Рабочая программа по географии 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, а также программы курса географии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов). При введении регионального компонента использована программа для общеобразовательных учреждений по географическому краеведению для 8-9 классов (региональный компонент).
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Ориентирована на использование учебника Дронова В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. География России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Дрофа.
Рабочая программа по географии для 8 класса на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Нижнеулу-Елга и рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.
В рабочей программе используется условное обозначение:
РК- региональный компонент.






















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по географии предусматривает изучение предмета в объеме
67 часов, 2 часа в неделю.
Обучение географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии: ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
образовательные результаты овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Планируемыми результатами изучения курса географии 8 класса является умения:
Ставить учебные задачи,
Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями
Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные учебно-логические:
Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
Систематизировать информацию;
Структурировать информацию
Определять проблему и способы ее решения;
Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
поиск и отбор необходимых источников информации; ресурсов Интернет
представление информации в различных формах (письменная и устная), видах;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
составление рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Школьная география, особенно  география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
 Решение исследовательской задачи, как и проблемной, в основном проходит стадии:
Анализ ситуации и постановка проблемы.
Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы (предположений) или нахождение нового способа решения путем догадки.
Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего  поиск аналогии).
Использование аналогии основано на приеме сравнения по сходству характерныхособенностей объекта, явления или факторов, определяющих эти особенности.
Тематика проектно-исследовательских работ:
Агропромышленный комплекс области: современное состояние, проблемы и перспективы развития.
Анализ демографической ситуации в сельском поселении в свете демографических реформ.
Влияние географического положения на жизнь людей нашего района.
Внутренние воды нашей республики.
Топонимы моей малой родины.
Герб родного края.
Горные породы окрестностей нашего села.
Демографическая ситуация в нашем районе.
Животный мир моего края.
Значение сохранения памятника культурного наследия села.
Карстовые процессы в нашей республике. Пещера Шульган-Таш.
Комплексное географическое описание нашего села.
Озеро Байкал.

Духовно-нравственное развитие учащихся
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
  Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, природа. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию ребят высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Перечень внеурочных мероприятий по географии в 8 классе:
Районный слёт экологов и лесоводов.
Районный и школьный туристический слёт.
Неделя географии: конкурсы, викторины, миниолимпиады, презентации.
Всероссийский экоурок «День Земли».
Экологические субботники.
Олимпиады разного уровня по географии.
Подготовка проектов по экологии.
Подготовка к олимпиадам.
Конкурсы по географии.
Участие в МАНШ по географии.
Просмотр видео и кинофильмов по географии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(68 ч, 2 часа в неделю)
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает блок основного общего образования.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:
а) очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах сюжеты о земледелии и т. д.;
б) увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;
в) формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;
г) насыщение большинства сюжетов историческим материалом раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. Другими словами, современная ситуация показывается как результат длительного исторического развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как исходное положение для дальнейшего развития, ход которого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.
68 часов в год (2 часа в неделю)
Введение (1час)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11 часов)
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
РК.Территория, границы, географическое положение Республики Башкортостан.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
РК. Административно-территориальное устройство РБ.
Практические работы:
Характеристика географического положения России.
Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II ПРИРОДА (35 часов)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Особенности геологического строения.
РК. Полезные ископаемые Республики Башкортостан. Рельеф республики.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
РК. Общая характеристика климата Республики Башкортостан. Агроклиматические ресурсы республики.
Практические работы:
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур, годового количества осадков.
Определение по синоптической карте особенностей погоды. Прогноз погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
РК. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. . Поверхностные и подземные воды области. Гидрографическая сеть. Водохранилища, пруды, болота, подземные воды Республики Башкортостан.
Практические работы:
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва особый компонент природы. В. В. Докучаев основоположник почвоведения. Почва национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
РК. Особенности почв своего региона и своей местности. Почвенно-земельные ресурсы нашей местности. Земельные ресурсы и их использование.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
РК. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Тема 6: Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
РК. Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы. Расширить знания учащихся о ПТК своей местности. Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи между компонентами ПК. Уметь давать оценку ресурсам области и находить способы рационального их использования. Уметь описывать геологическое строение своего района и устанавливать связи наличия природных ресурсов с геологической историей области, давать оценку климатических и агроклиматических ресурсов. Учет фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Оценивать водные почвенные, растительные и животные ресурсы области. Давать характеристику ПТК и природных районов. Экологическое просвещение учащихся. ПТК Республики Башкортостан. Экологическая обстановка в Республике Башкортостан. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Практическая работа. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов)
Тема 1: Численность населения
РК. Численность населения России и РБ в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России и РБ.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и РБ и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2: Национальный состав
РК. Россия многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России и РБ. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3: Городское и сельское население страны
РК. Особенности урбанизации в России и РБ. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4: Миграции населения
РК. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны и РБ.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
РК. Географические различия в уровне жизни населения России и РБ, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни важнейшая социально-экономическая проблема.
Практические работы:
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Часть IV ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 часов)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1: Первичный сектор экономики отрасли, эксплуатирующие природу
РК. Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России и РБ, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля главное богатство России и РБ. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
РК. Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Практические работы:
Оценка природно–ресурсного потенциала России и перспективы его рационального использования.

