Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе Территория школы — территория здоровья


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
Артёмовского городского округа
РАССМОТРЕНА:
На заседании
школьного методического совета
№1 от____ .__________. 2014 года
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 19
________________ Е.А. Сукач
«___»_________________ 20__ г.
ПРОГРАММАРАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ
«Территория школы - территория здоровья»
Срок реализации 2014-2017годы.
г. Артём, 2014г.
2. Авторы-разработчики:
Улыбина Т.П. – заместитель директора по ВР
Шелеп К.И. –учитель физической культуры
Фокеева Р.Т.. – руководитель ШМО учителей технологии, физической культуры и ОБЖ
Целевая аудитория программы:
-обучающиеся 1-11 классов школы;
-педагогический коллектив образовательного учреждения;
-родители обучающихся;
-жители микрорайона;
-социальные партнёры.
Обоснование актуальности, цели и задачи.
Проблема сохранения здоровья – одна из наиболее актуальных проблем нашего государства. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Утрата интереса к учебе – это показатель влияния школьного обучения на здоровье ученика, который ежедневно оставляет его в стенах школы. Если обучать ребенка в неприспособленных для этого помещениях, не стимулировать у него интерес к учебе, не вовлекать его в занятия физкультурой и спортом - все это гарантированно наносит ущерб здоровью ученика.
Поэтому педагогический коллектив главным в своей работе считает организацию качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба их здоровью, воспитание культуры здоровья школьников.
С введением многофункциональной спортивной площадки в школе возникла необходимость в разработке программы, которая поможет эффективно задействовать территорию школы и сделать её территорией здоровья, спорта и семейного активного отдыха.
Идея проекта «Школа – территория здоровья» заключается в создании условий для занятий физической культурой и спортом, а также активному отдыху и прогулкам, для всех субъектов образовательного процесса в школе (учеников, учителей и родителей) и окружающего социума (жителей микрорайона).
Программа реализуется при участии школьного спортивного клуба «Артемка», по инициативе учащихся, родителей, жителей микрорайона и при поддержке администрации и учителей.
Главная задача - вовлечение в программу учеников и их родителей, для участия  в разнообразных делах, чтобы поход на стадион стал семейным мероприятием, так как большое влияние на формирование здорового образа жизни имеет личный пример родителей. Если родители курят, злоупотребляют алкоголем, то дети берут их пример на вооружение.
К сожалению, здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы, родители и учителя, научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет развито и духовно, и физически.
Семья обязана давать знания о здоровье, контролировать процессы, способные влиять на состояние учащихся. Ведь  именно в семье, пропагандирующей и ведущей здоровый образ жизни, закладываются его основы.
Мы надеемся, что программа поможет вовлечь обучающихся, родителей и жителей микрорайона для занятий массовой физической культурой, спортом и активным отдыхом, что станет важнейшим условием формирования здорового образа жизни у ребенка.
Цель программы:
Формирование у учащихся осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья;
Развитие созданных условий для организации занятий физической культурой и спортом;
Вовлечение обучающихся, родителей, жителей микрорайона в активные занятия массовой культурой и спортом для улучшения общего состояния здоровья;
Повышение уровня подготовленности спортсменов для успешного выступления на школьных, муниципальных, региональных, всероссийских соревнованиях;
Активное внедрение и пропаганда комплекса ГТО.
 Задачи программы:
Создавать условия для   формирования здорового образа жизни среди школьников, родителей, педагогов и жителей, а так же для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
Воспитывать у школьников  потребность в систематических занятиях спортом.
Выявлять   талантливых детей для их дальнейшего целенаправленного занятия спортом.
4. Сроки реализации:
2014 - 2017 годы
Этапы реализации программы:
1 этап - 2014-2015 учебный год
анализ уровня спортивной работы;
мониторинг заболеваемости в школе;
диагностика уровня физического развития всех участников образовательного процесса;
изучение потребностей обучающихся и их родителей в организации работы секций, кружков;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий;
оформление информационных стендов;
создание школьного спортивного клуба «Артемка».
2 этап - 2015-2016 учебный год
внедрение новых форм и методов пропаганды спортивно-оздоровительной работы и олимпийского движения;
выявление наиболее эффективных форм работы;
проведение спортивно - оздоровительных мероприятий:
улучшение материальной базы (установка тренажеров, открытие сектора для прыжков и метания, дорожек для пеших прогулок и лыжной ходьбы);
вовлечение родителей, жителей микрорайона в школьные спортивно-массовые мероприятия.
3 этап - 2016-2017 учебный год
сбор и анализ результатов выполнения программы;
выявление перспектив дальнейшего развития;
распространение положительного опыта школы по реализации программы.
5. Содержание программы
Содержание программы определяется системой программных мероприятий, предусматривающей мероприятия по направлениям как уже реализуемым, так и выделяемым непосредственно для достижения целей программы
НАПРАВЛЕНИЕ 1.
