Методическая помощь преподавателям системы ТиПО


Применение метода портфолиона уроках профессионального русского языка
А.М.Аймаганбетова
преподаватель русского языка и литературы
Республиканский высший технический колледж
По Б. Скиннеру, современный образовательный результат – это то, что «остается у человека, когда все выученное уже забыто». Речь идет о личности (ее базовых, надпредметных характеристиках)  как итоге направленного, но непредсказуемого, экзистенциального по сути, процесса жизнестроительства.
Разумеется, такую деятельность можно выстроить на основе следования определенным образцам и алгоритмам, но в этом случае их выбор должен осознанно определяться учащимися.
 Задача педагога в этом случае заключается в создании таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. То есть он должен организовать такое взаимодействие в системе «педагог – учащийся», в котором учащийся осуществлял бы самоуправление учением [Пейп, Чошанов: 1998: 25].
Одним из таких средств, помогающих раскрыть вышеперечисленные задачи, может стать методика составления портфолио.
Метод портфолио - эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.
Так как существует множество определений портфолио, необходимо ввести базовое различение понятия «портфолио», которое будет использовано далее в двух позициях;
Портфолио - современная образовательная технология. В основе, которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Портфолио - продукт. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной.
Такой компетентностный подход применим к оцениванию качества образования, с одной стороны как качества образовательных результатов, с другой как качества условий, в которых они достигаются.
Портфолио - отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях. Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определённый период его образовательной деятельности.
По видам практико-результативной деятельности в системе технического и профессионального образования выделяются портфолио:
образовательные
профессиональные
По субъекту деятельности:
индивидуальные
групповые
По двум приведённым выше основаниям можно выделить виды портфолио в ТиПО (таблица 1).
Таблица 1
Виды портфолио по типам и субъектам деятельности
Деятельность Индивидуальная Групповая
Образовательная Портфолио студента, выпускника вуза Портфолио студенческой группы
ПрофессиональнаяПортфолио преподавателя, административного работника. Порфолио ПЦК, колледжа
Внутри практико-результативной деятельности можно выделить портфолио представленные в таблице 2.
Таблица 2
Виды портфолио по типам деятельности и назначению
По виду деятельностиПо назначениюПракгико-ориентированные Цель-анализ практической деятельностиПроблемно- ориентированныеСредство повышения качества решения проблемы
Проблемно-исследовательские Используются для сбора и систематизации материала в связи с написанием реферата, научной работы, подготовкой к конференции
ТематическиеПосвящены анализу, разработке различныx аспектов темы
В различных вариантах названий портфолио видна специфика цели их использования.
Например:
портфолио достижений
портфолио личностного развития
презентационный портфолио
портфолио-коллектор
портфолио проекта
портфолио карьерного продвижения и др .
Можно различать типы портфолио по времени создания:
недельные
семестровые
курсовые
Целесообразно создание и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации:
•• портфолио в бумажном варианте
•• электронный вариант портфолио
В настоящее время рекомендуется, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Иитернет с возможными работодателями. Подобное электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте учебного заведения. Например, на общеколледжском сайте выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенциальных работодателей, Причем очень активны в поддержании и обновлении этих портфолио наиболее перспективные в карьерном отношении студенты, например те, кто участвует в ежегодных конкурсах типа «Специалист года», Молодёжных карьерных форумах, ярмарках вакансий, презентациях ведущих компаний, проходящих как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Примеры портфолио студентов.
Портфолио документации (рабочий) этот портфолио показывает развитие и рост студентов в обучении. В нём представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения.
Портфолио процееса -это портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам обучения. Показывает объединение имеющихся у студентов знаний и навыков для выполнения различных видов работ. Отражает рефлексию студента на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т.п,
Портфолио показательный используется для суммирования мастерства студентов, полученного по определенным направлениям, включает лучшие работы студентов, выбранные как самими студентами, так и преподавателем. Включает только законченные работы. Включает письменный анализ или реакцию студента на законченный процесс, определяющий включённые работы.
Портфолио оценочный студент участвует в отборе содержания, обосновывая при этом критерии для отбора и оценивания. Процесс сбора работ, выполненных в процессе обучения, является целеустремлённым, совместным, саморефлексивным. Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий в аудитории. «Культура портфолио» поддерживает общение студентов, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.
Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания учебного заведения.
Портфолио - индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые: в продуктном виде представляют образовательные результаты и достижение студента; характеризуют способы анализа и планирования своей образовательной деятельности и профессиональной карьеры, которыми он владеет [Таршилова Л.С. и др: 2012: 110].
