Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Работа с текстом. Число и род имен существительных. Изменение по падежам»


Конспект урока по русскому языку в 3 классе
«Работа с текстом. Число и род имен существительных. Изменение по падежам»
Выполнила учитель начальных классов: Гелецки Ольга Николаевна
Цели урока:
Тренировать умение изменять имена существительные по числам, распознавать род имён существительных, выделять главные и второстепенные члены предложения, составлять текст из предложений.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать.
Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учебник «Русский язык 3 класс», доска, карточки
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат совместной деятельности
1 Оргмомент Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Но сначала повернись, друг другу улыбнись,
Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!
Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)
Приветствие. Подготовка к уроку. Готовность к уроку. Психологический настрой.
2 Актуализация - Что можно составить из слов? Что можно составить из предложений?
- Прочитайте то, что написано на доске, определите, где предложения, а где словосочетания ( приложение 1). Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и по интонации.
-Выпишите первое предложение, разберите его по членам предложения
Отвечают на вопросы
Находят предложения, дают им характеристику. Из слов- предложения, из предложений – текст.
и 3 предложения
Формирование умения делать разбор предложения
Определение темы урока - Перед вами карточки, посмотрите на них. Определите чем будем заниматься сегодня на уроке ( приложение 2)
- Как будем действовать чтобы получился текст?
- Как расставим предложения?
- Есть слова с «пропусками», какие буквы будем вставлять?
-Какое заглавие дадим тексту?
-Готовы списать получившийся текст и работать дальше? Дети высказывают свое мнение.
Называют букву которую всталяют в слово и приводят примеры на это же правило
Списывают получившийся текст Работа в группах
Вывод: на карточках набор предложений, которые надо соединить в текст; вставить буквы в слова
Повторение орфограммы безударная гласная в корне, парная согласная в корне слова.
4 Физминутка 5 Работа по теме урока -Какую часть речи изучаем на протяжении нескольких уроков?
- Что мы называем им. существительным?
-Что еще мы знаем о им.существительном?
-Найдите в тексте им. существительные и запишите их в два столбика, ед. и мн.ч.
-У существительных мн.ч. можем определить род?
-Что надо для этого сделать?
- Как определяем род?
-Все слова смогли изменить?
- Теперь эти слова разделим по родам: 1 ряд-ж.р, 2 ряд- м.р., 3 ряд – ср. и ж. р.
- Для чего меняем форму слов?
- Что нам помогает это делать?
- Сколько падежей знаете?
- Найдите в тексте 2 им.сущ в прямой форме
-Изменим их по падежам
Отвечают на вопросы.
Выписывают им. существительные в два столбика Развитие логического мышления, закрепление знаний о признаках имен существительных.
Отработка умения изменять им.сущ. по числам, определять род.
Отработка умения изменять им.сущ. по падежам
6 Итог урока - Какие цели ставили?– Достигли мы поставленных целей?– В чём были затруднения?– Что нужно сделать, чтобы устранить трудности?
- Чем отличаются им.сущ. ед.ч от мн.ч.
- Какие окончания у им.сущ в м., ж., и ср.р?
-Сколько падежей в русском языке? Дети отвечают на вопросы Выяснение степени понимания нового материала.
7 Рефлексия У кого из вас вызывает затруднение определение рода имен существительных? Определение числа? Изменение по падежам?
Дети еще раз формулируют 8 Домашнее задание Дети записывают задание, читают и, в случае затруднения, задают вопросы. Понимание домашнего задания.
9 Выставление оценок За работу на уроке сегодня получают оценки(комментирование оценок) Дети подают дневники Выставление оценок в дневник
Приложение 1
Веселые снежинки танцевали в воздухе.
Сильный ветер
Какая на улице погода?
Дикий зверь
Приложение 2

___ Замерзли р…ки, пруд за д…ревней.
___ Наступила зима.
___ Теперь можно играть в сне…ки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гла…кому льду.
___ Снег п…крыл поля, крыши домов, тр…пинки в лесу.
___ Ребятишки рады!
Ключи
Зимой
__3_ Замерзли реки, пруд за деревней.
_1__ Наступила зима.
_4__ Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду.
__2_ Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.
__5_ Ребятишки рады!
Деревня(слов.слово), снежки- снежок, река – речка, гладкому – гладенький, покрыл (приствка), тропинка – тропы
Ед.ч. – пруд , зима, лед, деревня, снег
Мн.ч. – реки, снежки, лыжи, коньки, поля, крыши, дома, тропинки, ребятишки Ж.р. - деревня, зима, река, крыша, тропинка, лыжа
М. р. – пруд, лед, снег, дом, конек
Ср. р. - поле
И.п.- зима, снег; Р.п. – зимы, снега; Д.п. – зиме, снегу; В.п. – снег, зима; Т.п. – зимой, снегом; П.п. – о зиме, о снеге.___ Замерзли р…ки, пруд за д…ревней.
___ Наступила зима.
___ Теперь можно играть в сне…ки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гла…кому льду.
___ Снег п…крыл поля, крыши домов, тр…пинки в лесу.
___ Ребятишки рады!
___ Замерзли р…ки, пруд за д…ревней.
___ Наступила зима.
___ Теперь можно играть в сне…ки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гла…кому льду.
___ Снег п…крыл поля, крыши домов, тр…пинки в лесу.
___ Ребятишки рады!
___ Замерзли р…ки, пруд за д…ревней.
___ Наступила зима.
___ Теперь можно играть в сне…ки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гла…кому льду.
___ Снег п…крыл поля, крыши домов, тр…пинки в лесу.
___ Ребятишки рады!
___ Замерзли р…ки, пруд за д…ревней.
___ Наступила зима.
___ Теперь можно играть в сне…ки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гла…кому льду.
___ Снег п…крыл поля, крыши домов, тр…пинки в лесу.
___ Ребятишки рады!