Роль книги в жизни человека

БЕСЕДА «РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Цель беседы: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.
Задачи:
- помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;
- убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;
- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.
Оформление: на доске - высказывание Д. Свифта: «Книги - дети разума»;
Оборудование: карточки у каждого на столе.
Ход мероприятия
I. Беседа учителя.
1) Для чего предназначена книга?
Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.

2) Чем является книга для человека?
Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества...

3) Чтение - что это такое?
Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества.

4) Для чего пишет писатель?
Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, другое видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение - это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.
5) Каково же назначение чтения?
Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.

6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?
Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.

- Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее - Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение - вот лучшее учение...»
Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь - на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осознанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге.

Опрос: Вопросы письменного опроса (примерные):
1) Какие ты предпочитаешь читать книги:
а) научно-популярную литературу; б) художественную (указать жанр); в) научно-техническую; г) всё без разбору; д) периодику (указать - какую); е) вообще не читаю?
2) Для чего ты читаешь:
а) чтобы занять себя чем-нибудь; б) расширить свой кругозор, узнать что-то новое; в) повысить уровень своего образования; г) потому что надо; д) посоветовал друг, подруга; е) потому что книга считается модной в этом сезоне; ж) не утруждаю себя чтением?
3) Назовите свои любимые произведения. Кто автор?
4) Назовите классиков:
а) русской литературы; б) зарубежной литературы; в) не помню.
5) Посещаешь ли ты библиотеку, как часто: а) да; б) нет?
6) Имеется ли дома у тебя своя личная библиотека:
а) да; б) нет?

- Исторические факты, которые заинтересуют ребят, значительно расширят их кругозор.
Сообщения учащихся. (Из статьи в журн.: Чудеса и приключения. - 1999. - № 12. - С. 60.)

Знаете ли вы о том, что...
Известный роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719) появился благодаря невероятной истории. В 1709 году всю Англию облетело сенсационное сообщение о том, что английским кораблём в Лондон доставлен человек, совершенно одичавший и одетый в шкуры животного. Это был Александр Селькирк, оставленный экипажем на необитаемом острове и проживший там в одиночестве четыре года. Об этом случае писали все газеты, вскоре появилось несколько рассказов разных авторов о человеке на безлюдном острове. Эта история просто потрясла Даниеля Дефо, в результате чего и появился его роман. Автор долго и безуспешно ходил по издателям с рукописью, которую никто не хотел печатать. Вконец отчаявшемуся Дефо всё-таки повезло - один из издателей на свой страх и риск решился на издание романа и... не прогадал. Успех был ошеломляющим. Выход книги в свет подтолкнул многочисленных авторов на создание своих шедевров. Более пятидесяти «новых Робинзонов» появилось после книги Д. Дефо. Но на протяжений вот уже нескольких веков читателей волнует именно его произведение.
2) «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкин создал в результате поэтического состязания с В. Жуковским. Удача сопутствовала Пушкину: он не только выиграл состязание, но и написал прекрасную сказку.
! Александр Сергеевич Пушкин часто видел свои ещё не созданные произведения во сне, но, проснувшись, тут же забывал их. Как-то он признался одному из своих друзей: «...Я иногда вижу во сне дивные стихи... во сне они прекрасны, но как уловить, что пишешь во время сна?..»

- А вот и мои собственные находки. Ален Александер Милн (1882-1956), английский драматург и романист, автор многочисленных юмористических рассказов, запомнился потомкам благодаря сказке, сочинённой почти случайно, между делом, для развлечения своего маленького сына - Кристофа. Нет такого ребёнка в нашей стране, который бы не был знаком с маленьким медвежонком по имени Винни-Пух и его друзьями. Благодаря талантливому переводчику и сценаристу Борису Заходеру (он не только перевёл сказку, но и написал сценарий, по которому был сделан мультипликационный фильм), Винни стал одним из любимейших сказочных персонажей детворы.
Это интересно
В 1960 году французский Музей современного искусства в Париже приобрёл уникальное издание «Апокалипсиса», напечатанного на пергаменте. Для изготовления высококачественного пергамента по прихоти богатого издателя Жозефа Форе забито было 30 тысяч баранов. Над оформлением роскошной книги работало 14 лучших французских художников. В тексте пятьсот золотых заглавных и 93 тысячи каллиграфических букв. Книга считается самой дорогой в мире и оценивается в несколько миллионов франков.