«Совершенствование содержания физкультурного образования»
 Работа по данному направлению предполагает: включение в содержание уроков физической культуры биологии, основ безопасности  жизнедеятельности, групповых занятий в системе дополнительного образования, индивидуальных занятий с обучающимися во внеурочное время, их самообразования по вопросам олимпийской тематики; формирование банков методических и информационных материалов, разработка методических рекомендаций для различных категорий педагогических работников.
НАПРАВЛЕНИЕ 2.
«Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы»
 Деятельность коллектива по этому направлению должна быть ориентирована  на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей их организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Направление включает в себя: утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, туристические слеты, спартакиады и т.д.
Занятия в спортивных кружках и секциях, соревнования в субботние и воскресные дни, спортивный досуг на каникулах, спортивные праздники и т.д.
НАПРАВЛЕНИЕ 3.
«Популяризация спортивных достижений спортсменов (школы, города, края, страны). Физическая культура и спорт как процесс воспитания личности. Спортивные достижения должны стать примером для учащихся. Мероприятия по направлению предусматривают посещение соревнований с участием спортсменов нашей школы, проведение конкурсов стенгазет, организацию выставок спортивных достижений, встречи с действующими спортсменами и ветеранами спорта.
НАПРАВЛЕНИЕ 4.
«Просветительская работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами». Данное направление ориентировано на повышение уровня  информированности участников образовательного процесса о формировании здорового образа жизни, пагубного влияния вредных привычек на организм школьника и т.д. Система работы по данному направлению включает: проведение  тематических лекций, семинаров, круглых столов; создание библиотечки «Здоровый образ жизни», широкую информационную работу с обучающимися, их родителями и педагогами.
НАПРАВЛЕНИЕ 5.
«Организация взаимодействия с социальными партнерами».
В школе имеется богатый опыт взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, общественными организациями в физическом воспитании и спортивной подготовке обучающихся, формированию у них ценностей здоровья. Среди них управления образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодежной политики, федерации по видам спорта, общественные и другие организации.
Среди возможных направлений сотрудничества: формирование систематической согласованной программы проведения оздоровительных мероприятий различной направленности, молодежных социальных проектов воспитательной направленности; объединение ресурсных возможностей в обеспечении физического воспитания детей и обучающихся; работа с родительской общественностью; расширение содержания и объема дополнительного образования спортивной направленности на базе образовательных учреждений различного уровня.
6.Ресурсное обеспечение программы
Кадровые ресурсы.
В школе работают два учителя физической культуры на постоянной основе, имеют высшую и первую квалификационные категории. Привлекаются педагоги дополнительного образования для организации работы спортивных секций.
Материально-технические ресурсы
В школе имеется оборудованный спортивный зал, многофункциональная спортивная площадка, тренажерная площадка, сектора для прыжков в длину и метания, в зимнее время - каток. Имеется различный спортивный инвентарь для выполнения обязательного минимума образования по физической культуре.
Функционирует библиотечно-информационный центр, укомплектованный литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и обучающихся, также имеются современные компьютеры с выходом в сеть Интернет.
Методические ресурсы- программы дополнительного образования по внеурочной деятельности ФГОС НОО по физкультурно-оздоровительному направлению;
- разработки внеклассных мероприятий педагогов ОУ по формированию здорового образа жизни;
- методические рекомендации для классных руководителей и
учителей -предметников;
- коллекция презентаций по различным видам спорта и учебных проектов по формированию здорового образа жизни, по истории ГТО.
Информационные ресурсы
Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется через регулярное обновление спортивных стендов и сайта школы, сайта учителей физической культуры, публикаций в школьных и городских СМИ.
7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В целях и содержании образования: одной их целей образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом.
В содержании учебных программ отражены вопросы здорового образа жизни, олимпийской и параолимпийской тематики, будет разработана система здоровьесберегающего и физкультурно-спортивного воспитания.
В методиках, средствах, приемах, технологиях образовательного процесса: программой предусматривается освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих технологий, разработка методик работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры, методик мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся, эффективности вводимых инноваций.
В формах и способах организации обучения и воспитания. Через всю урочную и внеурочную деятельность будет проходить идея здорового образа жизни. За счет третьего часа физкультуры планируется организация дифференцированного и индивидуального подхода с учетом особенностей физического здоровья.
Дополнительное образование будет предлагать варианты для углубленных занятий видами спорта по выбору учащихся. Будет расширен спектр спортивно-оздоровительных программ. Одной из задач внеурочной спортивной работы является выявление одаренных детей, привлечение их для освоения программ как внутри образовательного учреждения, так и в спортивных школах Артемовского городского округа.
