Кррекционно-развивающее занятие Путешествие по сказкам К. Чуковского















ШМО УЧИТЕЛЕЙ
специальной (коррекционной) педагогики


ОТКРЫТОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

«АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА»

3 класс



















Свищева Е.М., учитель-логопед


коррекционно-развивающее занятие
«Анализ и синтез звукового состава слова»
Задачи: развитие внимания, памяти, мышления, речи; формирование учебной мотивации.
Оборудование: таблицы, плакаты, книга К. И. Чуковского, музыкальные записи.

Психологическая готовность к занятию.
Логопед:
Здравствуйте! Ребята, поприветствуйте наших гостей. А теперь тихо сядут те дети, имена которых начинаются со звуков Н, А, В, К, П, Г Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну сказок. Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становиться самым добрым и чутким, умным и внимательным.
Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны с вами выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.
Звучит музыка
1-ое упр. Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, по типу точечного массажа (10-15сек.)
2-ое упр. Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10-15 сек.)
3-е упр. Разогретыми руками быстро потрите щёки (10-15 сек.)
4-ое упр. Кончиками пальцев часто, словно по барабану постучите по макушке(10-15 сек.)
5-е упр. Сожмите руки в расслабленный кулак и начинайте энергично, быстро поглаживать внешнюю и внутреннюю сторону предплечья (по 3 секунды на каждую сторону).
Оказывается, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения.
Волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка улыбнёмся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.
Ребята, вы почувствовали как от добрых слов стало хорошо, тепло и уютно?
Итак, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок. А кого мы там увидим, это большой сюрприз «тук-тук»
Раздаётся стук входит Федора, музыка выключается.
У, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы вернитесь-ка немытые домой
Я помою вас водою ключевою.

Логопед:
Вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?
Что случилось Федора?
Федора:
Ох, горе у меня, жила я вот в этой волшебной книге сказок Чуковского.
Да, я была неряха, что даже посуда от меня убежала!
И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из книги Сказок, а что бы я могла вернуться , придумали трудные задания. Одной мне ни как не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.

Логопед:
Поможем Федоре выполнить задания, что бы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?
Ну, Федора помогут тебе ребята, а ты иди поищи свою посуду да в порядок её приведи.
Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок.
Ребята, чтобы помочь Федоре и выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать и правильно говорить.
Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и правильно говорить?

Дети: Логопед.

Логопед:
Я думаю нам нужно пригласить Елену Михайловну на занятие, потому что она может помочь выполнить нам задания и вернуть Федору в сказку. Приглашая Елену Михайловну, вы должны помнить правило обращения к взрослым. Кто хочет пригласить Елену Михайловну?

Дети:
Уважаемая Елена Михайловна, приглашаем вас на занятие.

Логопед:
Спасибо ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить все задания.
Прежде чем отправиться в путешествие по страницам этой волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем вернуться Федоре в свою сказку только тогда, когда выполним все задания. Правильно? Готовы?
Открываем первую страницу книги Сказок. Нас встречают герои сказки «Мойдодыр». Умывальников начальник и мочалок командир. Мойдодыр любит, чтобы дети были чистыми, опрятными, и просит назвать предметы, которые являются главными помощниками. Название этих предметов он спрятал в ряд букв. Назовите эти предметы.

АБВГМЫЛОХФЦМОЧАЛКАИРФПОЛОТЕНЦЕ

Дети называют предметы.
Логопед:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Открываем вторую страницу, где нас ждут герои сказки «Путаница».
Логопед:
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила, в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте уточним, чем звук отличается от буквы?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.

Логопед:
Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибки. Чтобы исправить ошибку найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
-В каком слове заблудился звук? (в слове МАЙКИ заблудился звук М)
-Каким звуком нужно заменить звук М? (звук М заменим звуком Ч)
-Куда вы поставите звук Ч в слове (начало, середина, конец)? (Звук Ч поставим в начале слова)
-Какое слово получится? ( получиться слово ЧАЙКА)
Читает верный вариант

По дороге вдоль села
Мама с бочками прошла
На виду у детворы
Крысу красят маляры.

