Методическая разработка для тренеров Доклад на тему: «Повышение положительного эмоционального фона у занимающихся футболом (мини-футболом) в тренировочном процессе» (U-8, U-9, U-10, U-11, U-12)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34



Методическая разработка для тренеров

Доклад на тему:


«Повышение положительного эмоционального фона у занимающихся футболом (мини-футболом) в тренировочном процессе» (U-8, U-9, U-10, U-11, U-12)






Автор:
Учитель физической культуры
left-485775МОБУ СОШ №34
Борисов С.Г.


Таганрог 2016
«Не следует слушать тех, кто велит тебе играть на скрипке, когда у тебя хорошо получается стучать в барабан». Я решил начать свой доклад словами, наверное, великого и самого экстравагантного футбольного тренера современности — Жозе Моуриньо. И пусть каждый эксперт или же просто любитель футбола понимает эту цитату по-своему, но мне кажется, что суть её проста, как всё простое, и в то же время в ней есть что-то философское. Впрочем, как и всё у Моуриньо. В чём частично я с ним солидарен.
Но всё же ближе к делу. Я неспроста задался тематикой эмоций в футболе, и не просто эмоций, а проявления детьми различных предметно-чувственных переживаний: удивления, радости, смеха, восторга и других. И возвращаясь к словам непревзойдённого Жозе, я тем самым хотел донести читателю понимание того, как тренер в футболе может влиять на своих подопечных, как он может руководить их действиями, как будто дирижёр руководит оркестром, и какие он находит слова, выполняя роль психолога-наставника, чтобы мотивировать игроков на достижение наилучших результатов. Вся эта работа не видна окружающим, но она очень важна. И эта работа именуется тренировочным процессом. А цель тренировок — выступление на соревнованиях, достижение высоких результатов и повышение уровня своего мастерства, а также приобретение ценного соревновательного опыта. Без соревнований смысл тренировок теряется. Да, ты можешь усиленно, в поте лица тренироваться, работать над техникой, тактикой игры, физическими кондициями, но вряд ли ты будешь расти как спортсмен в избранном виде спорта. Ведь у каждого спортсмена, любящего тот вид спорта, которым он занимается, есть желание подниматься на ступеньку выше. Как говорится: «Нет предела совершенству». Для этого и нужны соревнования, и подготовка к ним. Поэтому темой своего доклада я выбрал «Повышение положительного эмоционального фона у занимающихся мини-футболом в тренировочном процессе», ведь так важно, чтобы дети (прим. - Я работаю в школе учителем физической культуры) получали удовольствие от той работы, которую они выполняют. Ведь футбол — это большие нагрузки, и чтобы сделать тренировочный процесс менее нудным, интересным для занимающихся, нужны положительные эмоции. Работать нужно с улыбкой! Здесь мне хотелось бы сказать об одном нюансе: тренеру необходимо научиться грамотно совмещать скрупулёзную, монотонную работу и весёлые игровые упражнения. Как говорится: «Делу время, а потехе — час.» Другими словами, весь тренировочный процесс необходимо разбавлять положительными эмоциями. Я — ярый сторонник этого, и мне всегда приятно видеть улыбающиеся лица ребят, и ощущать то, когда у них что-то получается, и я вижу, как у них «горят глаза». Не будет секретом, если скажу, что большое внимание я уделяю дисциплине, и приветствую в ребятах такие качества, как: сила духа, волевые качества, бойцовские качества, старательность, целеустремлённость, проявление инициативы, ответственность, трудолюбие. В школе с детьми я работаю в секции мини-футбола (прим. - Хотя сам изначально профессионально занимался большим футболом, но в последствии по разным причинам, в том числе из-за травм выбрал мини-футбол), ввиду ограниченности условий для занятий. Этот совместный опыт в двух схожих, но в то же время разных видах спорта, я проецирую на свою работу. К примеру, некоторые упражнения из большого футбола, можно с успехом адаптировать к футболу в зале. И это мне помогает, ведь я стараюсь мыслить не только в одном векторе, а в разных направлениях. Не секрет, что многие тренеры используют в своих тренировках упражнения из совершенно других видов спорта. И не только упражнения, но и игровые задания. Я тоже это приветствую. Детей очень привлекают игры в гандбол, регби, баскетбол, теннисбол. Впрочем, любой тренер, проявляя свою фантазию, может определить особые правила, ограничения или ещё что-либо. Вариант: игра «Баскетрегбибол». Ребята делятся на две команды. Игра проводится по правилам регби и баскетбола, но футбольным мячом. Цель игры: передавать мяч друг другу (прим. - Без ведения), и постараться забросить его в корзину. При этом сопернику при отборе мяча разрешены лёгкие захваты (прим. - Предварительно необходимо провести с ребятами инструктаж для предотвращения травматизма).
709295456565









