Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе.


Казённое образовательное учреждение Воронежской области
«Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I-II вида для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект
открытого индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия
и формированию произношения
во 2 классе
Учащийся: Исаков Даниил
сенсоневральная тугоухость
III-IY степени, вторичное ЗПРР
Учитель-дефектолог: Цепляева М. О.
Воронежская область, город Бобров,
улица Комсомольская, дом 2
Формирование произношения с опорой на слух
Тема: звук С и Ш, интонация.
Цель: дифференциация звуков С и Ш в открытой позиции и между гласными; работа над выразительностью речи при чтении стихотворения с соблюдением правил техники интонационной окрашенности.
Оборудование: схемы профилей звуков С и Ш, текстовой материал артикуляции данных звуков; дидактические картинные и текстовые материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей .
Ход занятия:
Оргмомент.
Учитель: Как работает аппарат?
Ученик: ( Аппарат работает хорошо.)
Сообщение темы занятия.
Учитель: Сегодня на занятии будем повторять звуки С и Ш; учиться читать выразительно стихотворение, поговорим о твоей семье; вспомним времена года; повторим название игрушек.
Учитель: [Составь план занятия], используй картинный, текстовой материал, схемы.
[Что ты сделал]?
Ученик: Я составил и записал план занятия.
Работа со звуками.
Учитель: [Расскажи, как образуется звук С], используй таблички.
Ученик: Когда произносим звук С , губы немного растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, нет голоса, воздушная струя ровная, холодная.
Учитель [Произнеси звук].
Учитель: [Расскажи как образуется звук Ш], используй таблички.
Ученик: Губы выдвинуты вперёд и округлены, кончик языка поднят вверх к альвеолам, боковые края языка прижаты к зубам, спинка языка приподнята, язык в форме чашечки, голоса нет, воздушная струя ровная, тёплая.
Учитель: [Произнеси звук].
Учитель: [Послушай, повтори]. Правильно произноси звуки С и Ш.
Ученик: С Ш СА-ША
Ш С СУ-ШУ
СО-ШО
Учитель: Правильно. [Прочитай слоговые ряды с ударением] на последнем слоге.
Ученик: САСАСАША
САШАШАСА
САСАШАША
Учитель: Хорошо. [Прочитай слова], правильно произноси звуки .
Ученик: санки – шапка
соль – шорты
сумка – шуба
Учитель: Прочитал правильно.
Послушай и вставь слова: [сом, сирень, сумка, сушки ].
[Прочитай предложение].
Правильно произноси звуки, ставь ударение в словах.
Ученик: В саду растёт ……… .
В реке живёт ………. .
У Маши новая ……… .
Соня несёт …….. .
Учитель: Правильно. [Послушай и повтори].
АСА – АША крыша - крыса
АСО – АШО мешок – песок
АСУ – АСУ пишу – несу
Ученик: (повторяет).
Учитель: Повторил правильно. [Назови картинки]. Произноси правильно все звуки.
Ученик: мешок – песок – груша – посуда – машина – лиса.
Учитель: Картинки называл правильно. Хорошо произносил слова. [Составь предложения].Вставь слова: [машина, посуда, груша, лиса]. Измени окончания.
Ученик: Даша ест грушу.
Маша моет посуду.
Вася рисует лису.
Папа чинит машину.
Работа со стихотворением.
Учитель: Будем учиться читать стихотворение выразительно, соблюдать паузы при знаках препинания.[ Я читаю]. [Слушай внимательно]. (читает)
[Прочитай сам].
Ученик: В сад сегодня выносить
Мы не будем Машу:
На морозе простудить
Можно куклу нашу.
С нами в сад пойдут гулять
Плюшевые мишки.
Им не надо надевать
Шапки и пальтишки.
Учитель: Стихотворение прочитал выразительно, хорошо произносил все звуки,
