Умножение на 10 и на 100. Конспект урока математики (3 класс)


Тема урока:
Умножение на 10 и на 100. 3 класс. III четверть.
УМК: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
Автор-составитель: Ватулина Елена Николаевна - учитель начальных классов МБОУ Шипуновская СОШ им. А.В.Луначарского
Задачи урока:
Создать условия для:
- Овладения приёмами умножения на 10 и 100 и закрепления способа.
- Совершенствования навыков вычислений.
- Совершенствования умения решать задачи, работать с чертёжными инструментами.
- Развития логического мышления, памяти, воображения.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Садитесь, ребята, начнём наш урок. Я получила телепатический сигнал из космоса. Братья по разуму просят нас о помощи.
2. Психологический настрой на урок.
- Что такое телепатия? Обратимся к большому энциклопедическому словарю.
ТЕЛЕПАТИЯ - передача мыслей и чувств на расстояние (Большой энциклопедический словарь).
Телепатические способности есть у каждого человека. Предлагаю это проверить. Повернитесь в паре лицом друг к другу, прикоснитесь своими ладошками к ладошкам товарища. И, глядя в глаза друг другу, мысленно пожелайте своему товарищу удачной работы на уроке.
3. Девиз урока.
- Перед тем, как научиться чему-нибудь новому, обычно говорят: КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, А ПЛОД СЛАДОК. Как вы думаете, что обозначают эти слова?
- Попробуем своей работой на уроке подтвердить эту истину, чтобы к концу урока мы могли сказать: Было нелегко, но мы довольны результатом!
4. Постановка учебной задачи.
- Попытаемся ответить на вопрос: КАК УМНОЖАТЬ на 10 и на 100? В связи с этим предлагаю решить космические примеры.
. 10 = . 10 = . 10 =
- Сможем ли мы решить эти примеры? (Нет) Почему? (Недостаточно знаний) Что будем делать? ( Потренируемся на знакомом нам задании)
5 . 10 = 7 . 10 = 4 . 10 =
- Как вы получили ответы? (Применили способ замены умножения сложением одинаковых слагаемых и переместительное свойство умножения)
7.10=7+7+7+7+7+7+7+7+7+7=707.10=10.710.7=10+10+10+10+10+10+10=70
5. Открытие способа.
- Почему способ замены умножения сложением одинаковых слагаемых нерациональный? (Длинный, неудобный)
- Вывод: НАДО НАЙТИ БОЛЕЕ КОРОТКИЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ. Я предлагаю вам поработать в парах. Понаблюдайте, как ведут себя числа в примерах, и сформулируйте правило (Работа в парах по карточке) Формулировка правила: Чтобы умножить число на 10, надо справа приписать один нуль.
- Попробуем умножить числа на 100, пользуясь правилом умножения на 10.
5 . 100 =7 . 100 = 4 . 100 =
- Кто уже умеет умножать на 100? Вы будите космическими экспертами.
- Решите примеры самостоятельно (Группа экспертов работает за доской, остальные в тетрадях)
- У кого получилось? Давайте сверим ваши ответы с ответами экспертов.
- Вы решили правильно, значит, вы открыли способ умножения на 100. Сформулируем правило в группах (Обсуждение. Выслушиваются варианты ответов групп. Итоговый вариант читают эксперты)Формулировка правила: Чтобы умножить число на 100, надо справа приписать два нуля.
6. Проверка способа.
- Способ найден. Достаточно ли этого? (Нужно проверить, как работает способ)
- Проверим, как работает способ. Игра «Пересадки» (Решил пример правильно пересаживайся на свободное место)
- Наш способ работает, а вот космический способ не работает. Выясним, почему? (Работа в группе).
. 100 = + 0 + 0 =
Формулировка космического правила: Чтобы умножить число на 100, надо прибавить к этому числу два нуля.
(Исправляем в правиле слово прибавить на слово приписать)
- А теперь посмотрим, как, следуя нашему правилу, нужно было решить космические примеры (исправляют решение примеров)
7. Применяем способ.
-Всё ли мы проверили, во всём ли убедились? ( Нужно ещё посмотреть, как ведёт себя открытый нами способ в других заданиях)
- Какие задания мы можем выполнить? Предлагаю начать с задачи.
1) Карточка «Реши задачу»: В 4 коробках по 100 яиц. К завтраку в столовой сварили 68 яиц. Сколько яиц осталось? (Самостоятельное решение проверяется по контрольной карточке учителя. Дети по желанию получают оценки.)8. Повторяем пройденное.
- Теперь можем послать сообщение на планету. Но для этого нам нужно проложить звёздный маршрут. Инструкция перед вами: (Самостоятельная работа учащихся)
1. Начерти окружность радиусом 4 см.
2. Раздели окружность на 6 равных частей.
3. Построй фигуру, вершинами которой являются точки деления окружности.
4. Сделай вывод, какая фигура получилась.
- Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Шестиугольник)
9. Рефлексия.
- Оценим свою работу. Красные кружки обозначают «я работал хорошо, был внимательным и понял учебный материал», а розовые кружки говорят о том, что «я старался, но у меня не всё получилось и мне нужно ещё закрепить новые знания».
-Выберите кружок нужного цвета и давайте нарисуем большую улыбку.
Я благодарю всех за работу!
10. Подведение итога.
- Подведём итог и составим отчёт о проделанной работе (По схеме перечисляются этапы урока)
11. Домашнее задание.
- Наше путешествие закончилось, но мы не открыли ещё космическую посылку (открыть коробку) Здесь карточки с космическим домашним заданием и все желающие могут его получить (карточки раздаются по желанию).