу нам предстоит решить на уроке? (Будем различать приставки и предлоги)- Для чего нужно нам учить различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать)
2. Сообщение темы занятия.
- Как правильно сформулируем тему занятия? (Приставки и предлоги) - Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память.
- Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:
– поставьте пирамидку на кубик;– подержите пирамидку над кубиком;– поставьте пирамидку перед кубиком;– положите пирамидку …. кубика.
– Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово)- Догадайтесь, какое слово я должна была произнести (около, рядом, слева, справа, у...)? (Положите пирамидку около кубика.)- Правильно.
3.Повторение ранее полученных знаний.
- Что такое предлог? (Это слово.)- Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)- Как пишется предлог с другими словами?  (Раздельно.)- Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)- Как пишется приставка со словами? (Слитно.)- Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги.
Догорода дорога вгору, Отгорода – сгоры.
4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.
Работа со словом.
- Прочитайте слова. Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?Намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке. - Как это можно сделать?  (Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.)- Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину). Сделайте вывод, что такое на – приставка или предлог? (На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.)- Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.(Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.)(Далее аналогично со всеми словами).- Назовите из этого упражнения слова с приставками. (Набросил, срисовал, входили, побежал.)- Назовите слова с предлогами. (На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке.) Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записали слова.- Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?
Работа со словосочетанием.
- Я буду читать слова, а вы правильно запишите слова с приставками и предлогами. Покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдерева- Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.(Побежал, начертил, срывали.)
- Как записали приставки? (Слитно.)- Назовите слова с предлогами. (По крыше, на песке, с дерева.)- Как записали предлоги со словами? (Отдельно.) - Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.
- Составьте предложение с одним из словосочетаний устно.
Физкультминутка.
5. Работа с раздаточный материалом.
- У вас на столе лежат карточки с заданием. Прочитайте и вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.
Мурка
Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.
- Давайте проверим (каждый учащийся зачитывает предложение и объясняет, как он написал).6. Итог занятия. Чему учились на занятии?Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог. Молодцы! Спасибо за работу.