cтавил паузы при знаках препинания.
Релаксация.
Учитель: [Будем отдыхать и играть].
Игра называется «Наши глазки отдыхают». (учитель читает стихотворение, ученик выполняет зарядку для глаз).
Учитель: [Будешь выполнять движения]. (учитель читает задание в форме четверостишия, ученик показывает движения.
Развитие слухового восприятия
Тема: диалог «Я и моя семья», фразы по теме «Времена года», текстовой материал по теме «Игрушки».
Цель: учить вести диалог по теме речевого материала обиходно - разговорного характера, учить воспринимать речевой материал по теме «Времена года», учить воспринимать текстовой материал по теме «Игрушки», развивать и активизировать мыслительную деятельность учащегося, воспитывать любовь к близким.
Оборудование: тематический картинный материал, текстовой тематический материал.
Ход занятия:
Оргмомент. Будешь слушать, говорить и выполнять разные задания.
Учитель: [Что ты будешь делать]?
Ученик: Я буду слушать, говорить, выполнять задания.
Диалог на тему: «Я и моя семья».
Учитель: Будем говорить о тебе и твоей семье.
[Слушай вопросы и отвечай].
Учитель: [Как тебя зовут]?
Ученик: Даниил. ( Меня зовут Даниил).
Учитель: [Как твоя фамилия]?
Ученик: Исаков. (Моя фамилия Исаков).
Учитель: [Где ты сейчас живёшь]?
Ученик: Я живу в Боброве. (Сейчас я живу в России).
Учитель: [Где ты раньше жил]?
Ученик: Я жил в Казахстане.
Учитель: [Как зовут твою маму]?
Ученик: Марина. (Мою маму зовут Марина).
Учитель: [Как зовут твоего папу]?
Ученик: Серёжа.( Моего папу зовут Серёжа).
Учитель: [Где ты учишься]?
Ученик: Я учусь Бобровской школе.
Учитель: [Что ты делал]?
Ученик: Я отвечал на вопросы.
Учитель: [О чём были вопросы]?
Ученик: Вопросы обо мне и моей семье.
Тема: «Времена года».
Учитель: [Поговорим о временах года].
[Составь] схему [«Времена года»].
[Что ты сделал]?
Ученик: Я составил схему.
Учитель: Отвечай :[Когда это бывает]? Указывай на картинки.
Учитель: [Дети лепят снеговика].
Ученик: Это бывает зимой. ( указывает на картинку).
Учитель: [Девочки катаются на коньках и ходят на лыжах].
Ученик: Это тоже бывает зимой.
Учитель: Запомни слова. [Будешь записывать стихотворение].
[Капель, лужи, муравьи, стужа].
[На дворе звенит ……].
Ученик: На дворе звенит капель.
Учитель: [На дорогах ……].
Ученик: На дорогах лужи.
Учитель: [Скоро выйдут …..].
Ученик: Скоро выйдут муравьи.
Учитель: [После зимней ….].
Ученик: После зимней стужи.
Учитель: [Что ты сейчас делал]?
Ученик: Я записывал стихотворение.
Учитель: [О каком времени года стихотворение]?
Ученик: О весне. ( Стихотворение о весне).
Тема «Игрушки».
Учитель: [Составь и запиши стихотворение], используй слова на табличках и картинки.
[Мать игрушки принесла] (ученик повторяет фразы,
[И детишкам раздала]. записывает стихотворение текстовыми
[Подарила Кате ……], табличками с заменой картинок)
[А Танюше …..],
[Сыну Ване ….],
[Дочке Леночке ….],
[Алёше - …..],
[А его братишке - ….].
Учитель: [Что ты сейчас делал] ?
Ученик: Я слушал и записывал стихотворение.
Учитель: [О чём стихотворение]?
Ученик: Стихотворение о (маме) матери, о детях, об игрушках.
Учитель: Молодец. Занятие окончено. Что ты хочешь спросить?
Ученик: Как я занимался?
Учитель: Говорил хорошо, слушал внимательно. Задания выполнял правильно.
Можешь пополнить свою копилку «Победитель».
Открой копилку и посчитай, сколько у тебя стало наград?
Расскажи, за что ты получил столько наград?

Приложение







В
З

О ОООО
Л