Доклад Дополнительное образование детей в современной школе: потенциал, реальные возможности, новые горизонты



V Епархиальные Рождественские образовательные чтения
«Традиции и новации: культура, общество, личность»
Номинация: Православие и образование, воспитание
Тема: Образовательные инновации в духовно – нравственном, патриотическом и гражданском воспитании детей и молодёжи
Лядова Ирина Павловна, заместитель директора по ВР
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
город ГубкинскийДополнительное образование детей в современной школе:
потенциал, реальные возможности, новые горизонты
В настоящее время у российской школы возникла настоятельная необходимость в построении принципиально иной функциональной модели своей деятельности. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько разносторонним развитием личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей и способностей, его духовности и нравственности. Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам. Актуальность и необходимость совершенствования форм, методов, технологий дополнительного образования в современной школе обусловлена тем, что именно оно раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, способствует формированию творческой личности, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.Необходимость интеграции обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Для этого необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Оно органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, предоставляющее личности возможность выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. У детей, которые прошли через дополнительное образование имеется больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность, в различных областях жизни. В то же время возросла ответственность гражданина России за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. При интеграции основного и дополнительного образования, совместной работе с другими учреждениями и организациями результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
Поэтому возникла идея - создание на базе школы Менеджерского центра дополнительного образования. Главной причиной включения школы в деятельность данного проекта является интерес к организации занятости детей, наличие запроса родителей по развитию вариативных форм образования, воспитания гармонично развитой личности.  Обновление целей, методов и способов работы школы должно стать следствием создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка.Рассматривая дополнительное образование обучающихся, как основу процесса формирования гражданской позиции, социальной активности, духовности и нравственности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.Следовательно, организация дополнительного образования требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. Проблема заключается в том, что школа только на 2% укомплектована педагогами дополнительного образования. В этих условиях встает вопрос об объединении всех образовательных ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, православия.
Таким образом, актуальность обусловливается:
необходимостью создания менеджерского центра дополнительного образования по организации внеурочной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта и православия, так как взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность
необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей (законных представителей)
Широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно позволит расширить и углубить основной стандарт образования; компенсирует отсутствие или недостаток часов тех или иных учебных курсов, даст новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации. Поэтому так важно умело использовать возможности дополнительного образования, которое действительно позволяет получить возможность выбирать вид дополнительного образования, определить свой собственный образовательный путь. Таким образом, при сетевом взаимодействии дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
интегрировать ресурсы дополнительного и общего образования;
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, его духовности и нравственности;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Данный проект позволяет выявить содержательные, методические и технологические возможности основного общего и дополнительного образования, использовать ресурсы учреждений дополнительного образования, учреждений православия, необходимость их интеграции. Также позволяет развить индивидуальные творческие способности участников проекта, поддерживать детскую инициативу, развить полученные знания. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, биологии, краеведению, православию, экологии, физической культуры и т.д.)Новым в данном проекте является то, что вырабатывается педагогическая модель приобщения школьников к духовно – нравственной культуре, патриотическом и гражданском сознании, к эстетической и физической культуре, устанавливаются уровни творческого потенциала личности школьника в пространстве дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, вырабатывается сетевая модель взаимодействия учреждений дополнительного образования.В основу концепции положены идеи ведущих ученых - практиков, такие как «личность, способна строить жизнь, достойную человека» (Н.Е. Щурковой) и «технологии личностно- ориентированного образования» (И.С. Якиманской); «любая воспитательная система является единством не только общего, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с его данным составом педагогов и школьников, с окружающей его средой» (В.А. Караковского); «о технологии развития личности» (И.П. Иванова); «о совместной работе над созданием для ребенка «социальной среды развития» (Л.С. Выготского); природосообразности К.Д.Ушинского.
В основу инновационного проекта были положены следующие педагогические принципы:
природосообразности;
целостности;
вариативности;
творчества;
индивидуализации;
разновозрастного единства;
системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования;
сотрудничества;
непрерывности и преемственности процесса образования;
открытости системы
Школа должна помочь ребенку на каждом его возрастном этапе успешно решать все задачи в шести основных сферах его жизнедеятельности:
познания, развития интеллекта (учеба, информация, знания);
практической деятельности (трудовая деятельность, умения и навыки);
искусства (танцы, хор, вокал, театр);
физического развития, здоровья (реализация физических возможностей);
отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними);
нравственно – этических знаний.
Данный проект охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность обучающихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации.
