Методическая разработка урока по теме «Роль грибов в природе и жизни человека» 7 класс



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 66 г. Томска












Методическая разработка урока
по теме
«Роль грибов в природе и жизни человека»
7 класс


















Учитель биологии: Ольшанская Татьяна Анатольевна
Электронный адрес и телефон: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , 8952-882-60-55















Тема урока «Роль грибов в природе и жизни человека»
На уроке использовала ПК и проектор. Используя мультимедиа проектор учитель и учащиеся показывали подготовленные презентации, которые позволила учащимся получить новую информацию по изучаемой теме. В качестве закрепления учащиеся выполняют практическую работу «Определение съедобных и несъедобных грибов». Продолжительность: 45 мин (1 урок)

Аннотация: Данный урок планируется провести в 7 классе в IV четверти, поэтому подготовленные презентации учащихся не предоставлены. В 7 классе количество учащихся 6 человек и учащиеся разделены на 2 группы. Для достижения поставленных целей и задач использовала индивидуальный и групповые ответы учащихся у доски с применением наглядных пособий; фронтальную беседу с классом; рассказ с элементами беседы; демонстрацию натуральных объектов: гриб мукор на хлебе, гриб трутовик, дрожжи сухие, сырые, распущенные в воде с добавлением сахара.
Цель урока: изучение роли грибов в природе и жизни человека

Задачи:
Образовательная: Расширить знания о разнообразии шляпочных грибов;
Развивающая: Раскрыть значение грибов в экосистемах, повседневной жизни человека;
Воспитательная: Научить распознавать съедобные, условно – съедобные и ядовитые грибы. Воспитать любознательность, бережное отношение к природе и своему здоровью.

Планируемые результаты: называть съедобные, ядовитые и паразитические грибы; определять понятия по теме урока; распознавать грибы на иллюстрациях, в природе; описывать экологические группы грибов, вред, наносимый грибами – паразитами, отличать ядовитые грибы от съедобных.
Ресурсы:
Основные:
Учебник: Л.Н.Сухорокова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова «Биология. Разнообразие живых организмов» с. 134-135
Электронное приложение: «Роль грибов в природе и жизни человека» (51);
Тетрадь практикум: практическая работа 4 «Определение съедобных и несъедобных грибов»
Тетрадь – тренажер:
Дополнительные: таблицы «Царство Грибы», «Съедобные и несъедобные грибы», муляжи «Грибы»
Книги и журналы:
Коллючникова Н.М., Пятунина С.К. Опасные растения и грыбы/
Коллючникова Н.М., Пятунина С.К.//Биология в школе – 1998. - № 2. – С.72; - № 4 – с.76; - № 5. – с.83
Интернет – ресурсы:
htth://www.gribnikam.ru/ - информация о грибах.


Ход урока.
Актуализация знаний.
А начнем мы с разминки. Вы должны в рифму закончить стихотворение: Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных, Собирай, не мешкай: Это... (сыроежки.) Растут на опушке Рыжие подружки, А зовут их... (волнушки.) Из-под травки прошлогодней Вылезают на свободу Неразлучные сестрички – Рыжеватые... (лисички.) Царь грибов на толстой ножке Самый лучший для лукошка. Он головку держит смело, Потому что гриб он... (белый.)
Молодцы, загадки отгадали а теперь давайте вспомним основные признаки царства Грибы.
Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
Какой тип питания характерен для грибов?
Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?
Что такое микориза?
Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?
Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Что такое мицелий? 
Какова функция плодового тела грибов?
Изучение нового материала.
Грибы богаты белками, витаминами, минералами солями. Человек использует грибы в пищу: их варят, жарят, сушат, солят, консервируют.
Цель, нашего урока изучить какова роль грибов в природе и жизни человека.
Выступление 1 группы – Тема «Съедобные и ядовитые шляпочные грибы»
План выступления:
Классификация шляпочных грибов.
Общая характеристика съедобных грибов, их представители.
Общая характеристика ядовитых грибов, их представители.
Давайте составим памятку для сбора грибов в лесу.
Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.
Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей.
- Теперь рассмотрим экологические группы грибов.

Выступление 2 группы – «Экологические группы грибов».
План выступления:
Характеристика, представители и места обитания грибов – сапротрофов.
Характеристика, представители и места обитания паразитических грибов.

Сапротрофы организмы, использующие для питания органические соединения мертвых тел или выделения (экскременты) животных. К сапротрофам относятся бактерии, грибы, жуки, мертвоеды, кожееды, навозники, дождевые черви, личинки мух. А так же «падальщики»: шакалы, гиены, грифы, вороны. Сапротрофы являются редуцентами в биоценозах. Принимают участие в минерализации органических соединений. Водные Сапротрофы участвуют в биологической очистке воды.

Вывод: учащиеся вместе с учителем делают схему в тетради.

Роль грибов в природе и жизни человека.

В природе:
1. Участвуют в круговороте веществ.
2. Участвуют в процессах почвообразования.
3. Являются санитарами планеты, уничтожая и минерализуя остатки всяких отмерших растений и разных животных.

В жизни человека:
1. Их едят.
2. Дрожжи применяют в хлебопекарной, молочной, пивоваренной, винодельной и спиртовой промышленностях.
3. Используют для откорма животных.
4. Используют для получения антибиотиков.
5. Применяют для биологических метода борьба с вредителями.
6. Из них делают препараты для уничтожения вредных насекомых.

Но они тоже всякий вред приносят:
1. Разрушает деревянные постройки, шпалы, фанеру.
2. Портят смазочные масла, лакокрасочные покрытия, вызывают коррозию металлов.
3.Портят книги, ткани, бумагу.
4. Вызывают всякие разные болезни у человека и у животных: кожные, поражают легкие, гайморит,
поражают глаза.
5. Развиваясь на соломе, сене, дерне, грибы выделяют ядовитые вещества и делают корма непригодными;


Закрепление знаний и умений.
Практическая работа 4 ««Определение съедобных и несъедобных грибов»
Итоги урока. Оценки учащиеся получают за выполнение задания в группах и за практическую работу.
5. Рефлексия.
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку, используя «Спайдер» (дети должны прикрепить стикер к соответствующей картинке).
Мне урок понравился. Урок не понравился совсем.
Тема урока меня очень заинтересовала, и я постараюсь найти дополнительный материал.
Урок был содержательным. На уроке я ничего не понял.
Понравилось делать презентации. Урок был обычным


6. Домашнее задание. Параграф 50,51
Рисунок 3