Инженер Николай Сергеевич Сядристый с помощью микротехники создал самую маленькую книгу в мире: она почти в 500 раз меньше почтовой марки. «Кобзарь» Т. Г. Шевченко, изготовленный умельцем, состоит из 12 строк текста, на каждой из которых умещается по 8 стихотворных строк. Страницы сшиты между собой окрашенной паутинкой, а переворачивать их можно заострённым концом тонкого волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника золотисто-жёлтого цвета и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Книгу можно легко продеть сквозь ушко иголки или спрятать в ресницах.
Специалисты подсчитали: чтобы прочесть все вышедшие книги, читая по 6 часов в день, потребовалось бы 200 тысяч лет.
- Ну а сейчас попробуйте разгадать кроссворд, который лежит у вас на партах.





1.


2.

























3.


















4.











5.
















6.

9.






7.




















8.































10.












11.












12.










По горизонтали:
1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. (Алёнушка.)
3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.)
5. Сказочный персонаж, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце. (Кощей.)
6. Верный друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
7.Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. (Чипполино.)
8. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. (Карабас.)
10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.)
11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Малъвина.)
12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.)
По вертикали:
2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.)
9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к одной тайне. (Тортила.)

Вопросы к викторине «Мои любимые книжки»
1) Из чего папа Карло выстругал Буратино? (Из полена.)
2) Как называется известное произведение Жюля Верна, в котором подросток в силу сложившихся обстоятельств стал капитаном? («Пятнадцатилетний капитан».)
3) Назовите автора сказочных историй о маленькой девочке Элли и её верных друзьях. (А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей» и др.)
4) Как звали мальчика-робота из фантастической повести Евгения Велтистого? (Электроник.)
5) А его друга-двойника? (Сергей Сыроежкин.)
6) Как расшифровывается имя удивительной собаки Рэсси, которую, как и Электроника, изобрёл знаменитый профессор Громов? (РЭС - Редчайшая Электронная Собака, сокращённо - Рэсси.)
7) Как звали шестилетнего мальчика, решившего оставить свою семью и переехать со своими друзьями - собакой и котом - на местожительство в деревню? (Дядя Фёдор.)
8) Почему мальчик оставил свою семью? (Родители не разрешали держать дома домашних животных.)
9) Вспомните автора повести-сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот» (Эдуард Успенский.)
10) Какие ещё произведения написаны этим автором? («Крокодил Гена и его друзья», «Тётя дяди Фёдора», «Про Веру и Анфису» и др.)
11) Назовите автора «Вредных советов». (Григорий Остёр.)
12) «Ребята, давайте жить дружно!» - какому сказочному персонажу принадлежать эти слова? (Коту Леопольду из книги Анатолия Резника «Приключения кота Леопольда».)
13) Как звали обладателя удивительной волшебной лампы? (Алладин.)
14) Как звали мальчика, побывавшего в Стране невыученных уроков? (Мальчика звали Витей, автор книги «В Стране невыученных уроков» Лия Борисовна Гераскина.)
15) Вспомните имя кота, который вместе со своим хозяином совершил удивительное путешествие в эту страну. (Кот Кузя.)
16) Доктор из Цветочного города в сказочной повести Николая Носова? (Доктор Пилюлькин.)
Итоги мероприятия.
Определяем победителей среди участников, правильно решивших кроссворд, ответивших верно на вопросы викторины.