План урока Деление текста на части. Разделение текста по абзацам при записи. Запись текста в соответствии с планом.

Русский язык
18 октября
Тема: Деление текста на части. Разделение текста по абзацам при записи. Запись текста в соответствии с планом.
Цель: расширить представления учащихся о структуре текста; способствовать развитию внимания, мышления обучающихся;

Ход урока
1. Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы урока.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Критерии
Словарный диктант
Домашнее задание
Сравнение текстов
Деление текста

Я справился





Я допустил ошибку





Частично справился






2. Словарный диктант.
Исправь ошибки запиши в тетрадь:
1.вогзал, васкрисене, впиред, вчира, Гирой, гарячий, Гатоф, до сведание, жолтый, Жевотное, завтро, завтрок, запат, сдесь, здраствуи, космас, кастер.
2. Квортира, лагирь, Лесница, могозин, молина, вогон, вдрук, визде, вмести, транвай, ужен, субота, моркофь, асина, сахор, кортина, месиц.

1.Вокзал, воскресенье, вперед, вчера, герой, горячий, готов, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, здесь, здравствуй, космос, костер.
2. Квартира, лагерь, лестница, магазин, малина, вагон, вдруг, везде, вместе, трамвай, ужин, суббота, морковь, осина, сахар, картина, месяц.
Самопроверка.
3. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке я раздала вам карточки с заданием. Вам нужно было доказать, что это текст-повествование, определить тему и основную мысль и составить план текста. Если вы выполнили все задания, то ставите плюс в графе «Я справился», если одно не выполнили, то «Я допустил ошибку», если два не выполнили, то «Частично справился»
Крапива
Полез я малину собирать, а там крапива. Все руки мне искусала! Все ноги обожгла! Ух, как я разозлился! Взял палку и давай ее стегать.
А тут бабушка подошла и спрашивает, за что я так крапиву стегаю. А за то что она вредная! Тут бабушка засмеялась и объяснила мне, что крапива вовсе не вредная, а очень полезная.
Ранней весной сварила бабушка щи. И как вы думаете, из чего? Из той же вредной крапивы. Какие вкусные были эти щи!

Повествование – это тип речи, в котором обычно говорится о действии и событиях( что было сначала, потом, затем и наконец). Повествование отвечает на вопрос что произошло?

Из каких частей состоит текст-повествование?

Завязка (начало события) – развитие события – кульминация(наивысшее напряжение в развитии события) – развязка(результат развития действия).

Тема – это то, о чем говорится в тексте. (крапива)
Основная мысль – это то, к чему он призывает, чему учит( крапива не вредная, а очень полезная)
План
1. Крапива.
2. Крапива не вредная, а очень полезная.
3. Вкусные щи из крапивы.
4. Физминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
5. Работа по теме урока
На доске вы видите два текста, вам нужно сравнить два текста и объяснить в чем их различие.
1) Кошке хотелось поймать воробья.  Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента.  И вот стайка воробьев села на грядку.  Кошка вытянулась и медленно поползла.  Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок. Но птицы вспорхнули и улетели.  
2) Степной пейзаж.
Бывал ли ты в степи? Какой простор! Какая безбрежная ширь! Посмотри вокруг, и ты увидишь, как спокойна широкая степь. Жаркий воздух волнуется над степью. Ковыль уже принял осеннюю серебристую окраску.
Полынь слегка пожелтела. А степной курай стал красновато-бурым.
Как прекрасна родная степь!
1)- Композиция текста. Какие части можно выделить в тексте?  
1.Начало.
2. Основная часть.
3. Концовка.  
И каждую часть  нужно начинать с красной строки.
- Вам необходимо озаглавить его и разделить на три части.
        Кошке хотелось поймать воробья.  Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента.  И вот стайка воробьев села на грядку.  Кошка вытянулась и медленно поползла.  Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок. Но птицы вспорхнули и улетели.  
        Итак, 1 часть:
 Кошке хотелось поймать воробья.  Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента.  
2 часть:
И вот стайка воробьев села на грядку.  Кошка вытянулась и медленно поползла.  Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок.
Но птицы вспорхнули и улетели.  
3 часть:
Кошка с досады щелкнула зубами и побрела прочь.
- Как озаглавите этот текст?  (Неудачная охота. Кошка. Проворные воробьи. И т. п.  )
Следующее задание, работа в группах( разноуровневые)
1 группа
По данному плану нужно составить текст.
План - это заголовки частей текста. По плану легче пересказать текст, найти в нём нужное место.

План
1. Болезнь щенка. (Вступление)
2. Дружок у врача. (Основная часть)
3. Лечение щенка. (основная часть)
4. Выздоровление Дружка. (Концовка)

НАШ ЩЕНОК
Заболел наш щенок. Ещё вчера он весело лаял и грыз мамины тапки, а сегодня лежит, положив голову на лапы, и смотрит на всех грустными глазами. Мы понесли Дружка к врачу, который лечит животных. Врач внимательно осмотрел больного малыша, потрогал нос, пощупал живот и выписал лекарство. По дороге мы зашли в аптеку и купили лекарство. Когда возвратились домой, сразу приступили к лечению. Вскоре наш щенок опять весело играл и звонко лаял.
2 группа
Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст. Найти грамматическую основу в выделенных предложениях.
Выско в небе был слышен пчальный крик журавлей. Они лтели выско через пля, лса, шумные грода. В лсу на краю блота журавли остановились на отдых. Еще до рассвета ни снова отправились в путь.
6. Рефлексия.
Закончи предложения.
- Какой вид работы тебе понравился больше всего
- Чему я сегодня научился на уроке
7. Домашнее задание.
Вам нужно найти текст из 5 предложений, написать на листе А4 и разрезать на предложения.