Доклад на научно-практической конференции школьников Падение речевой культуры школьников как следствие снижения интереса к чтению


Падение уровня речевой культуры школьников
как следствие снижения интереса к чтению.
Автор: Решетова Амина, 7 класс.
ОГКОУ Шуйский детский дом-школа
Научный руководитель: Тихомирова Татьяна Валерьевна
Введение.
Нам дан во владение самый богатый,
меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
Владение нормами современного русского литературного языка является первым и основным показателем культуры и образованности человека. Однако сегодня состояние современного русского языка вызывает тревогу как у специалистов-филологов, так и представителей других наук, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры происходит в разных слоях русского общества, особенно ярко это проявляется на примере уровня владения литературным языком современных школьников.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений. Она состоит также в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.
«Каков человек, такова его и речь», – считал Сократ.
Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
Как известно, чтение – это не только одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение – это один из самых важных инструментов приобретения речевой культуры, а значит и культуры общей, на основе образцов литературного языка, то есть произведений мастеров слова - поэтов и писателей.
Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка и подростка. Именно чтение формирует у молодого поколения знания об истории и жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей.
К сожалению, в последние годы мы наблюдаем спад интереса к чтению практически во всех слоях населения, но особенную обеспокоенность вызывает подобный спад в среде школьников, которые через несколько лет будут определять уровень интеллектуального развития нашей страны.
Цель данной работы – проследить, как снижение интереса к чтению отражается на речевой культуре человека.
Объект исследования: учащиеся 5 – 9 классов ОГКОУ Шуйский детский дом-школа.
Предмет исследования: снижение интереса к чтению у воспитанников детского дома и его последствия.
Задачи исследования:
выяснить отношение воспитанников детского дома-школы к чтению художественной литературы;
выявить предпочтения учащихся в выборе литературы для чтения;
исследовать фонд школьной библиотеки на предмет пополнения современной литературой;
проанализировать итоги проверки техники чтения в 5 – 8 классах детского дома-школы;
проанализировать итоги тотального диктанта, проведённого в предметную Неделю русского языка;
выяснить отношение учащихся к употреблению в своей речи нецензурной брани.
Научная гипотеза: проблема «нечитания» напрямую связана с понижением уровня воспитанности учащихся детского дома-школы, в том числе и снижением уровня речевой культуры.
Методы исследования:
теоретический;
эмпирический.
Теоретическая часть.
На рубеже XX и XXI веков, в эпоху научно-технической революции, учёные, педагоги и общественные деятели забили тревогу: в обществе стремительно снижается интерес к чтению, люди попросту перестают читать художественную литературу. Такая ситуация наблюдается во многих развитых странах. Например, Англия и США даже не смогли попасть в десятку читающих стран.
В 2004 году Национальный американский фонд искусств издал доклад на тему « Чтение в опасности». Согласно этому докладу американцы стали читать на 4% меньше, чем в предыдущее десятилетие.
В 2006 году были проведены исследования Associated Press – Ipsos,  одним из крупнейших международных информационно-новостных агентств мира, в результате которых выяснилось, что  за год 25% американцев вообще не читали книг, а те, кто читают, в среднем «осилили» за год по 4 книги. Хотя еще в 1999 году этот показатель равнялся 10. По результатам опроса был создан портрет читающего американца, и вот как он выглядел: это женщина, которой за 50, хорошо обеспеченная и образованная. Также были определены  литературные пристрастия американцев. Прежде всего, это модная беллетристика и религиозные книги. Такую литературу читали 2/3 опрошенных. Классическая литература и поэзия завершали список литературных предпочтений американцев.
Кризис чтения вызывает тревогу у английских социологов и экономистов, которые выявили прямую зависимость производительности труда,  а значит,  и экономической мощи страны от чтения:  то есть, кто меньше читает,  тот хуже работает.
Во многих развитых странах давно уже действуют различные программы, направленные на повышение интереса граждан, особенно школьного возраста, к чтению. Например,  в Англии сформулирована национальная идея поддержки чтения.  Государство для её реализации выделило 180 млн. фунтов стерлингов. Возрастает авторитет книги в семье. 80%  английских семей читают книги детям в слух и обсуждают с ними прочитанное.
Ярким показателем озабоченности общества проблемой «нечтения» являются в том числе и памятники Читателю, существующие во многих странах мира и демонстрирующих ностальгию общества по Человеку Читающему. Ведь как утверждал С.Я. Маршак: «… читатель – лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаги…” (С. Маршак. «О талантливом читателе»).407670175260
Читающая девушка.
Роттердам, Нидерланды.
2057403651885
Девочка, читающая книгу.
Севилья, Испания.
2057406347460
Читатель.
Ереван. Армения.
-5715-36195
Петербургский ангел.
Петербург, Россия.
-615952346960
Вышел на обед.
8 копий этой скульптуры находятся в разных городах США.
-1466854718685
Читающий ковбой.
Техас, США.
-1473207087870Памятник читателю книги.
Сингапур.
4215765381020726403810lefttop
Читатель. Одесский читатель. Читающий читатель.
Квебек, Канада. Одесса, Украина. Техас, США.