В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации жизнедеятельности коллективов обучающихся, как школьные олимпиады, проведение которых будет возложено на самих учащихся, что повышает их ответственность. Будут внедряться такие формы взаимодействия как спортивное самоуправление, социальное проектирование, проведение специальных акций (линейки, классные часы, газеты, встречи с ветеранами спорта). Все это войдет в систему работы по просвещению, популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, подготовкой массовых спортивных праздников.
В деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов, обучающихся и их родителей. Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей здорового образа жизни. Будут заложены традиции совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, выпускников, родителей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- повышение уровня культуры здоровья учащихся и родителей;
- компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- увеличение числа постоянно занимающихся физической культурой и спортом;
- улучшение состояния физического здоровья школьников, добиться снижения
заболеваемости за счет привлечения к регулярным занятиям физической культурой и
спортом;
- повышение уровня обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем;
- повышение степени информированности и уровня знаний обучающихся и их
родителей по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- повышение уровня взаимодействия семьи, школы и жителей микрорайона.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией школы, педагогическим советом, Советом школьного спортивного клуба « Артемка».
8.Критерии эффективности реализации программы
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности учителей
в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
Формирование отношения детей и родителей к своему      здоровью как к основному фактору успеха на следующих этапах жизни.
Сохранение показателей здоровья.
Отсутствие травматизма на уроках физкультуры.
Спортивные достижения учащихся.
Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:
- Обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности.
- Родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями.
- Педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе.
- Образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как ОУ, внедряющего инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, создании благоприятных условий для дальнейшего развития
Улучшение материально-технической базы школы для организации здоровьесозидающей, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы.
Оценка степени эффективности выполнения программы
№ Наименование показателя Целевой ориентир
1 Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности не менее 75%
2 Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности не менее 65%
3 Рейтинг школы среди ОУ города по данным соц. опросов по физкультурной работе не ниже
3-го места
4 Результаты участия в «Президентских спортивных играх» и «Президентских состязаниях» не ниже
3-го места
5 Доля учащихся, охваченных занятиями физкультурой и спортом 100%
6 Доля обучающихся подготовительной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом не менее 90%
7 Доля обучающихся специальной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом не менее 40%
8 Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся не менее 30%
9 Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии 100%
10 Включенность педагогов и персонала школы в работу по реализации программы 100%
11 Включенность участников образовательного процесса в олимпийское образование и просвещение 80%
12 Снижение травматизма обучающихся на уроках по отношению к 2014 году 50%
13 Доля победителей в индивидуальном и командном зачете от общего числа проведенных соревнований Не менее 30%
14 Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения, для которых сформированы индивидуальные образовательные маршруты от общего числа обучающихся 30 Чел.
15 Доля обучающихся 1-х классов, для которых ведутся «Паспорта здоровья» 100%
16 Рост обеспеченности материально-техническим оборудованием для организации здоровьесозидающей, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы по отношению к 2014 году 1,5 раза
14 Увеличение количества социальных партнеров школы по отношению к 2014 году 100%
9. Материально-техническая база
№ Наименование
1 Спортивные сооружения и площадки
Спортзал
Многофункциональная спортивная площадка
(состоит из мини футбольной площадки, баскетбольной, волейбольной, хоккейной, корты для тенниса и бадминтона)
Тренажерная площадка
Сектор для прыжков в длину
2 Инвентарь для занятий гимнастикой
Бревно гимнастическое
Мат гимнастический
Мостик подкидной
Козел гимнастический
Коврики гимнастические
Скакалки
Обручи, хулахупы
Перекладины
Фитобол
Медбол
Эспандеры
Гантели
Канат для перетягивания
2.1 Единоборства
Груша боксерская
Перчатки
Лапы
3 Инвентарь для занятия легкой атлетикой
Секундомер
Стартовые колодки
Малые мячи для метания
Гранаты
Рулетка измерительная
3.1 Туризм и туртехника
Компас
Рюкзак
Носилки
Барьеры
Бревно
4 Инвентарь для спортивных игр
4.1 Баскетбол
Мячи
Щиты
Кольца
Сетки
Стойки
4.2 Волейбол
Мячи
Сетки
Стойки
4.3 Футбол
Мячи
Сетки
Ворота
4.4 Хоккей
Ворота
Сетки
Шайбы
клюшки
4.5 Настольный теннис
Стол
Сетки
Ракетки
Мячи
4.6 Бадминтон
Ракетки
Воланы
Сетка
4.7 Теннис
Ракетки
Мячи
сетки
4.8 Шахматы,
шашки
Комплекты фигур,
Доски
Шахматные часы
4.9 Лапта
Бита
Мячи теннисные
5 ИКТ
Проектор
Экран
Аудиосистема
Ноутбук
10.Используемая литература
Интернет-ресурсы 
минобрнауки.рф - сайт министерства образования и науки РФ
www.minsport.gov.ru -сайт министерства спорта РФ
www.gto.ru – сайт ГТО
 http://www.olympic.ru – сайт Олимпийского комитета России;