Уточнение представлений об этиологии развития детей с ЗПР.


Теоретические и методологические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР). Уточнение представлений об этиологии задержек психического развития.
 Особенности развития детей с ЗПР: К категории детей с ЗПР относятся дети с психофизическим и психическим инфантилизмом и дети, у которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познавательной деятельности, произвольного внимания, логического запоминания, пространственных представлений, восприятия, мышления. Причины задержки высших психических функций бывают разные. Они могут возникнуть в перинатальный период из – за явлений токсикоза или нарушения питания матери во время беременности. Вследствие недоношенности или в результате перенесенных мамой острых вирусных заболеваний (краснуха, эпидемический паротит, корь, а так же гриппом и ветряной оспой). В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной ее, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой. Негативное воздействие на плод в период развития оказывают внутриутробные интоксикации (прием лекарственных средств – антибиотики, нейролептики, снотворное, анальгетики и т.д.), Так же неблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление алкоголя, сигарет и наркотиков.
Все эти причины могут привести к задержке темпа развития. Дети позже своих сверстников начинают ходить, говорить. Физическая недостаточность у них характеризуется малым весом и ростом. Особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально – волевой сферы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперреактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии. Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. Когда такие дети приходят в школу, они плохо включаются в учебную деятельность, не воспринимают школьные занятия и с трудом овладевают начальными навыками письма и речи. Во время занятий у детей появляется повышенная утомляемость и головные боли. Вместе с тем у детей с психофизическим инфантилизмом нет первичной интеллектуальной недостаточности. При правильном педагогическом подходе трудности в обучении детей с психофизическим инфантилизмом могут быть преодолены.
Сравнительная таблица по основным формам ЗПР (согласно К.С. Лебединской):
Форма Характеристика
ЗПР конституционального происхождения  Инфантильный тип телосложения, запаздывание темпа физического и психического развития личности, незрелость эмоционально – волевой сферы (плаксивы, раздражительны, не критичны к своему поведению), сниженная социальная адаптация. Повышенная утомляемость при учебной деятельности.
ЗПР соматического происхождения  Эмоциональная незрелость на фоне длительных хронических заболеваний. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, что помогает развитию искусственной инфантилизации.
ЗПР психогенного происхождения  Неблагоприятные условия воспитания. При длительном воздействии психотравмирующих факторов, возникают сдвиги нервно – психической сферы ребенка (патологическое развитие личности). На фоне психической неустойчивости неумение контролировать свои эмоции.
ЗПР церебрально-органического генеза  Признаки нарушения и созревания нервной системы обнаруживаются в ранних периодах развития и касаются почти всех сфер. Эмоционально – волевая незрелость представлена в виде органического инфантилизма (отсутствие живости, яркости и примитивности эмоций). Замедлены смены возрастных фаз психического развития (запаздывание формирования двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности). Нарушена работоспособность - повышенная утомляемость. Нарушение высших психических функций, недостаточная сформированность отдельных корковых и подкорковых функций: слухового, зрительного или тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи.
Классификаций задержек психического развития различных авторов.
* Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. На этом основании Г.Е. Сухарева выделила шесть типов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:
1. интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания;
2. интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3. нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;
4. вторичная интеллектуальная недостаточность, в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;
5. интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;
6. интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях.
* Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70 - 80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:
1. задержка психического развития конституционального происхождения;
2. задержка психического развития соматогенного происхождения;
3. задержка психического развития психогенного происхождения;
4. задержка психического развития церебрально-органического генеза.
* Т. А. Власова и М. С. Певзнер при систематике ЗПР различают две ее основные формы:
1. ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы)
2. ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
* В рамках дисгармонического инфантилизма Г. Е. Сухарева описывает три варианта:
1. инфантилизм с более грубыми отклонениями в эмоционально-волевой сфере: повышенной возбудимостью, раздражительностью. Такие дети «угрожали» в смысле возможности развития психопатии;
2. инфантилизм, сочетающийся с гипогенитализмом, нарушениями работы гипофиза и другими видами патологии;
3. органический инфантилизм с некоторой упрощенностью эмоциональной сферы, нестойкостью и малой дифференцированностью привязанностей, тугоподвижностью мышления.
* Классификация М. С. Певзнера включает следующие клинические варианты:
1. инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте. В последних работах автора этот вариант стал именоваться неосложненной формой инфантилизма;
2. инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3. инфантилизм, осложненный церебрастеническим синдромом.
М. А. Певзнер связывает инфантилизм с недоразвитием лобно-диэнцефальных систем.
* Классификация В. В. Ковалева (1973) делит психический инфантилизм на две основные разновидности:
1. простой (неосложненный)
2. осложненный.
Гармоничное сочетание черт детскости в психике имеет место только для младшего возраста. В дальнейшем структура личности становится в большей или меньшей мере дисгармоничной. Среди клинических вариантов осложненного психического инфантилизма В. В. Ковалев выделяет также церебрастенический и неврастенический варианты, а также вариант сочетания психического инфантилизма с парциальной психической акселерацией, встречающийся у детей с хроническими соматическими заболеваниями, например, при врожденном пороке сердца.
* Классификация с выделением нескольких групп задержки темпа психического развития на основании соотношения «эндогенных и экзогенных факторов, предложена М. В. Коркиной, Н. Д. Лакосиной, А.В. Личко:
1. дизонтогенные формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием (варианты психического инфантилизма);
2. формы, обусловленные органическим поражением мозга на ранних стадиях онтогенеза;
3. интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем возрасте;
4. интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением анализаторов.
Литература: О.В. Защиринская, "Психология детей с задержкой психического развития". Статья Раздела I «Сравнительное изучение задержки психического развития: диагностика, классификации»: Т.А. Власова, М.С. Певзнер. Дети с временной задержкой психического развития; В.В. Лебединский. Задержанное психическое развитие.