Особое значение чтение всегда имело для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире.
Нашу страну называли духовной лабораторией человечества. Русской культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Формулу его с наибольшей точностью выразил поэт Евгений Евтушенко: "Поэт в России — больше, чем поэт". Великая литература для нас — это не только способ стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для нашей культуры — это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. В чтении, в сопереживании с литературными героями, в диалоге с автором человек одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает.
В современной  России,  как и в других странах,  действует та же тенденция -  интерес к чтению заметно понизился.  Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской (и писательской)  культуры.  Как подчёркивают разработчики «Национальной программы поддержки и развития чтения»,  «страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
В сегодняшней российской школе повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам чтения и литературы. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению; обилие источников информации помимо книг (интернет, телевидение); ускорение темпа жизни. Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. Школьники предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры. Ещё одной причиной снижения интереса к чтению у школьников выступает нежелание взрослых воспитывать у ребенка стремление к общению с книгой.
Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении школьников, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом. Данные социологов свидетельствуют, что число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34. Читают книги от случая к случаю 40 %. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2005)
Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников.
Аспектом, обостряющим ситуацию приобщения к чтению современных школьников, является состояние их речевой культуры, на которую большое влияние оказывают такие процессы, как
либерализация,
демократизация,
вульгаризация,
люмпенизация,
жаргонизация,
интернализация,
американизация,
варваризация.
Таким образом, снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой и в наше время приобретает высокую значимость.
Падение интереса к чтению – национальная проблема, тормозящая развитие нашего общества общества.
Актуализация проблемы чтения происходит на фоне международных сравнительных исследований. Показатели навыков чтения (reading literacy) российских школьников в рамках исследования PISA за последние годы (Programme for International Student Assesment, Международная программа оценки знаний школьников) оказались значительно ниже, чем в большинстве развитых стран: 27-29 место из 32 стран в 2000 году, 32-34 место из 40 стран в 2003 году. Как было определено в исследовании, оценивалась не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. Предметом внимания были различные умения, которые можно было объединить в три группы: нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; интерпретация текста; рефлексия и оценка текста. Результаты исследования отразили не только ослабление внимания к чтению в системе российского образования, но и отсутствие у наших школьников таких качеств, как самостоятельность мысли, инициатива, конструктивное мышление.
Характеризуя тенденции чтения современных школьников, специалисты отмечают, что практический подход, утилитарное отношение к чтению проявляется сегодня гораздо откровеннее. Возрастает потребность школьников в новой, актуальной литературе; как одно из следствий этой тенденции – высокая популярность журналов среди молодежной аудитории. Читательский прагматизм выражается, в частности, и в отчуждении юных читателей от поэзии.
Единственное, в чем сходятся представители всех направлений, это то, что изучение литературы в российской школе исторически имело решающее значение для воспитания подрастающего поколения, определяя жизненные ориентиры и поведение личности, утверждая основы национальной культуры. 
Учителя словесности в свою очередь единодушно отмечают, что процесс чтения для школьников ныне – одна из главных проблем. В качестве основных причин затруднений при чтении современных учащихся выделяют недостаточный уровень техники чтения, отсутствие аналитических умений, бедный словарный запас, трудности психофизиологического характера, неразвитое воображение.
Показателем актуальности проблемы чтения в современном российском обществе стала комплексная государственная программа 2015 года, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книги, получившая статус «Год литературы». Год литературы — одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам.
Практическая часть.
Основываясь на данные учёных, педагогов и социологов, я провела собственное исследование, выявляющее отношение воспитанников детского дома-школы к чтению художественной литературы. Я провела опрос 39 воспитанников Шуйского детского дома-школы, учащихся 5 – 9 классов.
Вопрос 1. Какое место занимает чтение художественной литературы в сфере твоих интересов:
входит в пятёрку любимых занятий;
входит в десятку любимых занятий;
выходит за рамки десятка любимых занятий;
не входит в сферу моих интересов.
Результат исследования:
А – 12 человек (31%)
В – 3 человека (8%)
С – 8 человек (20%)
D – 16 человек (41%)
34480535560
Вопрос 2. Как много времени ты уделяешь чтению художественной литературы?
регулярно выделяю время для чтения;
люблю читать, но не имею для этого времени;
читаю эпизодически;
читаю крайне редко;
не читаю вообще.
Результат исследования:
А – 8 человек (20%)
В – 4 человека (10%)
С – 7 человек (18%)
D – 8 человек (20%)
Е – 12 человек (32%)