Это первый, приведённый мною, пример того, как можно повысить эмоциональный фон у детей. Обычно эти игровые упражнения даются в начале тренировки, либо вместо подготовительной части (прим. - Вместо разминки), либо после неё.
Вторым примером, который Вы можете использовать в своей работе, являются упражнения в группах. Если в первом принципе мы задействуем весь коллектив, то во втором — работаем с отдельными группами. Пример упражнения: Всех занимающихся, в зависимости от количества, мы делим на пятёрки или шестёрки (прим. - Можно на четвёрки). Игра по типу «Собачка», то есть одни игроки передают друг другу мяч, а задача другого отобрать. Кто-то скажет, что это примитивно, но это действует, поверьте мне. Здесь имеет место быть сходство с обычным «футбольным квадратом». Кстати и «квадрат» - это тоже хорошее упражнение для повышения эмоционального фона у занимающихся и улучшения их настроения. Но это что-то уже обыденное. Отличие того, что предлагаю Вам я в том, что игроки передают мяч друг другу руками, сидя на полу, а тот, кто отбирает — стоит. Он может перемещаться в зоне (прим. - Игроки сидят на полу в кругу или в небольшом квадрате 2 на 2 метра). И ничего нет странного в том, что игроки передают мяч не ногами, как в футболе, а руками. Ведь мы преследуем цель поднять настроение и в то же время заставить ребят думать. Учиться в короткие сроки принимать решение в быстро меняющейся ситуации. Это упражнение идеально подходит нам для достижения этой цели.
centertop
Третий пример (или принцип), который я бы хотел привести — это упражнения в парах. Вариант: всех занимающихся делим на пары (прим. - Можно по желанию). В парах они становятся перед любой линией в зале на расстоянии вытянутой руки лицом друг к другу. Мяч на пару. Мяч лежит на линии между партнёрами. Тренер в разброс подаёт команды: руки на плечи партнёру, одна рука на голову партнёру, одна рука на колено партнёра или две руки и другое. Ребята с улыбкой это выполняют. Затем тренер неожиданно и быстро подаёт какую-нибудь короткую команду, типа : «Мяч!», что для ребят означает призыв к овладению мячом как можно быстрее. Кто первый взял мяч, тот и победил. Ещё вариант: можно овладеть мячом с помощью ног, при этом по сигналу необходимо подошвой как можно быстрее подкатить мяч себе. Другая разновидность: без мяча. Лицом друг к другу в упоре лёжа. По сигналу тренера необходимо коснуться рукой руки партнёра, при этом не отрывая вторую руку от пола и стараясь не упасть грудью на пол.

centertop






Принцип №4 — индивидуальная работа с занимающимися. Во главу угла этого принципа, по моему мнению, ставятся коммуникативные, организаторские и гностические функции деятельности тренера. У каждого человека, работающего с подрастающим поколением, должна быть «творческая жилка», и любовь к тому, чем она занимается. Только тогда можно сказать, что этот человек выбрал верную профессию — профессию тренера. И одно из главных качеств тренера — это индивидуальный подход к занимающимся. Важно знать своих воспитанников, знать чем они живут и чем «дышат». Тренеру важно знать, где приободрить, а где - пожурить, где пошутить, а где — похвалить. Необходимо улавливать настроение и личные переживания каждого спортсмена, чтобы верно построить тренировочный процесс, и словом уметь оказать воздействие на игроков. Что же касается повышения эмоционального фона у детей в тренировочном процессе, то тренер должен обладать хорошим чувством юмора, должен понимать детей и быть не «над ними», а «рядом с ними».
centertop








Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что положительные эмоции — как ничто другое помогает детям социализироваться в обществе, понять этот мир, окрасить его в радужные тона, а какими средствами этого добиться — решать Вам, тренеры.
Подводя мой доклад к завершению, давайте вспомним все четыре, выделенных мной, принципа:
1.Командная работа
2.Работа в группах
3.Работа в парах
4.Индивидуальная работа
Я надеюсь, что благодаря этим принципам, Вы повысите настроение у своих подопечных в тренировках. И ещё один нюанс: всегда думайте о том, как сделать процесс тренировки более интересным для занимающихся. Впрочем, может быть в дальнейших трудах я раскрою и эту тему (прим. - Тему интереса спортсменам к занятиям футболом в процессе тренировки).
Завершить свой доклад я хотел бы словами всё того же Жозе Моуриньо: «Если не любишь работу, то её нужно менять».