конспект урока по обществознанию Роль семьи в жизни человека и общества




ОГКОУ Чернцкая школа – интернат VIII вида





Роль семьи в жизни человека и общества.
(конспект урока по обществознанию 9 класс)

























Учитель: Скорых Н.Е

Тема: Роль семьи в жизни человека и общества.
Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции к семье.
Задачи:
Показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества, а так же нравственную ценность семейных отношений.
Развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием различных источников информации.
Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей в обществе.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: информационно- коммуникационные, эвристические, игровые.
Способы обучения: фронтальные, групповые
Оборудование: компьютер, дидактические карточки
Информационные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 LINK "http://www.pinewoodland.net/anna/ppt_presents
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ход:
1. Огр момент
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Какое у вас сегодня настроение?
Я немного волнуюсь, потому что задумала урок, на котором хочу предложить вам стать исследователями по теме «Семья в жизни человека и общества». Какой получится урок, зависит от вас и от нашей работы.
- Давайте начнем. Посмотрите, записано слово «исследователь». Что значит исследовать?
(Ответы учащихся)
- Идти по следу, исследовать, значит понять, установить истину, получить знания. Попытаемся определить три – четыре способа умственной деятельности, которые каждому из вас сегодня нужно проявлять.
(Ответы учащихся)
- Думать анализировать, обобщать, наблюдать, творить.
Я добавлю еще одно очень важное качество – быть устремленным. Без устремленности и воли можно забросить дело на полпути и ничего не получится.
Пауза.

- Теперь сделаем маленькую паузу, чтобы каждый из вас мысленно сказал себе: «Сегодня мне нужно будет Думать анализировать, обобщать, наблюдать, творить, быть целеустремленным»
Спасибо! А теперь проведем разминку наших сил и возможностей.

Упражнение «Презентация мира»
- У меня в руках? Правильно матрешка. Я привезла её в подарок дочери из столицы нашей Родины Москвы. Предлагаю, по - очереди передавая Матрешку друг другу, взглянуть на неё и отыскать в этом предмете весь спектр пользы и ценности для людей, все достоинства и особенности, подумать, с чем ассоциируется у вас тот предмет. И выразить свою мысль одним - двумя предложениями. Так у нас получится устная презентация.

(Матрешка – русская деревянная кукла. Символ России. В восемнадцатом веке имя Матрена было очень распространенным, в его основе лежит латинское имя матрона - знатная женщина. Матрешка - она же «мать» многочисленного семейства, достойная, добрая женщина. Это символ семьи, многодетности. Матрешка – это тепло, уют в доме, хранительница и оберег. Существует поверье, что если внутрь Матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. А еще мне кажется, что матрешка напоминает процесс получения знаний. С каждым днем, с каждым уроком мы получаем новые знания и они укладываются в нашей голове, как куклы в матрешке.)

2. Изучения нового материала.
Наше исследование мне хотелось бы начать с притчи.
-Притча «Почему одному плохо?» (Чтение)
Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет.
- Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:
- Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.
- Можешь отдыхать сколько хочешь.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:
- Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
- Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос.
- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка.
В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой – попить, третий - поиграть, а девочка и рада.

Обсуждение.
- А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод одним предложением.
- Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нем никто не заботится.

Стихотворение Валентина Берестова ( Читает ученик – по желанию)
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца своих дней
Останется тайной опорой твоей.

- Так что является опорой в нашей жизни?
(Ответы учащихся)

Видеоклип «Что такое семья»
- Давайте поразмышляем, какую роль играет семья не только в жизни каждого человека, но общества, государства и даже целого мира на примере двух семей.
Видео притча «Счастливая семья»

Все семьи разные. Но для нашего государства все равны.

Работа по Конституции РФ.
- В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные программы, фонды и центры социальной помощи. В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения

- Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее её членов.

Муз пауза прослушивание песни: «Песня про единство, верность, дружбу, любовь»

Надо помнить, что совместный труд и ведение хозяйства помогают создать в семье теплые, дружественные отношения. Помните: от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Жизнь учит, если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Важно облегчить домашний труд, сделать жизнь комфортней. В этом нам помогают полезные предметы и бытовая техника.
- Все это нам необходимо, но каких- то еще сто лет назад нашим родственникам было тепло, уютно и комфортно в простой русской избе. А это лишний раз доказывает, что главное в семье теплые добрые отношения.

- Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением (чтение по цепочке)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья- это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

3.Закрепление
- Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, наблюдали, обобщали.
- Скажите, получилось ли у вас быть исследователями. Что вам помогло в этом? (быть устремленным и трудолюбивым)
А что мешало?
Нам есть над чем работать на следующих уроках.
- Тема нашего урока «Роль семьи в жизни человека и общества» Как вы понимаете тему урока?
- Что вы извлекли с сегодняшнего урока?

4. Домашнее задание, выставление оценок

- Домашнее задание на выбор:
найдите и выпишите пословицы и поговорки о семье.
найдите высказывания известных людей о семье
-Я с радостью хочу сообщить ваши оценки.
- Спасибо вам, вы очень помогли мне провести этот урок. Урок закончен.








13PAGE 15


13PAGE 14215