Вопрос 3. Каковы мотивы чтения художественной литературы?
возможность познать себя;
желание отдохнуть, развлечься;
расширение познаний об окружающем мире;
стремление найти ответы на свои вопросы;
стремление уйти от повседневных проблем;
в учебных целях.
Результат исследования:
А – 2 человека (5%)
В – 5 человек (13%)
С – 6 человек (15%)
D – 1 человек (3%)
Е – 7 человек (18%)
F - 18 человек (46%)
42291081280
Проведённые мною исследования показывают, что интерес к чтению у воспитанников детского дома очень низкий, причем 32% опрошенных вообще не читают художественную литературу, а 46% учащихся читают в основном ту литературу, которая связана с учебой.
Следующей моей задачей было выявление предпочтений в выборе литературы для чтения нашими учащимися. С этим вопросом я обратилась к школьному библиотекарю Мудровой Юлии Михайловне.
Она отметила, что в основном читают художественную литературу ученики 5 – 7 классов. Словари, справочники, энциклопедии используют только для подготовки рефератов и докладов. Учащиеся 8 – 9 классов читают периодическую литературу (газеты, журналы, в основном, комиксы), художественную литературу берут только по учебной программе. Меньше других читают старшие девочки.
На вопрос: «Ребята каких классов чаще посещают библиотеку?» Юлия Михайловна ответила, что по сравнению с предыдущими годами посещать библиотеку стало гораздо меньше воспитанников детского дома. Самостоятельно приходят, в основном, в перемены, чтобы заглянуть в любимые журналы. А ученики 5 – 7 классов приходят организованно вместе с воспитателями в закреплённые за ними дни.
На вопрос о состоянии фонда школьной библиотеки Юлия Михайловна ответила, что в него входит:
4529 экземпляров – учебники;
12775 экземпляров – художественная литература.
В последние годы фонд библиотеки пополняется только за счет учебников. Поступлений художественной литературы, тем более современной, нет.
Анализ результатов
проверки техники чтения в 5-8 классах
за I полугодие 2014 – 2015 учебного года




Все педагоги детского дома отмечают, что наши воспитанники имеют очень бедный словарный запас, не знают значений многих слов, поэтому испытывают трудности в усвоении учебного материала. Во многом это зависит от того, что учащиеся стали очень мало читать, что отражается и на технике чтения, и на уровне усвоения прочитанного текста.
Ежегодно в детском доме проводится множество мероприятий, направленных на привитие любви в наших воспитанниках к русскому языку и литературе. В этом году было решено провести тотальный диктант на уровне трудности 5 класса. Диктант писали 35 учащихся детского дома-школы. Вот какие получились результаты.

