Презентация по русскому языку Синтаксис и пунктуация (4-5 классы)


Задачи: - отработать навыки постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с прямой речью и в диалоге;- развивать внимание, речь, творческое мышление;- формировать коммуникативные навыки через работу в парах и группах;- вспомнить правила дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья детей. Цель систематизировать и обобщить материал по разделу «Синтаксис и пунктуация» ХОД УРОКА Постановка цели:Повторим все правила по разделу «Синтаксис и пунктуация» - Что такое синтаксис? - Что такое пунктуация? I. РАБОТА С ТЕКСТОМ Задания: - прочитать текст выразительно; - доказать, что это текст; - найти словарные слова Машины и люди Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится все больше и больше. Чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы,троллейбусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Словарные слова ТРОЛЛЕЙБУСТРАМВАЙТРАНСПОРТПАССАЖИРТРОТУАР Задания: - найти глагольные и именные словосочетания;- найти сложное предложение, доказать, начертить схему;- выполнить устный пунктуационный разбор последнего предложения. Машины и люди Сколько на улицах машин! И с каждым годом ихстановится все больше и больше. Чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы,троллейбусы подчиняются строгим законамдорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Правило №1 - Почему светофор покраснел от гнева?Что неправильно сделали ребята? (переходили улицу в неположенном месте, а надо по зебре)- Что мог сказать светофор детям? Задания: Записать высказывания светофора в виде прямой речи: 1 вариант –прямая речь перед словами автора,2 вариант - после слов автора. начертить схемы Правило № 2 Детям, не достигшим 14 лет, запрещено кататься на велосипеде по проезжей части, тем более на багажнике. Задание: составить предложения по схемам : [ O и O][ ], [ ][ ], ( ) Правило № 3 -Светофор зеленый, радостный, значит ребята действуют правильно.- А что верно делают дети? (идут по обочине навстречу транспорту)Обочина - край загородной дороги.- Какой разговор может происходить между ребятами?- Как этот разговор оформить письменно?- Как оформляется диалог? Работа в парах: составить диалог. Правило № 4 . Ребята, дорога - место не для игр. Синтаксический разбор III. Подведение итогов. Какие правила дорожного движения вспомнили? - Какие еще знаете правила дорожного движения? Стоящий трамвай можно обходить только спереди Красный свет – дороги нет! Дорогу нужно переходить по подземному переходу - Какие знаки препинания повторили? Запятая между частями сложного предложенияЗапятая между однородными членами предложенияДвоеточие в предложении с обобщающим словомВыделительные запятые в предложении с обращениемТире между подлежащим и сказуемымЗнаки препинания в предложении с прямой речьюОформление диалога на письме ТЕСТ Найти словосочетание1. Мальчик и девочка.2. Дети бегут.3. Лезет через ограждение. II. В каком предложении необходимо поставить тире?Перекресток самое опасное место для пешеходов.На перекрестке надо быть особенно осторожным и внимательным.3. Переходить перекресток надо только по пешеходным переходам. III. В каком предложении слово ребята является обращением? (запятые не проставлены)Ребята переходили дорогу на красный сигнал светофора.2. Ребята на красный сигнал светофора нельзя переходить дорогу. IV. В каком предложении перед союзом И ставится запятая?Дети вышли из трамвая и побежали через дорогу.2.Загорелся красный свет и ребята побежали через дорогу. V.Найти сложные предложения с неравноправными частями.Когда по улицам побежали машины, стало необходимо разработать правила дорожного движения.На улицах, где большое движение, стоят светофоры для пешеходов. В крупных городах на улицах пешеходные переходы делают под землей, места этих переходов указывают специальными знаками. Молодцы! Умницы! Домашнее задание: составить с новыми словарными словами предложения разных видов.