Презентация к уроку русского языка в 6 классе Морфология .Части речи. (УМК С.И.Львовой,В.В.Львова.)


Урок русского языка в 6 классе по теме «Морфология .Части речи»(УМК С.И.Львовой, В.В.Львова) Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем А что вы хотите пожелать мне?Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чисто­ту рек.Я желаю вам хорошего настроения. Проверка домашнего задания 1.Проверь себя! ( в рамках ОГЭ) Задание №1 Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте номер строчки,в которой во всех словах пропущена безударная гласная в корне ,проверяемая ударением. 1)Д_льфинарий,выр_зительность, к_мпозиция, металлический к_нат.2)экспрес_ивный, громоз_кий, прогрес_ивный.3) скл_нившийся, состояние р_стительности и водоёмов, местопол_жение населённого пункта.4) оч_ровательная ночь,т_ктичность,ув_жительный,раск_лённая печь. 1)ДЕльфинарий,вырАзительность, кОмпозиция, металлический кАнат.2)экспресСивный, громозДкий, прогресСивный.3) склОнившийся, состояние рАстительности и водоёмов, местополОжение населённого пункта.4) очАровательная ночь,тАктичность,увАжительный,раскАлённая печь. ВЗАИМОПРОВЕРКА 2.Блиц –опрос (2 команды)( обучающиеся задают вопросы ) 1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? ( Текстоведение) 2. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика) 3. Какие еще разделы лингвистики вам известны? ( Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.)4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис) 5. Что изучает каждый из разделов6. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)   Чтение эпиграфа (стр.123) Грамматика не только учит нас тому ,как можно связать слова …но и позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.( Л.В. Успенский)  Морфология .Части речи. Урок-повторение Рефлексия «Синквейн»Части речиСамостоятельные,служебные.Обозначает,дополняет,заменяет.Части речи важные в речиСлова.  -А теперь, ребята, прочитайте эту загадочную фразу :”ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЕНКА”  - Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для определённой части речи.   Целеполагание уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных. Алгоритм работы  Поставить вопрос к слову. Что оно обозначает? Подобрать слова с тем же окончанием. Сделать вывод. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ . 1ПАРАВосстановите слова, в которых буквы переставлены местами. У образованных слов определите склонение..1. КАРЕТА ( ) – скл2. ДРАНФАКС ( ) – скл3. ОМЕТАК ( ) – скл4. СНИПУТК ( ) – скл5. НЕЛАПТА ( ) – скл6. СЕМОНЕВОСТЬ ( ) – скл 1. КАРЕТА (ракета) – 1 скл2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл3. ОМЕТАК (комета) – 1 скл4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл 6 баллов -5, 5 баллов -4, 3 балла -3 . 2ПАРА. «Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные, определите их падеж. ( за каждый правильный ответ – 1 балл)Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. круглых высоких Р.п с нежными белыми Т.п. Тихий И.п Лебяжьим Т.п. Молодого Р.п. 3ПАРА. Среди слов найти числительные и подчеркнуть их. Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (за каждый правильный ответ – 1 балл)Названы 5 числительных- 5,4- 4,3-3. 4ПАРА «Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения и определи падеж (за каждый правильный ответ – 1 БАЛЛ)Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.  Книга – маленькое окошко, через него( В.п.) весь (И.П.) мир видно.Для Родины своей ты( И.п.)ни сил, ни жизни не жалей.Не ищи правды в других, коль в тебе (Д.п.) её (Р.п.) нет.Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём( П.п.)любви к народу. 4ПАРА «Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1балл)1) Часы часикают.)2) На что ты так углазилась? 3) Ох, какой пузырь выпузырился. 4) Я все-таки распакечу пакет.   1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) 8 баллов -5, 7-6 баллов 4, 5 баллов -3 Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не )выкрикивай на уроке. (Не )сбивай с ног учителей.. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать.. (Не) рисуй на полях учебника. 6ПАРА «Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы(за каждый правильный ответ – 1балл). 6ПАРА «Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. Не выкрикивай на уроке. Не сбивай с ног учителей.. Не бей стекла, сам потом замерзнЕшЬ и заболеЕшЬ . Не дергай девчонок за косички, хуже потом будЕт – не дадут списать.. Не рисуй на полях учебника. 11 баллов -5, 10-8 баллов – 4, 7-6 баллов-3 Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения.- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи.( «+»/ «-»):1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.3. Служебные части речи не бывают членами предложения.4. Служебные части речи имеют лексическое значение.5. К любой части речи можно задать вопрос.6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных.7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.8. Самостоятельные части речи являются членами предложения. Самопроверка . 1. –2.+3.+4.-5.-6.+7.+8.+ 8 баллов -5, 7- 6 баллов-4, 5-4 балла-3, 3 балла…- 2 Самостоятельные части речи Служебные части речи 1. Можно задать вопрос.  1. Нельзя задать вопрос.  2. Являются членами предложения.  2. Не являются членом предложения.  3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения. Вопросы к теме Какие части речи вам известны?На какие группы можно разделить все эти части речи?В чем разница между самостоятельными и служебными частями речи? РЕФЛЕКСИЯ.Физическая: Я успел – Я не успел. сенсорная: Какое у вас самочувствие: комфортно – дискомфортно? интеллектуальная: .Что понял, что осознал? – что не понял, какие затруднения испытывал? духовная : Стал лучше – хуже? Созидал или разрушал себя, других? Урок русского языка в 6 классе по теме «Морфология .Части речи»(УМК С.И.Львовой,В.В.Львова)