Интеграция основного и дополнительного образования обеспечит в рамках работы школьного менеджерского центра:
целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразии;
определённую стабильность и постоянное развитие;
сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей      организации жизни ученического и педагогического коллективов;
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
Реализация данного проекта позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения, для развития творческого потенциала личности школьника. Предлагаемые проектом формы деятельности обеспечивают реализацию творческих потребностей обучающихся и предусматривают различные уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей. Какова же структура школьного менеджерского центра дополнительного образования? Это образовательное пространство, которое включает 7 основных отделов по направлениям: научно - познавательный, спортивный, отдел детского творчества, проектно – социальный, отдел школьной сетевой журналистики, общественно – политический и духовно – нравственный отделы. В рамках каждого отдела функционируют различные кружки, секции, клубы и центры, объединённые общей целью. Например, научно – познавательный отдел представлен кружками: «Информашка», «Занимательный английский», «Легоконструирование», «Компьютерная грамотность», клубами: «Юный изобретатель», «Инженерный», «Магия мысли», «Экологическое право», мастерской по астрономии в собственном 3-D планетарии, предметными лабораториями, школой лингвистики. Духовно – нравственный и гражданско – патриотческий отдел представлен клубами – «Ровесник», «Шанс», «Патриот», «Ракурс», «Память», «Мои истоки», «Путешествие по Ямалу», уроками нравственности. Спортивный отдел – секции: «Хоккей», «Шорт – трек», «Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», «Мини-футбол», «Фитбол – гимнастика», «Акробатика», «Детская йога». Для занятий спортом создана хорошая материально – техническая база: собственный хоккейный закрытый корт, лыжная и коньковая база, тренажёрный зал, большой спортивный зал, в цокольном этаже находится пневматический тир, военно – патриотический клуб «Форпост», шахматная школа. Отдел детского творчества представлен кружками: «Кляксография», «Батик», Школой народных ремёсел, Арт – студией по изобразительному искусству, студией вокального мастерства, вокально – инструментальным ансамблем, кукольным театром. В отдел школьной сетевой журналистики входят: школьная телестудия, радиостудия, пресс- центр (школьная газета). Каждый отдел имеет свою материально-техническую базу. В рамках проведения социальной практики реализуется широкий спектр социально-значимой деятельности учащихся: занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению территории, оказание помощи социально-незащищенным категориям населения, выполнение социальных проектов, участие в волонтерском движении. Деятельность в школе Центра социального проектирования обеспечивает приобретение социального опыта, позитивное изменение ценностных ориентиров учащихся. Ученик встраивается в социально-значимые программы города. Брендом школы является Центр управления карьерами подростков, в рамках которого обучающиеся знакомятся с профессиями, проходят теоретические и практические занятия на предприятиях города, определяют свою профессиональную сферу, и получают перечень рекомендуемых профессий, список специальностей в ВУЗе, имеют возможность пройти профессиональные пробы на предприятиях города. В настоящее время в школе функционирует 58 кружков, секций, клубов и центров, планируется открыть в рамках работы менеджерского центра дополнительного образования ещё 8 клубов, мастерских и студий.
Ожидаемый результат по каждому направлению предполагает участие обучающихся в выездных спортивных школах, поисковых слётах, театральных неделях, интенсивных летних образовательных школах, кинофестивалях, походах, профильных лагерных сменах, конкурсах разных уровней и в других новых открытых формах участия.
Школа включена в различные внешние контексты, использует внешние ресурсы для образовательных событий, договорные отношения с предприятиями города (18 договоров), привлечение специалистов из педагогического сообщества, систему визит - профессоров, дистанционное обучение, что делает модель дополнительного образования наиболее эффективной и демонстрирует интеграцию основного и дополнительного образования в условиях введения ФГОС.Сама  деятельность,  по  формированию  гражданско-патриотического  воспитания  должна  иметь  более  конкретную,  определенную  структуру.  А  новые  формы  и  методы  должны  стать  началом  новых  принципов  и  подходов  современного  патриотического  воспитания,  что  будет  способствовать  самореализации  личности,  ее  обогащению  и  развитию.
В  результате  гражданско-патриотического  воспитания,  ребенок  должен  быть  сформирован  как  жизнеспособная,  социализированная  личность  с  активной,  твердой  гражданской  позицией,  обладающая  социально-нравственными,  ценностными  качествами,  с  развитыми  способностями  к  саморазвитию  и  творческим  потенциалом.