Перечень обязательной географической номенклатуры 8 класса.
Тема: «Географическое положение»России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Данный курс с одной стороны опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Оценочные практические работы
Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России и Башкортостана.
Составление прогноза погоды по синоптической карте.
Оценка основных показателей РБ для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек РБ.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны РБ.
Определение крупных народов РБ и РФ и особенностей их размещения.
Определение доли занятых в отдельных сферах хозяйства.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ 8 КЛАССА:

раздела
Наименование разделов




По данной рабочей программе


Введение.
1

1.
Россия на карте мира.
12

2.
Природа России.
35

3.
Население России.
8

4.
Хозяйство России.
12


ИТОГО
68


































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАССА

Тема урока
Кол -во часов
Дата проведения








План
Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.
Что изучает география России.
1
1.09.16


Часть 1. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 часов)

Тема 1. Географическое положение России (4 часа)

2.
Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения России.
1
5.09.16


3.
Практическая работа №1 Сравнительная характеристика географического положения России с другими странами
1
8.09.16


4.
Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России.
1
15.09.16


5.
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России и РБ. Р.К.
1
19.09.16


Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов)

6.
Государственная территория России.
1
22.09.16


7.
Обширные российские пространства вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория.
1
26.09.16


8.
Государственные границы России. Типы и виды российских границ.
1
29.09.16


9.
Сухопутные и морские границы России.
1
3.10.16


10.
Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России.
1
6.10.16


11.
Этапы и методы географического изучения территории.
1
10.10.16


12.
Особенности административно-территориального устройства России и Республики Башкортостан. Р.К.
1
13.10.16


13.
Обобщение по разделу «Россия на карте мира».
1
17.10.16



Часть II. ПРИРОДА РОССИИ (35 час)

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

14.
Геологическая история и геологическое строение территории России.
1
20.10.16


15.
Рельеф России.
1
24.10.16


16.
Как и почему изменяется рельеф России. Практическая работа №3
Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры
1
27.10.16


17.
Стихийные природные явления в литосфере.
1
31.10.16



18.
Человек и литосфера.
1
7.11.16


19.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Башкортостана. Р.К.
1
10.11.16


20.
Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».
1
14.11.16


Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов)

21.
Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны.
1
17.11.16


22.
Практическая работа №4 Закономерности распределения тепла и влаги на территории России и Башкортостана. Р.К.
1
21.11.16


23.
Сезонность климата Практическая работа №5
Составление прогноза погоды по синоптической карте.
1
24.11.16


24.
Типы климатов России.
1
28.11.16


25.
Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
1
1.12.16


26.
Климат и человек. Р. К. Практичксая работа №6 Оценка основных показателей РБ для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения
1
5.12.16


27.
Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»
1
8.12.16


Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

28.
Разнообразие внутренних вод России. Реки Практическая работа №7.
Составление характеристики одной из рек РБ Р.К.
1
12.12.16



29.
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. РК
1
15.12.16


30.
Водные ресурсы и человек. РК
1
19.12.16


31.
Внутренние воды и водные ресурсы РБ РК
1
22.12.16


32.
Обобщение по теме «Внутренние воды»
1
26.12.16



Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

33.
Образование почв и их разнообразие.
1
29.12.16


34.
Закономерности распространения почв России и Башкортостана. Р.К.
1
16.01.17


35.
Почвенные ресурсы России и РБ. Р.К.
1
19.01.17


36.
Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы».
1
23.01.17




Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

37.
Растительный и животный мир России и РБ. Р.К.
1
26.01.17


38.
Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира.
1
30.01.17


39.
Итоговый урок.
1
2.02.17


Тема 8. Природное районирование (9 часов)

40.
Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные ПК .
1
6.02.17





9.02.17



41.
Природно-хозяйственные зоны России и РБ.
Практическая работа №8 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны РБ. Р.К.
1



42.
Арктические пустыни, тундра и лесотундра.
1
13.02.17


43.
Леса.
1
16.02.17


44.
Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни.
1
20.02.17


45
Высотная поясность.
1
27.02.17


46
Особо охраняемые природные территории России и Башкортостана.
1
2.03.17


47
Природные наследие Башкортостана их экологические проблемы. Р.К.
1
6.03.17


48
Обобщение по теме «Природное районирование».
1
9.03.17


Раздел III Население (8 ч.)
49
Численность населения России. Особенности воспроизводства. Причины демографического кризиса.
1
13.03.17


50.
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.
1
16.03.17


51.
Этнический, языковой и религиозный состав населения. Практическая работа №9 Определение крупных народов РБ и РФ и особенностей их размещения. Р.К.
1
20.03.17


52.
Городское и сельское население.
1
23.03.17



1

53.
Размещение населения России и Башкортостана. Р.К.

3.04.17


54.
Миграция населения в России и Башкортостане. Р.К.
1
6.04.17


55.
Люди и труд Практическая работа №10
Определение доли занятых в отдельных сферах хозяйства.
1
10.04.17


56.
Обобщение по теме «Население».
1
13.04.17


Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 часов)


57.
Что такое хозяйство страны?
1
17.04.17


58.
Как география изучает хозяйство.
1
20.04.17


Тема 9. Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу (12 часов)

59.
Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей.
1
24.04.17


660.
Природно-ресурсный потенциал России и Башкортостана. Р.К.
1
27.04.17


661.
Сельское хозяйство России и Башкортостана.
1
4.05.17


662.
Земледелие России и Башкортостана. Р.К.
1
8.05.17


663.
Животноводство России и Башкортостана. Р.К.
1
11.05.17


664.
Лесное хозяйство. Охота России и Башкортостана. Р.К.
1
15.05.17


55.
Рыбное хозяйство.
1
18.05.17


66.
Географический фактор в развитии общества.
1
22.05.17


667.
Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу России и Башкортостана. Р.К.
1
25.05.17


668.
Обобщение и повторение по теме «Хозяйство РФ и РБ»
1
29.05.17


Итого: 68 часов 2 часа в неделю (12.09.16, 23.02.17, 01 05.17-праздничные дни)












·  &,.дю
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·