И последнее исследование, которое было мною проведено – это опрос воспитанников детского дома об употреблении ими в речи нецензурной брани. Опрос проводился в ходе акции «Чистое слово».
Вопрос 1. Используешь ли ты в своей речи ненормативную лексику?
rightbottomДа – 15
Нет – 9
Редко - 15
Вопрос 2. Как ты относишься к ненормативной лексике в общественных местах?
Отрицательно – 12
Положительно – 5
Нейтрально – 22

Вопрос 3. Считаешь ли ты, что речь каждого из нас показывает уровень культуры, воспитания, интеллекта?
Да – 24
Иногда – 12
Нет – 3

Вопрос 4. Считаешь ли ты себя культурным человеком?
Да- 30
Нет – 9

Вопрос 5. Как, по твоему мнению, нужно бороться со сквернословием?
наказывать штрафом – 10
самостоятельно контролировать свою речь – 9
не знаю, не вижу смысла, никак - 7
перестать самому сквернословить – 4
проведением акций – 3
чтением книг – 3
проводить культурные мероприятия – 1
заниматься саморазвитием – 2
Вопрос 6. Знаешь ли ты, что за сквернословие в общественных местах предусмотрена административная ответственность?
Да – 29
Нет – 10

Выводы.
Проведённое мною исследование полностью подтверждается полученными данными, что уровень общей культуры, культуры речи, воспитанности и образованности напрямую зависит от того, как много и какую литературу читают сегодня школьники. Снижение интереса к чтению приводит к падению элементарной грамотности, неспособности воспринимать прочитанный текст, в конце концов, к неспособности владеть своим родным русским литературным языком.
Хотя многие воспитанники понимают, что речь каждого человека характеризует его уровень культуры, воспитанности и интеллекта, но только 22 % учащихся не употребляют в своей речи нецензурную брань, а считают себя культурными, воспитанными людьми 77 % учеников! Видимо, не читая художественную литературу, они даже не представляют себе, что значит «культурный, воспитанный, интеллигентный» человек.
Таким образом, в нашем детском доме-школе, так же, как и во всём мире происходит снижение интереса к чтению, что приводит к падению не только речевой культуры, но и уровня воспитанности современного школьника.
Использованная литература.
http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=3822
Ю. Макарцев. «Никто не хотел читать» (Российская газета» за 05.09.2013 г).
http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=4679А.В.Воронцов «Чтение как социальная проблема»
Чудинова В.П. Читающие дети в мире книжной и «электронной»
культуры // Человек Читающий: Homo legens–2. – М., 2000. – С.55–664.
http://nashaucheba.ru/v61471/программа_социологического_исследования_-_проблема_снижения_интереса_к_чтению_у_школьниковЧудинова В.П. Что читают современные подростки // Воспитание школьников. - 2004.
«Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом
В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2003, №8)
http://www.7ya.ru/article/problemy-detskogo-chteniya/ http://vmeste.opredelim.com/docs/56200/index-14471.html?page=2 Указ президента Российской Федерации № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 г. – «Роспечать»
14. https://godliteratury.ru/informaciy-orgkomiteta 15. http://sozidanie.msyst.org/chtenie/ 16. http://english.pravda.ru/news/society/21-08-2007/96191-reading_poll-0/ 17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Либерализацияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EC%EE%EA%F0%E0%F2%E8%E7%E0%F6%E8%FFБольшой Энциклопедический словарь. 2000.
20. http://www.slovochel.ru/lumpenizacija.htm21. http://badnews.org.ru/news/zhargonizacija_literaturnogo_jazyka/2010-06-01-140422. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EC%E5%F0%E8%EA%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%FF23. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Глоссарий.
Либерализация — процесс расширения прав и свобод граждан или подданных какой-либо страны — в первую очередь в политической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни.
Демократиза́ция  — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. дВульгаризация  — грубое упрощение какого либо понятия, ведущее к искажению смысла; опошление. 
Люмпенизация включает отказ от санкционированного обществом образа жизни, способа существования.
Жаргонизация - одна из самых заметных и удручающих черт современной русской речи. В широком смысле слова под жаргоном понимают речь тех или иных замкнутых социальных групп общества, включая и языки профессиональные. Однако чаще всего, когда говорят о жаргоне, имеют в виду язык деклассированных, социально опасных групп людей - воров, жуликов, картежников и им подобных.
Американизация — влияние США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран.
Варваризация - обращение в некультурное, варварское состояние.