РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. 1. Предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры.


РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
1. Предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным. Итак, что же такое «речевая игра»? это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Придумывая вместе с ребёнком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы привлекаем им интерес к художественному слову, желание рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно-богатой и выразительной. Но, главное, пожалуй, то, что ребёнок, играя вместе с вами и выступая в разных ролях - избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Как играть в речевые игры. Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения поговорите с детьми о его содержании, уточните ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Затем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте названия, например: «домик», «дерево». Если детям 2-4 лет взрослый предлагает уже готовую форму, то ребята старшего возраста придумывают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Доказано. Что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы. 2. Практическая часть (картотека игр) К № 1 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ Паучок. На изогнутый сучок, Сломанный, осенний, Опустился паучок (правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.) С крестиком на спинке. (указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.) Свил уютный гамачок, (пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.) Сам – в сторонку (пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.) И молчок… (правый указательный палец приложить к губам.) Деревушка. Два домишки, (выставить два кулачка перед собой.) Два дымишки, (поднять большие пальцы) У крыльца (правую ладонь положить на тыльную сторону левой ладони) Два деревца. 
(поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы) А глаза на озерца. («нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости) Посерёдочке, (сложить ладони вместе.) Кто-то в лодочке, Кто-то в лодочке. (сложить ладони «лодочкой», покачать.) К № 2 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в. Замочек. За морями, (правой рукой сделать в воздухе волнообразное движение) За горами, (поднять руки над головой, соединив кончики пальцев.) За железными столбами (правую руку поднять вертикально, левой поддержать её за локоть.) Стоит в поле теремок. (сложить руки «домиком») На двери висит замок (сцепить пальцы в «клубочек») Кто его открыть бы смог? (сделать загадочное лицо) Постучали, постучали, (сцепив пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, покрутили, (покрутить «клубочком» пальцев) Потянули, потянули (потянуть в разные стороны) И открыли. (широко развести руки.) Апельсин. Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (соединить кончики пальцев обеих рук на уровне груди, широко расставив пальцы, как бы обнимая мячик) Эта долька – для ежа, (скрестить мизинцы) Эта долька – для чижа, (скрестить безымянные пальцы) Эта долька – для утят, (скрестить средние пальцы) Эта долька – для котят, (скрестить указательные пальцы) Эта долька – для бобра, (скрестить большие пальцы) А для волка – кожура. (соединив запястья, ладони развести в стороны «распустить цветком») Он сердит на нас – беда! (соединив запястья, постучать кончиками пальцев друг о друга «пощёлкать зубами») Разбегайтесь кто куда! (прижать ладони к ушам.) К № 3 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в. Сороконожки. Две сороконожки Бежали по дорожке (пальцами правой руки «бежать» по левой руке от запястья до плеча, одновременно пальцами левой руки «бежать» по правой руке) И друг друга повстречали. Так друг друга обнимали, 
(сцепить пальцы на затылке) Что насилу их разняли. (развести руки в стороны) Садовники. Большой пальчик В сад за сливами пошёл. (правую руку сжать в кулачок, отогнуть большой палец. Сгибая большой палец в верхнем суставе, ритмично передвигать кулачком справа налево «пройтись, покачивая головкой») Указательный с порога Указал ему дорогу. (указательным пальцем указать вперёд) Средний пальчик самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (отогнутым средним пальцем водить из стороны в сторону) Безымянный поедает, (отогнутый безымянный палец подносить ко рту, как ложку) А мизинчик – господинчик (полюбоваться мизинчиком.) В землю косточки сажает. В землю косточки сажает. (левую руку с широко расставленными пальцами держать горизонтально, отогнутый мизинец правой руки опускать в промежутки между пальцами левой «сажать косточки») К № 4 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в. Одуванчик. Носит одуванчик (руки внизу, сжать пальцы в кулачки; пальцами рук сделать «шарик» соединить запястья и кончики пальцев обеих рук) жёлтый (разъединить кончики пальцев (раскрыть цветок) сарафанчик. (руки впереди вниз ладонями, обвести их вокруг себя) Подрастёт - (руки внизу, перебирая пальцами, поднять руки вверх) нарядится (руками провести вдоль туловища сверху вниз) в беленькое (через стороны поднять руки вверх, и замкнуть пальцы, образовав большой шар) платьице (руками провести вдоль туловища сверху вниз по бокам) Лёгкое воздушное (руки внизу, от середины в стороны легко отбросить руки) ветерку (помахать ладонями на себя) послушное (погрозить указательным пальчиком) В огороде. В огороде, (сделать перед собой круг руками) на дорожках (руки согнуть в локтях, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга, разгибая руки в локтях движение ими вперёд) растут (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе) палочки (руки перед собой согнуты в локтях, кончики пальцев вверх, руки напряжены) с горошком. (указательные и большие пальцы рук делают кружочки) А на грядках (горизонтально провести рукой движение слева направо) низко - низко (руки по бокам туловища, ровные ладони обращены к полу, движение ими сверху вниз) Под листом (округлую руку ладошкой вниз поднять над головой) растёт (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе) редиска (кисти рук опустить вниз, большой палец соединить с четырьмя другими на каждой руке) К № 5 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в. Снег. Как (призывающий к вниманию жест указательным пальцем (рука согнута в локте, пальцы в кулаке) На горке (показать горку обеими руками от середины сверху вниз) Снег, снег (руки вверху, опускать руки, перебирая пальцами в воздухе) А под (руки опустить вниз ладонями от себя) Снегом (руки сверху опускать вниз, перебирая пальцами в воздухе) Спит (руки «лодочкой» под щёку) Медведь (руки кулачками прижать к голове пальцами от себя как «ушки») 
Тише, тише (жест внимания указательным пальцем, приближающимся к губам) Не шуметь (погрозить указательным пальцем) В огороде. В огороде (руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд) За забором (руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку») Поспевают (руки в бока, грудь и живот немного вперёд, «напыжиться») Помидоры (концы пальцев обеих рук соединены. Образовав «шарик») Держаться (сжать кулаки. Пальцы смотрят друг на друга) За колышки (согнуть руки в локтях. Ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты) Греются (поднять лицо вверх, как бы подставить солнцу) На солнышке (руки поднять вверх. Слегка развести, потянуться к солнышку) К № 6 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в Тюлень. Спит (руки сложить ладошками, поднести к щеке) На льдине (руки опустить вниз, к «льдине» к полу) Целый день (руками описать огромный круг перед собой Толстый (руками упереться в бока, выгнуть вперёд живот) Маленький (указательный и большой пальцы обеих рук свести почти вместе Тюлень (руки, слегка согнутые в локтях, потянуть вперёд. Ладони вниз, пальцы сильно разведены в стороны) У ленивого (руки внизу, слегка прижаты к туловищу, согнуты в кистях, пальцы – от туловища и соединены. Наклон влево) Растяпы (наклон вправо) Превратились в ласты (ладони к себе повернуть их от себя) Лапы (повторить движение как бы показывая свои «ласты» Грибок. Влез (пальцы рук как бы цепляются за воздух перед собой) Опёнок (руки над головой в замок, показать «шляпку») На пенёк (полуприсев, руки на колени) Постоял (встать прямо, руки вдоль туловища) Один денёк (поднять указательный палец перед собой (двойное движение от себя на каждое слово) А потом склонился (голову опустить на грудь) Чуть не свалился (наклонить ещё туловище и расслабить совсем руки (как плети) Тоненький, тоненький (руки плотно прижать к бокам, вытянуться в струнку) Ножка (руками провести вдоль туловища «ножки») Как соломинка (показать мизинец) Воспитатель: Н.Е.Кулагина