(Анализируют, исправляют, проверяют)
Молодцы, вы правильно выполнили задание, потому, что знаете, что каждый звук в слове имеет своё место.

Логопед: Открываем следующую страницу. Нас встречают герои сказки А какой вы узнаете сами, отгадав загадку.

Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор(Айболит!)

Итак, нас встречают герои сказки «АЙБОЛИТ». Ой, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.
Выпадает записка, психолог читает.
Доктор Айболит прекратил приём больных животных, потому что потерял один предмет.

А какой, мы узнаем если разгадаем ребус.
*БОЧКИ
Дети: Очки
Психолог:
Мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашёл свои очки и продолжает свой приём.
Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришёл к нему лечиться.
А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы.
ЛАСТОЧКА
КОСЫ-ОСЫ
РЫБАК-РЫБЫ
Так кто же пришёл к доктору Айболиту лечиться?
(ЛАСТОЧКА, ОСЫ, РЫБА)
Физкультминутка
Логопед: Вы прекрасно выполнили задания героев этой сказки и настолько понравились доктору Айболиту, что он хочет видеть вас не только умными, но и здоровыми. Поэтому он советует вам ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Давайте расскажем доктору как мы занимаемся спортом каждый день:
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)  А во вторник рисовал. (Изображаем рисование.)  В среду долго умывался, (Умываемся.)  А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)  В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)  Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)  А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)  Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку засыпают.) 

Выполним гимнастику для глаз.
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)



Логопед:
Открываем следующую страницу книги. В этой сказке именины.
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу.
-Пригласила Муха-Цокотуха и Федору к себе на именины. Да только Федора такая неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте поможем Федоре подобрать подарок.. Предлагаю вам приобрести три предмета на «аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и подобрать как можно больше слов-признаков.

-Начинаем наш аукцион! (показывает предмет)
-Что это? (платок)
-Какой он? (серый, лёгкий, квадратный, гладкий, мягкий, красивый, пестрый, приятный на ощупь)
-Мягкий - раз, Мягкий - двамягкий – три. Продано
-Вы приобрели платок!
Дети аналогично приобретают мяч (круглый, футбольный, черно-белый, резиновый, упругий, легкий, гладкий, быстрый, большой) и шоколад (сладкий, вкусный, ореховый, прямоугольный, молочный, горький, пористый, шуршащий, тающий во рту).
- Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но что бы они были настоящими подарками их нужно упаковать. Я приготовила три праздничных упаковки для наших подарков. На них цифры 1,2,3. Они соответствуют количеству слогов в названии предметов, которые нужно положить в эти подарочные пакеты.

Задание: Определить количество слогов в названии предметов и выбрать соответствующую упаковку.
Назовите этот предмет. Сколько слогов в названии этого предмета? Назовите гласные звуки. Назовите первый, последний звук. Положите предмет в соответствующую коробку.
Вы правильно разложили все предметы, подарки готовы.

Логопед Но кроме подарков нужно обязательно сказать имениннице добрые слова. Кто хочет поздравить Муху – Цокотуху. Для этого вам нужно вспомнить слова – обращения, слова - поздравления, и слова – пожелания.
Несколько детей поздравляют Муху – Цокотуху.
- Ребята! Мне очень понравились хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли громко, чётко, внятно. Молодцы!

Логопед:
Мы перевернули последнюю страницу нашей книги, правильно выполнили все задания и сейчас в стране сказок произойдёт чудо!
(музыка)
Появляется опрятная Федора. С чистой кастрюлей в руке.
Федора:
Спасибо вам, вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я всегда буду аккуратной, и посуду свою буду держать в чистоте. А на прощанье хочу пожелать вам побольше читать хороших сказок, читайте их и учитесь мудрости, потому что «Добрая книга – лучший друг».
Логопед
А найти добрые и хорошие книги вы можете в нашей школьной библиотеке.
Ребята, видите, как всё хорошо закончилось. Счастливая Федора вернулась в свою книгу Сказок. Счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам!

Ребята! Что вам понравилось? Какой сказочный персонаж понравился больше всех?
Кто написал эти сказки?











13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 115