Можно выделить общие и специфические составляющие использования портфолио в учебном заведений ТиПО.
Общие:
1) Портфолио предназначено для того, чтобы подключить внутренние ресурсы субъекта, мотивировать его на их создание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности.
2) Использование портфолио имеет двухсторонний характер, с одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и студенты, с другой стороны потенциальные работодатели (таблица 3).
Таблица 3
Использование портфолио
Студенты и преподаватели в учебном заведении Потенциальные работодатели на рынке труда
обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями;
рефлексия студентами своей работы;
демонстрация индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры;
возможность самостоятельно определить темы для портфолио;
возможность для студентов установить связи между предыдущим и новым знанием;
включение студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;
оценка промежуточных достижений, в том числе формализованная»;
подготовка и обоснование целей будущей работы.
включение студента в период обучения в учебном заведений в процесс развития «нужных» предприятию компетенций;
конечная оценка «внутренних» достижений студента и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе.
Продукты деятельности.
В учебные портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности студента:
Работы студента:
самостоятельные работы;
домашние работы;
проекты по профессиональному русскому языку;
решения упражнений из учебника, выполненных студентами самостоятельно сверх учебной программы;
сочинения;
рефераты или доклады по профессиональному русскому языку;
наглядные пособия по данной теме, настенные материалы;
копии статей из журналов и книг, прочитанных студентами по данной теме;
автобиография;
характеристика;
читательский дневник;
работы над ошибками;
копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных студентами по данной теме;
графические работы, выполненные студентами по данной теме;
описания исследовательских работ;
листы самоконтроля с описанием того, что студент не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается;
лист целей, которых студент хотел бы достигнуть после изучения данной темы;
дипломы, поощрения, награды по данному предмету.
Внедрение технологии «Портфолио» в учебных заведениях ТиПО требует большой и систематической работы по повышению квалификации учителей. Работа должна быть нацелена на формирование у них готовности принять эту инновацию на основе понимания всех ее возможностей для раннего формирования у студентов профессионально-значимых умений [Селевко: 2005, 229].
В технологии «Портфолио» существует множество техник, развивающих критическое мышление, креативность,  формирующих различные навыки работы с текстами и информацией (способы добывания, анализа, творческой переработки), а также умение работать в парах, группах, индивидуально, защищать собственные проекты.
Принципиально, что преподаватель мотивирует учащихся на творческое решение проблемы, самостоятельный выбор способа решения. [Питюков: 1997, 105].
Предлагаю Вашему вниманию несколько наиболее распространенных техник портфолио и примеры их использования на уроках профессионального русского языка:
«Суммирование в парах». Освоение нового текста. Работа в парах. Необходимо ответить на ряд вопросов и представить ответы графически, защитив свой проект. На выполнение работы дается до 30 минут.
Вопросы:
Кто? (Что?) – предмет текста (о ком? или о чем? идет речь)
Что делает?
Каким образом?
Когда? Где?
Почему? (Зачем?)
Задание-инструкция для студентов, разбитых на пары: познакомиться с текстом, найти ответы на указанные вопросы и представить свой вариант ответов графически в виде схемы или кластера.
«Понятийная мозаика». 
Задается механизм заполнения таблицы. Проводится анализ заданного объекта. Участники предлагают свои ассоциации с заданным объектом фиксируют их в первую колонку, затем подбираются их характеристики в соответствии с особенностями предложенных вариантов интерпретации. Таким образом, составляется «системный портрет» объекта, демонстрируется уровень общего восприятия, качество и многогранность определенного феномена. Объектом для анализа может быть:
1 графа: «Как выглядит объект?» (предлагаются ассоциации, метафоры, символы, дается образ или их описание)
2 графа: «Звучит как?» (прилагательные или причастия, характеризующие признаки объекта.).
3 графа «Действует как?» (глаголы, определяющие действия объекта)
Таким образом,  внедрение технологии «Портфолио» в учебный процесс по профессиональному русскому языку поможет формированию важнейших общепедагогических умений и навыков, развитию творческого мышления и личности студентов в целом, развитию компетенций  необходимых в дальнейшей  профессиональной  деятельности.
Список литературы:
Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 1998. – № 3. – с.76.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. "Ассоциация авторов и издателей Такдем": "Роспедагенство", 1997. - 187 с.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УПВ – М., 2005. – 284.
Таршилова Л.С., Губашева Н.М., Жаркеева А.М. Инновационные образовательные технологии в ВУЗе // Учебное пособие.-Уральск, 2012.-108 с.