Урок русского языка (развитие речи)в 5 классе по теме Тема и основная мысль текста по УМК А.Д.Шмелева


Учитель Приступина Наталья Михайловна 21.11. 2016 год
Проблема «Последовательное формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы».
Урок русского языка в 5 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).
Тема урока: «Тема и основная мысль текста».
Место урока в системе изучаемого раздела: №44 по программе, девятнадцатый урок во второй главе, первый в в теме «Текст».
Особенности данной темы: тема включает опорный учебный материал, необходимый для успешного обучения пятиклассников – признаки текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы:
Метод обучения: - диалог, в основе которого лежит проблема (словесный);
- частично-поисковый.
Приемы: 1) смысловое чтение (текст, схема,план),
2) незаконченное предложение или «Знаю»,
3) прием игрового обучения (инсценирование басни).
7. Цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых компонентов.
8. Задачи урока:
воспитательные –воспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважительное отношение к истории языка, к учебе, знаниям;
образовательные – выявить субъективный опыт обучающихся по теме;
Б. изучить признаки текста, формировать умение определять тему, основную мысль текста, ключевые слова;
П. формировать умение определять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;
развивающие – развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность
развитие познавательных УУД:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели,
- структурирование знаний,
- контроль и оценка результатов деятельности,
- смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
- постановка проблемы,
- анализ с целью выявления признаков, сравнение;
развитие коммуникативных УУД:
- постановка вопросов,
- владение монологической и диалогической формами речи;
развитие регулятивных УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- оценка как осознание качества усвоения.
Структура урока.
Мотивация (настрой).
Актуализация знаний и фиксация затруднений (вопросы).
Постановка проблемы, задачи и тема урока (определяют учащиеся).
Включение в систему новых знаний (смысловое чтение (текст - преобразование информации в план, работа над правописанием, систематизация изученного).Д/з (плавающий творческий этап, связь с живописью).
Закрепление (метапредметные знания):аудирование, восстановление последовательности частей текста, знакомство с финикийским алфавитом.
Итог, рефлексия, оценивание работы учащихся учителем.
Конспект урока.
Мотивация.
- Доброе утро, садитесь. Ребята, что вы видите на доске? (запись)
1. Он маленький.
2. Я люблю своего нового друга.
3. У нас появился щенок.
- Можно ли запись на доске назвать текстом? Почему?
Что нужно сделать, чтобы получился текст? О чем он? Что сообщает нам автор?
Целеполагание. Постановка проблемы.
Можем ли мы сейчас точно сказать, что отличает текст от группы разрозненных предложений? (не совсем)
Учитель задает вопросы и делает запись ответов на доске:
Д УЗНАТЬ: - Что нужно узнать? (все признаки текста)
НАУЧИТЬСЯ: - Чему научиться? (определять тему, основную мысль текста, ключевые слова)
Итак, по какой теме мы будем работать?
Д «Тема и основная мысль текста». (запись темы)
Актуализация знаний и фиксация затруднений обучающихся.
Вопросы с.122.
Включение в систему новых знаний.
Изучающее чтение научного текста по абзацам с.122
Составление назывного плана (по абзацам)
Тема.
Основная мысль.
Определение «Текст».
Структура текста (начало, основная часть, концовка).
Запись термина в тетрадь-справочник «О».
У92, с.123 (чтение, определение темы и основной мысли, подбор заголовков I-1, II- 3, III-5, Какие это заголовки по теме или основной мысли? Предложи свои заголовки по основной мысли).Домашнее задание.
У 92 (2), с.123 творческое задание: создать иллюстрации , отразив тему и основную мысль текста с помощью красок и образов
5.Работа в паре с заголовками (убеждение) У94, с.124-125.
Закрепление материала.
Аудирование. У 95, с.125
Восстановление последовательности частей – ознакомительное чтение (В, А, Г, Б).
Работа с алфавитом, с.125.
Лингвистическая кладовая: буквица и буква.
* Работа в группах.
Инсценирование басни И.А.Крылова «Свинья под дубом».
- Какова тема текста? Что выражает заголовок?
- Основная мысль? Где она выражена? (в морали)
- Актуальна ли басня в наши дни?
Итог, рефлексия.
- Как, по-вашему, мы выполнили свои задачи?
Д Знаю (что?) такое (тема и основная мысль текста)
Знаю (как?) определить(тему и основную мысль текста, ключевые слова)
Умею (составить план текста, отразить в заголовке тему и основную мысль)