Родительское собрание Школьная дисциплина как одна из причин снижения успеваемости учащихся 8 класса


Родительское собрание
«Школьная дисциплина как одна из причин снижения успеваемости учащихся 8-го класса» (итоги 2 периода, итоги посещения уроков родителями)
Цель проведения собрания: выяснить причины неуспеваемости учащихся;
помочь родителям искоренить эти причины.
Задачи:
1. Разработать совместно с родителями и детьми варианты сотрудничества с ребенком;
2. Повысить психологическую грамотность родителей.
Эпиграфы к родительскому собранию:
Хорошая учеба- ключ к профессии и судьбе.
Оценка- это цена нашего труда.
Семья значит гораздо больше, чем сто учителей.
Ход собрания:
Слово классного руководителя.
. Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам.(хорошо знают, какие они имеют права, но забыли напрочь об обязанностях и нормах приличия)
Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.
Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы.
) В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего она требует от учащихся
- аккуратного посещения учебных занятий,
- добросовестного выполнения домашних заданий,
- соблюдения порядка на уроках и во время перемен,
- четкого выполнения всех учебных поручений.
Школьная дисциплина предусматривает также
- добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций.
- Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.
- Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе
.. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.
Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
«Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу...
Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины.
Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашей школе?
 Как показало изучение этого вопроса (было проведено анкетирование среди учащихся, наблюдения кл.рук, предметников), главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.
1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;
2 место – опоздание на уроки;
3 место – игры с телефоном;
Упоминались также:    – драки;    – порча школьного имущества и оборудования;
Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как
-  словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов;
- «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц). 
Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.
Следует отметить, что у дети нашего класса (подросткового возраста) наблюдается резкая смена настроения и поведения.
- . К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.
Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?
Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.
Нарушение школьной дисциплины влечет за собой прежде всего понижение качества обучения и образования (сколько времени тратит учитель на то, чтобы установить тишину в классе; желающие учиться не могут получить то, что дается на уроке из-за шума, пререканий )Отсюда и результат – за 2 период в классе 1 отличница (было 2), 7 ударников (было 8, 3 «3» у Главатских Д),
1 двоечник (по 11 предметам), 1 человек имеют 2 «3» - Филипп К(рус.яз, история),
Оценки, которые получают наши дети- это цена их труда. Успеваемость по сравнению с предыдущим периодом снизилась на 8 %. Главатских Д, Кубасов Ф, Ли Р.)
Мною проведен блиц- опрос учителей- предметников. Предлагаю ознакомиться с рекомендациями и претензиями учителей относительно учеников нашего класса.
1. Нарушается дисциплина в классе.
2. Из 17 учащихся занимаются в полную силу только 2 человека(Главатских А, КасаткинаА).
3. Очень много времени теряют на уроке: разговоры, переписываются записками, просятся «выйти» из класса, не все принадлежности носят с собой, один учебник на двоих.
4. Частые пропуски уроков, в том числе по уважительной причине.
5. Нет закрепления материала дома, не готовят домашнего задания.
6. Не записывают в дневники домашнее задание, произнося при этом: «Я потом у одноклассника спишу» или «У меня дневника сегодня нет».
7. Не используют в полную силу ресурсы своего мозга.
8. «Наглеют», вступают в споры с учителем на уроке, тем самым отвлекают других учеников.
Почему же цена труда становится все ниже и ниже?
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать.
Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
В подростковом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться.
Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель.
Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение.
Я бы выделила следующие причины неуспеваемости:
1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.
6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
9. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.
Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
10. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?
11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения.  Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа.
Сегодня учитель- это человек, который дает знания, помогает разобраться в темах. Часов на повторение и закрепление у него нет, поэтому большая ответственность ложится на домашнее обучение как самих ребят, так и их родителей Закрепление нового навыка, который ученик получает в школе требует 50-200 повторений.
Соответственно  и методы, с помощью которых мы хотим помочь детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развивать свою мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять более сложные учебные задания.
Прежде всего нужно рассмотреть семейную обстановку в доме. Еще раз проверить условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Продумать вознаграждение для побуждения детей лучше учиться. И напоследок, одна из главных причин, это отсутствие сотрудничества между учителем, учеником и его родителями. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха освоения знаний подростка и его сдачи экзаменов.
2. Работа родителей и детей в группах
Как помочь школьнику? Есть разные способы помощи родителей. Сейчас в группах вы разработаете памятку действий в каждом направлении.
- Как организовать помощь ребенку в учебе?
- Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
- Что предпринять для преодоления неуспеваемости?
- А что делать с поведением?
3. Защита работ каждой группы
Обобщение, выработка программы действий родителями
Памятка для родителей.
1. Установить контакт с ребенком.
2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
Иметь четкий распорядок дня.
Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
Сделать период включения в работу минимально коротким.
Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
И воспитывая в наших детях нравственные качества, взрослым следуем помнить, что нравственными должны быть они сами, иначе они не имеют права, что – либо требовать от детей. Ведь у взрослых больше жизненного опыта, практики. Человеческие детеныши в отличие от животных потому и находятся с родителями так долго, что процесс развития человека, приобретения ими практических и теоретических знаний умений и навыков происходит всю жизнь, чтобы, наконец, человека назвать человеком. И дают практические знания чаще всего взрослые, исходя из собственного опыта, приобретенной годами мудрости, сделанных и исправленных ошибок.
И в заключении я хочу сказать, что тема, которую мы подняли на данном собрании, несет в себе здоровую идею всем нам встряхнуться, обратить внимание на себя и заняться собственным развитием.
А закончить я хочу словами Макаренко «только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое:»Литература
Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006.
Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2008. №1.
Свердлова О. Вы любите меня?// Воспитание школьников. 2008. №1.
Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.:ВАКО, 2008.
Причины неуспеваемости:
1. Отсутствие интереса к учёбе.
2. Конфликты с педагогами.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с друзьями
4. Конфликты с родителями.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. .6. Неумение организовать свою домашнюю работу.
7. Отвлекающие факторы
8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности...
9. Проблемы с развитием внимания и памяти
10.Личные проблемы
11. Ребёнок часто болеет
12. Дисциплина на уроке
Причины неуспеваемости:
1. Отсутствие интереса к учёбе.
2. Конфликты с педагогами.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с друзьями
4. Конфликты с родителями.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. .
6. Неумение организовать свою домашнюю работу.
7. Отвлекающие факторы
8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности...
9. Проблемы с развитием внимания и памяти
10.Личные проблемы
11. Ребёнок часто болеет12. Дисциплина на уроке
Причины неуспеваемости:
1. Отсутствие интереса к учёбе.
2. Конфликты с педагогами.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с друзьями
4. Конфликты с родителями.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. .
6. Неумение организовать свою домашнюю работу.
7. Отвлекающие факторы
8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности...
9. Проблемы с развитием внимания и памяти
10.Личные проблемы
11. Ребёнок часто болеет
12. Дисциплина на уроке
Причины неуспеваемости:
1. Отсутствие интереса к учёбе.
2. Конфликты с педагогами.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с друзьями
4. Конфликты с родителями.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. .
6. Неумение организовать свою домашнюю работу.
7. Отвлекающие факторы
8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности...
9. Проблемы с развитием внимания и памяти
10.Личные проблемы
11. Ребёнок часто болеет
12. Дисциплина на уроке